Main Menu

Благословение Семёна Чуйкова

Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева порадовал своих поклонников и любителей живописи ретроспективной экспозицией замечательных произведений Данакан Адашкановой, приуроченной к её 70-летию.

Она, к сожалению, ушла от нас весной прошлого года, организаторы выставки и её родные постарались максимально познакомить ценителей и любителей изобразительной музы с лучшими творениями, созданными необычайным талантом Данакан, члена Союза художников республики, лауреата международной премии «Руханият», заслуженного деятеля культуры КР и обладателя «Золотой медали» Натальи Сац от Международной академии творчества за достижения в области искусства.
Всего одна из немногих кыргызских художниц-живописцев написала 600 картин. Сегодня её лучистые и трогательные работы хранятся, кроме Национального музея КР, в музеях стран СНГ, многочисленных частных зарубежных собраниях в Канаде, Германии, Италии, Японии, США, Венгрии, Литве, Турции, Нидерландов. В юбилейную ретроспективу вошли полотна и живописные композиции из фондов Национального музея имени Г. Айтиева, различных частных коллекций и личного фонда семьи Д. Адашкановой.
Судьба очень рано предсказала Данакан творческое будущее. Рисунки школьницы с юга Кыргызстана увидел стажёр-специалист из столицы и посоветовал девочке серьёзно заняться рисованием. Она поверила в это предсказание и поступила во Фрунзенское художественное училище, а после его окончания желание стать хорошим живописцем привело её в Ленинград, где она поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, знаменитую «Репинку», и училась в мастерской Бориса Лавренко и Иосифа Серебряного. Последний известен как замечательный портретист. Он автор лучшего прижизненного портрета Дмитрия Шостаковича. Её дипломной работой была теперь в каком-то смысле сакральная картина «Сбор табака».

Она смогла неожиданно поразить искусствоведов своей холодной сумеречной цветовой гаммой. А ведь девушки, изображённые на картине, собирали его на кыргызском юге, и, как правило, все художники рисовали наш юг солнечным, знойным и жарким. Словом, работа произвела сенсацию, и Данакан в числе ещё двух дипломников получила за неё пятерку и приглашение в аспирантуру в Ленинград. Однако тоска по родным местам позвала её домой. Совсем недавно это полотно, которое более 40 лет находилось в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, передали в дар Бишкеку, и теперь оно заняло достойное место в Золотом фонде Национального музея изоискусств Кыргызстана.
В экспозиции представлены и другие картины с замечательной историей. Например, ныне знаменитый её автопортрет с цветным платком. Сама Данакан на вернисаже, посвящённом 35-летию её творческой деятельности, рассказывала журналистам, что в 1978 году картина демонстрировалась на республиканской выставке, приуроченной к 100-летию города Фрунзе. Она не успела на открытие и пришла в музей уже спустя несколько часов. Возле своей работы она изумлённо увидела патриарха изобразительного искусства КР Семёна Афанасьевича Чуйкова с его супругой, тоже художницей Евгенией Малеиной. Увидев девушку, аксакал воскликнул: «Ну вот и автора дождались!» Он похвалил Данакан за её работу и дал творческий совет-благословение мэтра серьёзно заняться портретом, а её автопортрет после выставки приобрёл Национальный музей.

Она весьма долго следовала наказу Семёна Афанасьевича и создала ряд прекрасных работ. На выставке есть написанные Данакан портреты народных артисток КР балерины Рейны Чокоевой и актрисы театра Мираиды Далбаевой, а также другие впечатляющие полотна этого жанра «Портрет Светланы Узакбаевой», «Портрет А. Бегельдиновой» и «После тренировки» (портрет мужа А. Обозова). Увлечение портретом прервала её поездка в Крым в Дом творчества, после которой она очень вдохновенно занялась пейзажными композициями. В столь поэтическом месте устоять от соблазнов написать их было просто нельзя.
Одним из её классических пейзажей стала картина «Последняя весна». Её дочь Шайым любезно поведала нам историю написания этого полотна. Дело в том, что Данакан завершила это произведение за две недели до своего земного ухода. Название ему придумали уже сами дочери Шайым и Айпери. Данакан любила писать и натюрморты, но сегодня в семье остались лишь несколько её работ в этом жанре и три портрета. Остальные разошлись по частным коллекциям. Когда вглядываешься в полотна и композиции Д. Адашкановой, то невольно погружаешься в те годы и ту эпоху, когда они создавались. Многие её коллеги отмечали умение автора передать дыхание времени, его неповторимые мгновения. Ей удавалось достигать такого ощущения у зрителей игрой красок, цвета, техник, композиционных и сюжетных приёмов, а ещё характеров и настроений образов.

Отмечая её несомненный профессионализм, современники удивлялись тому, как автору работ удаётся воспринимать окружающий мир глазами совсем юного человека. Её картины из серии «Хан Тенгри», «Маковая река», «Разнотравье», Иссык-Куль в январе», «Иссык-Куль штормовой», «Иссык-Куль. Одинокая чайка», «Осенний Иссык-Куль», «Яки», «Девушка в платке», «Живые цветы», «Кыргызский простор», «Натюрморт со свечами и портретом», «Маки», «Жеребёнок» точно из детства каждого из тех, кто взором прикасался к произведениям нашей талантливой соотечественницы. Так любовно и нежно воссоздавала она в своих картинах травы, луга, поля, деревья, цветы, горы и иные уникальные лики вдохновенного горного края Ала-Тоо.

Мир её творчества в реалистичных полотнах и камерных композициях бережно воспевает и хранит тишину и покой любимого ею Отечества. Кажется, будто из изображённых Данакан Адашкановой родных пейзажей льётся нескончаемый свет земной красы, разносятся волнующие сердце и душу запахи до боли знакомых цветов, трав, неедкого дыма, что струится от горных костров. Её живописное, значимое в изобразительном искусстве страны творчество несёт в себе страстную исповедальность, которая вполне может послужить ключом к пониманию избранной художницей творческой реалистичной позиции и достойно говорит о её человеческой чистоте, душевной любви и силе художественного духа.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий