Main Menu

Когда следователю некогда расследовать

Я, как ветеран оперативных служб МВД, имеющий базовое специальное, юридическое и академическое — управленческо-правовое образование, большой опыт работы в оперативных подразделениях, прошедший путь от простого оперуполномоченного до первого заместителя начальника уголовного розыска МВД республики, обеспокоен текущим положением дел.

На сегодня серьёзную озабоченность вызывают основные направления борьбы с преступностью — оперативная профилактика, предотвращение подготавливаемых и замышляемых преступлений, установление и задержание лиц, совершивших преступления (раскрытие), а также розыск и задержание лиц, скрывшихся от следствия и суда.
В обществе не работает принцип неотвратимости наказания за совершённое преступление. Именно принцип неотвратимости ответственности является важной профилактической мерой, каждый гражданин должен знать, что он во что бы то ни стало понесёт наказание за нарушение закона. Тогда и общество в целом будет знать, что шутки с государством и законом плохи.
Безнаказанность привела к неуважению и игнорированию закона. В сотруднике милиции граждане не видят представителя власти, часто не выполняются законные требования представителей правоохранительных органов, в обществе процветает правовой нигилизм, что приводит к слабости органов внутренних дел и, в конечном итоге, бессилию власти.
Если и далее органы государственной власти и правоохранительные органы не обратят серьёзного внимания, не займутся проблемами правоохранительных органов и Вооружённых сил, то наряду со слабой экономикой и отсутствием должного правопорядка в стране мы можем в ближайшем будущем потерять свою государственность.
Причинами неудовлетворительного состояния борьбы с преступностью, по мнению ветеранов Академии МВД, является принятие в 2017 году нового законодательства, которое действует с 2019-го и является тормозом в деятельности ведущих служб ОВД, таких как следствие, служба криминальной милиции и других оперативных структур.
Оперативные подразделения лишились самостоятельности и свободного поиска, образно говоря, они «повязаны по рукам и ногам», из-за изменений в УПК не могут в полной мере применять в борьбе с преступностью своё главное эффективное оружие — оперативно-разыскную деятельность.
Следователи не могут качественно расследовать уголовные дела, особенно по неочевидным преступлениям, отвлекаясь на поручения оперативному сотруднику по проведению оперативно-разыскных мероприятий. Следователь, бросив расследование, бежит к следственному судье для получения санкций на их проведение, а затем в прокуратуру для уведомления. Указанные следственные поручения являются формальностью, так как следователи поверхностно осведомлены об ОРД, а порой не имеют знания и опыта оперативной работы. Кроме того, они не имеют допуска к этому виду деятельности. Соответственно, многие виды преступлений, которые ранее раскрывались с применением ОРД, на сегодняшний день остаются нераскрытыми.
Следователь — процессуальное лицо, он обязан заниматься расследованием. Оперативный сотрудник обязан раскрывать и выявлять преступления оперативным путём, заниматься розыском и задержанием скрывшихся преступников. Каждый должен заниматься своим делом.
Хочу подчеркнуть, если совершено преступление, то по новому законодательству оно должно быть зарегистрировано в ЕРПП, начато досудебное производство и только потом следователь даёт поручение оперативному сотруднику провести оперативно-разыскные мероприятия по установлению лица, совершившего преступление, то есть в данном случае теряется своевременность и оперативность в раскрытии преступлений по «горячим следам».
Сегодня оперативно-разыскная деятельность в ОВД развалена. Из 21 оперативно-разыскного мероприятия, ранее предусмотренных в Законе об ОРД, в соответствии со ст. 213 УПК более половины ОРМ закреплены в качестве специальных следственных действий, эти мероприятия оперативные сотрудники могут проводить только по поручению следователя, по сути, оперативники потеряли самостоятельность и оперативность. Оперативный сотрудник на то и называется оперативным, чтобы действовать моментально, пока не остыли следы преступления.
Например, сотрудник, выехав в составе СОГ на место происшествия, занимается охраной, по заданию следователя и дознавателя доставляет свидетелей, выполняет иные поручения. Оперуполномоченный фактически стал помощником или порученцем следователя, дознавателя. Если от следователя не поступает поручений, то оперативный работник может бездействовать. Если же он начнёт самостоятельно действовать, то это будет нарушением нового уголовно-процессуального законодательства, за что ему придётся отвечать по всей строгости.
Загублена работа с источниками оперативной информации, которые являются наиболее эффективным средством борьбы с неочевидными преступлениями. Кроме этого, если служба криминальной милиции занимается раскрытием преступления, то службы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и противодействия экстремизму и незаконной миграции — выявлением преступлений, т. е. их работа целиком зависит от получения информации оперативным путём. В данном случае привязка ОРМ к УПК сыграла негативную роль.
У нас складывается мнение, что разработчики нового законодательства витали в облаках и далеки от реальной практической деятельности. Как известно, новое — хорошо забытое старое. Мы предлагаем вернуться к прежнему законодательству в части самостоятельности и ответственности сотрудников оперативных подразделений и разгрузить следователя от не свойственных ему функций по раскрытию преступлений.
Строгий правопорядок и эффективная борьба с преступностью влияют на все сферы жизнедеятельности общества. Без правового порядка не будут развиваться экономика, решаться в должной мере социальные и другие вопросы и расти благосостояние народа и государства.
Р. БОБУШЕВ, ветеран оперативных служб МВД КР, полковник милиции в отставке.






Добавить комментарий