Main Menu

Транспортный коллапс

Вчера закончилась осада столицы раздухарившимися маршруточниками. Со 2 июня водители бусиков взяли нас за горло, требуя повышения платы за проезд. Мэрская власть не знала, что и делать.

Болтливый мэр…
Всё началось в январе. Тогда тоже была забастовка, хоть и краткосрочная. И, конечно, по повышению тарифов. Мол, с 2012 года (когда с 8 сомов подняли до 10) не было изменений. Типа, пора. Городские чиновники и депутаты срочно стали встречаться с фирмами-перевозчиками, водителями. Те сначала требовали увеличения платы до 15 сомов, затем — до 20.
Почему тогда забастовку свернули? Тогдашний и. о. мэра Балбак Тулобаев наобещал с три короба. Дескать, готовим проект постановления, выставив на обсуждение три варианта. А после избрания нового горкенеша депутаты утвердят повышенные тарифы. «Так что в мае ждите», — заверил Тулобаев. Но всё пошло не совсем так. Варианты повышения тарифов на сайте вывесили и даже пообещали учесть мнение горожан, состоялись и выборы 11 апреля в местные кенеши, в том числе в БГК. Но затем выборы в ряде городов отменили. В их число попал и Бишкек. И назначили новые — на 11 июля. А что маршруточники? «Ждали, говорят, до 1 мая, до 31, но никакой реакции со стороны мэрии. Теперь и крайних не найдёшь». Водители маршруток считают, что их обманули. И в знак протеста не вышли на линии со 2 июня. Короче, 70 процентов подвижного состава встало.
Несмотря на увещевания властей города, предупреждения УВД, устрашения поставить к позорному столбу и, возможно, даже, ну, я не знаю, показательно, зримо, грубо наказать. И тут, как чёрт из табакерки, вылез предыдущий и. о. мэра Балбак Тулобаев со своим видеообращением на фоне гор и долин: «Мы же договаривались, что, когда будет избран новый горкенеш, плату за проезд для маршруток повысят до 15 сомов. Потерпите пока». Напомним, это тот чиновник, который собирался посадить нас на монорельс по руслам рек Ала-Арча и Аламедин. В прессе даже появились картинки, как это здорово будет. Но заменили и. о. на другого и монорельс почил в бозе.
…Трусливый мэр
— Я не знаю, что делать, — развёл руками в парламенте и. о. мэра Болотбек Кудайбергенов. — Мы не можем точно сказать, выйдут завтра на линии маршрутки или нет. Вроде все меры были приняты. Есть 42 фирмы-перевозчика. Они работали за 10 сомов за проезд. Мы попросили подождать до сентября с изменением тарифов, но они не согласились. С 4 июня будут курсировать автобусы, троллейбусы и ещё дополнительно 30 авто.
Для того чтобы горожане могли спокойно ездить, без лишних ожиданий, необходимо 1 300-1 500 единиц транспорта, поясняет вице-мэр Русланбек Акылбеков. А фактически выходят на линии 130 троллейбусов и 125 автобусов. Так что основным видом транспорта остаются маршрутки. И все старались убедить «взбесившихся» водителей бусиков потерпеть до осени. Ведь, чтобы изменить тарифы, горкенеш должен разместить проект постановления и дать месяц на обсуждение. Далее его необходимо рассмотреть на профильной комиссии, поскольку, по Закону «О местном самоуправлении», без заключения этой комиссии горкенеш вопрос рассматривать не будет. Более того, согласно регламенту БГК, внеочередная сессия не созывается по вопросам нормативно-правового характера (к коим и относится вопрос о тарифах). «Данный вопрос будет рассмотрен в установленном законом порядке», — сообщили в горкенеше.
— Вы, оказывается, трусливый человек, не идёте на риск, — возмутился парламентарий Султанбек Анарбаев, слушая на заседании ЖК и. о. мэра. — Говорите, депутатов не можете собрать, но нет смысла этого делать. Вы хозяин города и можете поставить подпись под меморандумом, сказав: «Я отвечаю». И другие депутаты увещевали и. о. мэра: имеете полное право всё решить сам.
И немножко коммунизма
3 июня пресс-служба мэрии сообщила: «В связи с тем, что водители микроавтобусов не выходят на линии, в столице запущен автотранспорт, который перевозит горожан бесплатно». Приятно было видеть на улицах серебристых красавцев с табличками на лобовом стекле «Бесплатный проезд. Маршрут №…» И дохнуло чем-то до боли знакомым с прошлого века — «советский народ будет жить при коммунизме». В 1990-е ездили по городу ужасные «пазики» и «тарзики» вкупе с нещадно дымившими «Икарусами». На остановках, особенно в час пик, было не протолкнуться. Обстановку разрядили маршрутные такси. У нас тогда был один из самых дешёвых проездных тарифов по СНГ. Так что маршруточники покусились на самое для нас святое.
Обращение vs обращение
3 июня забастовщики обратились к народу: «Вы должны нас понять. Чиновники в курсе всего, но ничего не предпринимают. Ждём уже 6 месяцев. Все цены подскочили, те запчасти, что стоили 500 сомов, теперь — 2 тысячи. Многие водители живут с семьями на квартирах, денег ни на что не хватает…» Ну и в том же духе плач Ярославны. Но никто в соцсетях не поддержал этот маршруточный демарш. Да ещё с требованием сейчас увеличить плату до 15 сомов и каждый последующий год прибавлять ещё по сому. То есть власть обязывалась бы постоянно увеличивать субсидирование фирм-перевозчиков. И это уже рэкет и мафиозные признаки.
Вы говорите, подорожали запчасти, а растительное масло, мука, мясо стабильны в цене? Вы или ваши жёны ходите на рынок и видите, что изо дня в день всё только дорожает. Что стало причиной этого роста? Коронавирус, разрыв торговых связей между странами, почти нулевое импортозамещение? Но даже те продукты, которые производят у нас, тоже дорожают. Набор продуктов, стоивший вчера 1 000 сомов, сегодня уже — 2 000. И вы, водители, корнаете наш бюджет ещё и своими требованиями о повышении.
Можно до некоторой степени отметить вашу солидарность, но в странах, где легальными организаторами протестов являются профсоюзы, вы устанавливаете порядки по своему разумению. С одной стороны, говорите, что никого не неволите бастовать, а с другой — грозите своим коллегам, не поддержавшим вас, колёса проколоть и ноги переломать. По некоторым сведениям, бусики по маршруту №226 (мкр. «Асанбай» — рынок «Дор-дой») курсируют в сопровождении милиции.
Что касается производственной культуры… За рулём водители курят, болтают по мобильникам, умудряясь при этом ещё рулить и брать плату. На замечания огрызаются, хамят, грубо отвечают: мол, ездите на такси, если не нравится. Сам свидетель: маршрутка №200, остановившись на кольце Ахунбаева — Алматинской, замерла, ожидая пассажиров. Сзади сигналили, потом вышел парень из легковушки и обругал водителя. Тот полез в драку. Еле разняли. Через некоторое время, смыв кровь минералкой, сел за руль и поехал дальше. И вся эта дикость, к сожалению, становится привычной.
Исторически сложилось, что большинство пассажирских линий в Бишкеке обслуживают бусики. Но это неправильно, неестественно. Через обозримое будущее маршрутки вымрут как класс. И какие отзывы о себе оставят?
Вам «шашечки» или ехать?
Свято место пусто не бывает. Таксисты тут же нагло подняли плату в 2-3 раза. Таких в соцсетях назвали хапугами, наживающимися на ситуации. Вообще, этот транспортный коллапс всех проверил на вшивость. Маршруточников с их боссами — до какой красной черты те готовы борзеть. Городскую власть — насколько по-волевому она будет действовать в этой ситуации. Горожан — до каких уступок способны покориться. Все, от мала до велика, сходятся во мнении: городу необходимо как можно больше общественного транспорта — автобусов и троллейбусов. Мэрия обещает 350 автобусов ISUZU из «Самаркандавто». Первая партия из 50 единиц должна поступить в июне, а всё остальное — до конца осени. Тратится не муниципалитет, а наши бизнесмены по аутсорсингу взамен на маршрутные линии. Кроме того, мэрия также направила заявку в один из международных банков на получение 33 млн. евро на закупку автобусов.
Похоже, завтрашнему составу горкенеша после выборов и новому мэру уже нельзя пускать на самотёк транспортную проблему, потому что может опять выстрелить: водилы сняли забастовку с условием потерпеть до осени. А если ничего не решится, угрожают взять реванш (что это такое, мы не поняли).
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ БГК ПО ТАРИФАМ
Предлагается в троллейбусах и автобусах платить до 11 сомов, в маршрутках — 15 сомов. Кроме того, поднимется тариф для пенсионеров на проезд в микроавтобусах до 8 сомов (с 9.00 до 17.00 ежедневно) при наличии персонифицированной транспортной карты владельца, имеющего право на бесплатный или льготный проезд.
Геннадий КУЗЬМИН.






Добавить комментарий