Main Menu

Обновленный Суусамыр (Устойчивое управление пастбищами)

В селе Париж, расположенном в Суусамырской долине, состоялось собрание членов ассоциации «Суусамыр жайыттары», объединившей  57 из 80 жайыт комитетов, то есть тех, кто выпасает свой скот  на здешних  благодатных  пастбищах. Представители 11 районов трех областей  — Чуйской, Таласской и Джалал-Абадской  — обсудили стратегию использования  джайлоо  на ближайшие три года — с  2013-го по 2015 г.,  определили объекты инфраструктуры, которые предстоит отремонтировать сообща на взносы  пастбищепользователей.
Встречу помогли  организовать  сотрудники  проекта ГЭФ\ПРООН «Демонстрация устойчивого управления горными пастбищами в Суусамырской долине».


СПРАВКА «СК». Суусамырская долина является крупнейшим в республике центром отгонного животноводства, где расположены обширные естественные угодья. Территория  свыше 415 тысяч гектаров обслуживает животноводов   трех областей: Чуйской, Таласской и Джалал-Абадской.  Полтора миллиона овец, лошадей и коров пасутся  здесь летом, более 100 тыс. голов остается на зиму.

Когда-то Кыргызстан был основным поставщиком мяса для  Москвы и Санкт-Петербурга  (сегодня  в эти города  мясо завозят из Новой Зеландии и Австралии). На наших высокогорных пастбищах  паслись до пяти миллионов овец. С развалом  колхозов и совхозов были образованы частные фермерские хозяйства.
С ростом поголовья скота, особенно  в последние 10 лет,  возникла потребность позаботиться об устойчивом  развитии выпасов, повышении   плодородия, особенно присельных пастбищах, предстояло  поставить заслон деградированию земель.

СПРАВКА «СК». По данным Национального статистического комитета, в настоящее время свыше 40% из 10,7 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель, включая пастбища, не пригодны к использованию. 85% территории республики подвержены эрозии, джайлоо  засорены  ядовитыми травами.
Решение  важной  проблемы, имеющей национальное значение ,  предлагали эксперты и специалисты различных международных организаций. Существенных результатов  в этом направлении добился проект ГЭФ/ПРООН «Демонстрация устойчивого управления горными пастбищами в Суусамырской долине».
Они пригласили сотрудников «Кыргызгипрозема», которые  впервые за последние 20 лет провели инвентаризацию земель.
Были  выявлены деградированные участки, определены емкость и продуктивность пастбищ.  Установили границы и разработали план выпаса скота для 80 айыльных округов.
Что  мешает продвигать начатые реформы?  Разобраться в этом поможет  эксперт проекта, директор Фонда развития и права Алмаз МУСАБАЕВ.

— В 2009 году,  государство  передало управление пастбищами жайыт комитетам. Как животноводы справляются с возложенными на них задачами?
— Со многими проблемами в одиночку не справиться,  поэтому в прошлом году  пастбищепользователи  объединились в ассоциацию.
Ей, конечно, еще предстоит завоевать доверие. Сразу встал вопрос финансирования организации,   ее бюджет складывается из взносов  членов  ассоциации. Многие чабаны сомневались, что собранные деньги пойдут по назначению — на возведение мостов,  восстановление дорог  к высокогорным пастбищам,  водопоя для скота,  повышение  плодородия пастбищных угодий, ветеринарное обслуживание и т. д.
Любой член   «Суусамыржаыттары» мог сказать: «Спасибо, я обойдусь без вас, никакой выгоды от ассоциации не ощущаю». Поэтому очень важно, чтобы руководители общественной  организации смогли  заслужить доверие всех своих членов. Каким образом? Только совершенствуя и улучшая пастбищные угодья, тем самым демонстрируя принципы демократического управления.
Не добившись единого понимания целей  всеми ее членами, ассоциации  трудно  рассчитывать  на успех.

— Есть  люди, которые  активно работают в «Суусамыр жайыттары»?
— Конечно, с  удовольствием их  назову. Это председатели жайыт комитетов: Боронбаев Кумарбек, Новопавловское айыл-окмоту, Орузбай Сейталиев, «Кууганды» айыл окмоту, что в Таласской области, Айдос Ызманалиев  из Сын-Ташской сельской управы Чуйской области. Это лидеры,  продвинутые фермеры. Они  пытаются идти в ногу с сегодняшним днем, понимая важность рационального использования природных ресурсов, ведь  наши пастбища — один  из главных источников доходов животноводов.
Недавно    решили закрепить  6-7 жайыт комитетов за одиннадцатью  членами правления «Суусамыр  жайыттары»,чтобы они сыграли роль некоего мостика между ассоциацией и  чабанами,  оперативно снабжали их всей   необходимой инфоромацией.

— Алмаз Шакирович,  какие проблемы, на ваш взгляд,  следует  решать в первую очередь?
— Ассоциация координирует ту деятельность,  эффект воздействия которой  распространяется на  другие жайыт комитеты. Это  профилактические  санитарные мероприятия, строительство  ветеринарной ямы  Бекерева, где сжигают трупы инфицированных животных.  В  одиночку фермеру это, конечно,  не под силу, а на уровне ассоциации, где всегда тебя проконсультируют специалисты, — вполне выполнимо.
Сегодня  многие пастбищепользователи уже осознали, что управление пастбищами законодательно закреплено за ними. Но есть еще и такие, которые по старинке ждут помощи  от государства.
Животноводы  должны четко понимать: плату за использование пастбищ определяет  жайыт комитет с последующим утверждением в местном кенеше айыльного округа, деньги поступают в объединение пастбищепользователей. Поэтому думать о том, как улучшить инфраструктуру пастбища, должны жайыт комитеты и депутаты местного кенеша.
Повторю еще раз: согласно новому закону, государство делегировало  функции управления   пастбищами жайыт комитетам. Все вопросы теперь к ним. Государство предоставило возможность чабанам и фермерам самим организовываться, работать сообща ради собственного развития.

— Теоретически это так. А как обстоят дела на практике?
— Некоторые чабаны привыкли каждый год  кочевать  со своей отарой  в то место, которое им нравится, ни у кого не спрашивая разрешения.  Животноводы  платили  чиновникам на экологических  постах или просто  своим знакомым, чтобы их не трогали.
Как вы сами понимаете, возникали  элементы коррупции. Деньги в кассу или госбюджет не поступали. И многим это было выгодно. А согласно новому Закону «О пастбищах»,  нужно ежегодно  покупать пастбищный билет. Это значит, что фермер должен говорить правду  соседям, сколько  имеет   голов  лошадей, коз,  овец, яков. Ведь именно из этого складывается цена пастбищного билета,  определяется и размер выделенного для  выпаса земельного участка.
Если  скажешь неправду, то вредишь своему будущему развитию. Пастбищепользователи должны понимать: если они будут скрывать истинное количество поголовья скота, чтобы  меньше платить, то  и отдачу получат соответствующую —  джайлоо начнут деградировать, засоряться, не будет средств для ремонта дорог и мостов.
С другой стороны, наступает ответственность и  жайыт комитетов. Раз фермеры внесли оплату, их  скот необходимо обеспечить здоровой растительностью, сочными травами, соответствующей   инфраструктурой. Все ветеринарные мероприятия надо проводить  вовремя. Это предотвратит появление инфекционных болезней у животных. Повысится экспорт мяса, улучшится благосостояние сельских жителей.  Закон «О пастбищах» своевременен, но его реализация оставляет  желать лучшего.

— На территории Суусамырской долины скот выпасают представители трех областей. Местные жители жалуются, что им не хватает земли. Как решаются земельные споры?
— Земельные приграничные споры всегда были и  будут возникать. В таких случаях все проблемы  должны решаться в соответствии с  Конституцией, Земельным кодексом в суде. Есть компетентные юридические компании, которые оказывают правовые услуги. По всей стране создана сеть партнерских организаций «ЛАРК», которая  специализируется на  решении земельно-аграрных вопросов.

На практике жайыт комитеты  сталкиваются с реальными проблемами, такими как:
— разработка ежегодного плана управления пастбищами;
— предоставление мест для выпаса животных  иностранцам, налоги;
— определение оптимальной нагрузки  на пастбища,  порядка их вторичного использования и т.д.
Особенное внимание  следует уделить налогообложению объединений пастбищепользователей. Несмотря на то что они считаются некоммерческими организациями, выполняющими к тому же социальные задачи, у них отсутствуют  какие-либо  льготы и налоговые  преференции. Жайыт комитеты  уплачивают практически все виды налогов, которые ложатся на них  непосильным бременем.
К тому же из закона  не совсем ясно, кто является плательщиком земельного налога.
Департамент пастбищ при Министерстве сельского хозяйства  должен  внести изменения  и дополнения в нормативные документы, регулирующие правоотношения в сфере пастбищепользования. В противном случае у чабанов  появятся  разочарование и неуверенность в необходимости  реформ, так  недолго и загубить  начатое хорошее дело.

— Как помог проект ГЭФ/ПРООН  в продвижении инновационных идей по внедрению устойчивого плана выпаса скота?
— Наш проект — только первая ласточка. Полученные результаты должны стать образцом для других регионов, других долин Кыргызстана. Их много,  это Каркыра, Аксай, Арпа, на юге тоже немало джайлоо, которыми пользуются несколько десятков жайыт комитетов.

— Изменилась ли  жизнь сельчан после принятия Закона «О пастбищах»?
— Конечно! Животноводы говорят, что теперь им не надо, как раньше, без конца бегать в районную или областную администрации, потому что вопросы управления как отгонными, так и присельными пастбищами решаются на уровне айыльного округа, жайыт комитета.
Однако есть и недовольные. До принятия нового закона многие пастбищные угодья были сданы в аренду. Сегодня они должны поменять порядок использования пастбищ, т. е приобрести пастбищные билеты, но таких   немного.
В Суусамыре есть лыжная база. Жайыт комитет не знает, кому  и сколько платит ее владелец. Необходимо как можно скорее решить вопрос такого использования.
Среди фермеров тоже есть недовольные. Их беспокоют  инфекционные заболевания животных. Скот гибнет каждый год, чабаны и  другие  животноводы теряют свои кровные  деньги.  По чьей вине  произошел падеж, кто допустил ошибку,  сказать трудно. Никто не несет  никакой  ответственности.
Интервью вела

Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено
ассоциацией  «Суусамыр  жайыттары». 

 






Добавить комментарий