Main Menu

Теория и практика «Большого скачка»

Форсирование развития цифровых технологий обеспечит подъём экономики страны

Результаты исследования «Развитие цифровой экономики в Кыргызской Республике» представлены на мероприятии, организованном Международным деловым советом.

МДС при поддержке международных доноров и с участием привлечённых независимых экспертов провёл комплексный анализ состояния и перспектив развития цифровой экономики в Кыргызской Республике. Рассмотрев лучшие международные практики передовых стран, включая США, Китай, Сингапур, Южную Корею, Ирландию, а также опыт стран ЕАЭС — Беларуси и Казахстана, исследование сосредоточили на изучении национального законодательства и практики, связанных с развитием электронной коммерции, банковских услуг и безналичных операций, почтовых и логистических услуг, доступа к интернету, в том числе к широкополосной связи, уровня цифровой грамотности населения и основных участников цифровой экономики.
Исследование охватило следующие электронные компоненты: обмен информацией, деньги, торговля, маркетинг, услуги, искусственный интеллект, кибербезопасность и другие отрасли, в том числе экономики.
По статистическим данным, мировой оборот электронной коммерции составляет $26,7 трлн., из них 70% — по принципу В2В (бизнес для бизнеса). Из 100 крупнейших публичных компаний в цифровой экономике 35% заняты разработкой ПО и услуг в сфере IT, 26% — производством технологического оборудования, 23% — производством полупроводников.
В списке 131 страны в рейтинге Глобального индекса инноваций в 2020 году Кыргызская Республика занимает 90-е место; по уровню развития электронного правительства в числе 193 стран — 83-е место; по Индексу развития информационных и коммуникационных технологий (данные 2017 года) из 176 стран — на 109-м.
Кыргызстан занимает 97-е место из 152 стран в рейтинге «Индекс электронной коммерции B2C (Бизнес для потребителя)». Индекс оценивает готовность стран развивать электронную коммерцию, исходя из четырёх показателей: проникновение интернета, наличие банковских счетов у населения, доля безопасных серверов на 1 миллион населения и уровень развитости почтовых услуг согласно рейтингу Всемирного почтового союза. В этом рейтинге Кыргызстан отстаёт почти от всех стран СНГ — Беларуси (37-е место), России (42-е место), Казахстана (52-е место), Армении (66-е место), Азербайджана (68-е место).
По охвату интернетом Кыргызстан занимает 3-е место (47,1%) среди государств Центральной Азии и 2-е место в мире по стоимости мобильного интернета ($0,15, дешевле только в Израиле — $0,05). Им обеспечено 99% населения и более 70% пользуются интернетом стандарта 4G. Однако в 2019 году всего 10% населения имели фиксированный широкополосной доступ к интернету.
Основной задачей в развитии цифровой экономики в Кыргызской Республике является создание широкой инфраструктуры для информационно-комуникационных технологий, доступа к высокоскоростному интернету. Также предлагается обеспечить субсидирование и/или льготные тарифы на аренду опор государственных распредкомпаний («Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и т. д.) и муниципальных служб (Бишкекское троллейбусное управление, Горсвет и т. д.) для операторов связи. Снижение стоимости аренды опор напрямую влияет на снижение себестоимости интернета и доступность фиксированного широкополосного доступа в интернет для абонентов.
Особую роль в развитии цифровой экономики занимают цифровые платформы, являющиеся средой для осуществления сделок и торговых операций. К примеру, 7 из 8 крупнейших компаний в мире по размерам капитализации используют платформенные бизнес-модели, в том числе Amazon, Alibaba.
По данным Ассоциации электронной коммерции, в Кыргызстане 72% интернет-магазинов — это лишь виртуальная витрина офлайн-магазинов и они полноценно не используют возможности цифровой коммерции. Необходимо реализовать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, начиная с понятного и доступного алгоритма открытия бизнеса в этой сфере, упрощённого налогообложения, современных и удобных электронных платёжных систем, развитой системы логистики товаров, особенно при трансграничной торговле.
Отдельный вопрос исследования — развитие образования в сфере цифровой экономики. Недостаточный уровень цифровой компетенции и навыков населения в Кыргызстане — один из главных вызовов в развитии цифровой экономики. Необходимо разработать комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса, лиц, планирующих занятие предпринимательством, и населения в целом. Предлагается запустить пилотные проекты по обучению цифровым навыкам в средне-специальных колледжах и техникумах.
Для создания более благоприятных условий и стимулирования онлайн-предпринимательства большинство стран предусматривают налоговые преференции и субсидии. В соседнем Казахстане, например, участников рынка электронной коммерции освободили от корпоративного и подоходного налогов — при условии соблюдения определённых правил, включая продажу товаров через интернет, доставку через собственные курьерские службы или аутсорсинг, безналичные платежи и др. В КНР электронная коммерция также не облагается налогами, экономика выигрывает за счёт увеличения объёмов производства и роста индивидуальных доходов.
Примеров поддержки развития электронной коммерции в мировой практике много. Важно и у нас в стране предусмотреть налоговые льготы для электронной коммерции, чтобы предприниматели могли инвестировать в знания, навыки и нематериальные активы.
Исследование показало, что, несмотря на наличие национальных программ и стратегий, в том числе по цифровой трансформации, многие инициативы в Кыргызстане не реализованы в достаточной мере. Не принят Закон КР «Об электронной коммерции», который содержит разъяснение таких понятий в сфере цифровой экономики, как «электронная коммерция» и «электронная сделка». Необходимы изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие специальные налоговые режимы для электронной коммерции, логистики товаров.
Продукция и услуги из Кыргызской Республики не выдерживают ценовой конкуренции с производителями других стран. Отечественные экспортёры, торгуя с некоторыми странами, уплачивают двойные налоги. Необходимо дополнить список стран, с которыми у КР подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, поскольку этот список не соответствует требованиям и нуждам современных экспортёров (ИТ, экспорт услуг и креативной экономики), таких как Ирландия, США, Великобритания и т. д.
Электронные деньги приобретают всё большую популярность в Кыргызстане. Так, по данным на первый квартал 2021 года, в стране было 3,8 млн. электронных кошельков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 63,4%). Но существует ряд сдерживающих факторов. Поэтому предлагается развивать агентскую сеть, количество точек (субъектов бизнеса), принимающих оплату через электронный кошелёк, в том числе для трансграничной торговли.
Проблемы, связанные с торговой логистикой, порождают неопределённость, издержки как для фирм, занимающихся электронной торговлей, так и для потребителей. Кыргызстан не имеет выхода к морю, что приводит к дополнительным затратам в торговой логистике. Необходимо развивать потенциал центров международной торговой логистики (ЦТЛ), в том числе создавая условия для виртуального логистического центра — платформы для единого обмена данными между всеми участниками цепочки поставок, которые могут получить выгоду, особенно с точки зрения экономии затрат и логистической поддержки. Большинство ЦТЛ, созданных в стране, — обычные склады, и лишь немногие занимаются упаковкой или предоставляют транспортные и логистические услуги.
Члены Международного делового совета и представители бизнес-сообщества считают, что для развития цифровой экономики в Кыргызстане нужны широкая инфраструктура ИКТ, налоговые преференции, всеобщая цифровая грамотность, современная логистика.
Для этого предложено принять комплекс краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер, в числе которых: упростить порядок и сократить сроки рассмотрения и выдачи разрешения для строительства сооружений связи в уполномоченном органе КР (данный порядок разработан и внесён на рассмотрение в Кабинет министров, необходимо ускорить его согласование и утверждение); законодательно закрепить обязательную норму для государственных и муниципальных органов власти по сбору, хранению, обмену и работе с открытыми данными и обеспечить открытость, прозрачность и подотчётность перед гражданами; создание парка электронной торговли, который поможет Кыргызстану реализовать свой транзитный потенциал, упростить и увеличить экспортные поставки отечественных производителей; принять концепцию и «дорожную карту» по развитию креативной экономики, разработанную рабочей группой при Министерстве экономики и финансов с участием и привлечением экспертов из частного сектора; для снижения стоимости авиаперевозок разработать и провести комплексные мероприятия по выводу Кыргызстана из «серого списка» стран-авиаперевозчиков в Европейском союзе; создание условий для виртуального торгово-логистического центра; либерализовать и создать конкурентные условия для развития и притока частных инвестиций в управление и эксплуатацию услуг аэропортов — для развития конкуренции в данном секторе; рассмотреть возможность альтернативных поставок авиатоплива в ТЗК аэропортов как основной части себестоимости перевозок; разработать новые механизмы социальной защиты и нового подхода к работе и отдыху, так как новые технологии и, в особенности, искусственный интеллект связаны со значительными переменами на рынке труда.
Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий