Main Menu

Миграция XXI века и кочевники поневоле

В Указе Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года «О принятии мер, направленных на улучшение миграционной ситуации» ставятся большие задачи, отдельные из которых попытаемся осветить.

Массовое возвращение наших соотечественников в связи с невиданной ранее пандемией — проблемой планетарного масштаба, породило большие проблемы. Ведь каждый из них кормил минимум двоих, и получается, что возвращение 100 тысяч человек затрагивает судьбу 300 тысяч. Возможны и другие варианты — от полумиллиона до двух миллионов человек.
Необходимо было принять меры оперативного и стратегического характера. Одно интересное предложение Акылбека Жапарова — отправить обратно (т. е. в Россию) эшелонами — вызвало бурные обсуждения и одобрение тех, кто работал за рубежом, прилетел самолётом и не может вернуться из-за отсутствия или малочисленности авиарейсов, дороговизны авиабилетов. В то же время очень громко и рассерженно звучали голоса душевно ранимых и гордых людей, которым сильно не понравилось слово «эшелонами».
После всестороннего анализа проблемы издан данный Указ. В нём рассматриваются вопросы защиты прав и интересов трудовых мигрантов, находящихся за рубежом, реализации инвестиционных проектов по развитию новых производств в регионах Кыргызской Республики с наиболее высоким уровнем миграционного оттока населения, разработки программы стимулирования трудовых мигрантов и членов их семей инвестировать в национальную экономику, разработки программы содействия занятости граждан на среднесрочный период как на внутреннем, так и внешнем рынках труда, обеспечения защиты прав и интересов детей, чьи родители находятся в трудовой миграции.
Возможно разное отношение к данному Указу. Одни надеются, что решится большинство злободневных проблем. Другие же, воображающие себя мудрейшими из мудрейших, скептически отнесутся к данному вопросу, заражая других людей своим пессимизмом. Такие люди всегда говорят очень мудрые слова. Например, они скажут, что пессимист — это информированный оптимист. А я стою между оптимистами и пессимистами и хочу просто анализировать ситуацию, пути решения проблем.
Когда-то мы были кочевниками, и, как только начали познавать прелести осёдлого образа жизни, «невидимая рука судьбы» в лице меченого генерального секретаря бросила нас в бурное течение рыночной экономики, и мы опять превратились в кочевников — мигрантов, гастарбайтеров и т. д. Что самое интересное, мы в целом позитивно отнеслись к кочевому образу жизни и, более того, сумели создать романтический образ номадов, организовав Всемирные игры кочевников. Наши игры были сравнимы с ЭКСПО-2017, организованной Казахстаном. Более того, результат пиара оказался выше. При этом их затраты исчислялись миллиардами долларов, а наши — миллионами сомов.
А теперь мы должны найти как можно больше положительных сторон миграции — современных кочевников. Права и интересы соотечественников должны быть защищены, они могут внести серьёзный вклад в развитие экономики страны, для которой самой важной проблемой является обеспечение занятости населения. Поэтому в Указе отмечена необходимость программы содействия занятости граждан на среднесрочный период как на внутреннем, так и внешнем рынках труда в зависимости от сценариев развития экономики Кыргызской Республики и стран назначения трудовой миграции. Следует отметить, что задача такого характера поставлена впервые. Обычно мы рассматриваем обеспечение занятости внутри страны, и до сих пор не хватило смелости и фантазии заглядывать за её пределы.
В Концепции государственной миграционной политики Кыргызской Республики до 2040 года, принятой в 2017-м, ставилась задача профессиональной подготовки мигрантов и ознакомления с их правами перед отправкой за границу. Как отмечено, «политика до миграции — обучение, развитие навыков и трудоустройство». Также рассматривалась помощь во время миграции — развитие межгосударственного сотрудничества, мониторинг, защита прав и интересов трудящихся-мигрантов.
Особый интерес вызывает вопрос развития маркетинга рабочей силы на международном рынке труда. Выражено желание исследовать и прогнозировать международный рынок труда и разработать предложения по интеграции. Очень сложная задача, и с ней пока не справляются даже экономические организации России. Однако мы должны знать потребности рынка труда в России и других странах. Пока наши официальные органы не достигли ожидаемых результатов в этом направлении.
В целом маркетинг, прогнозы нам необходимы. Отсутствие информации по отдельным вопросам и, соответственно, упреждающих мер стало причиной банкротства многих наших соотечественников не только в России, где они трудятся, но и предпринимателей в Кыргызстане, связанных с ними. Так, например, закрытие Черкизовского рынка в Москве стало большим ударом для наших предпринимателей.
Содействие занятости наших граждан на внешних рынках не должно ограничиваться изучением рынка труда, необходимы не только созерцание действительности, но и её изменение.
Наши официальные органы взаимодействуют с официальными органами России и других стран. Но этого недостаточно. Наши соотечественники действуют разрозненно и ведут диалог через главу диаспоры. Местные органы в смятении, они ждали одного человека в качестве главы, а наша диаспора двуглавая, иногда трёхглавая.
Но это не самое главное. В условиях рыночной экономики не государственные органы будут на переднем плане в решении вопросов трудоустройства, оплаты труда, обеспечения жильём, а частные организации. Поэтому в решении данного вопроса мы должны акцентировать внимание на государственно-частном партнёрстве, и наши компании должны работать на территории другого государства вместе с нашими соотечественниками. Такие прецеденты мы видим на примере Турции, Китая, компании которых работают в Российской Федерации; компаний Китая, которые строят дороги в Бишкеке.
В условиях рыночной экономики это и есть главное направление решения проблем соотечественников. И это возможно. Наши компании научились строить дома. Мы могли бы договориться с мэриями нескольких городов России (особенно побратимов) и строить там здания. Однако для этого необходимо много условий, среди которых в первую очередь — пробивные люди, организаторы производства. Необходимо доверие между организаторами такого производства и работниками. Государство такими путями должно продвигать, защищать интересы наших граждан, предпринимателей.
В Указе ставится задача: «До конца первого полугодия 2021 года разработать и принять программу (инструменты) по стимулированию трудовых мигрантов и членов их семей инвестировать в национальную экономику». Это в интересах народа, государства. А интересы наших соотечественников в чём выражаются? Зачем им инвестировать? Некоторые из них зарабатывают мало, и этих средств достаточно только для удовлетворения своих минимальных потребностей и потребностей родственников. Другие же зарабатывают много и тратят на тои и поминки и т. д. Каждый волен поступать как хочется.
При этом мотив для инвестирования национальной экономики есть и будет в дальнейшем. Большинство наших соотечественников возвратятся на историческую родину. Это мы видели на собственном примере и примере Казахстана. Так, в 1991-1017 годы в Казахстан вернулось более 1 миллиона казахов из других государств.
Уже сейчас наши соотечественники готовы инвестировать в национальную экономику, однако есть проблемы, которые необходимо решить.
Самая большая — отсутствие информации о перспективных направлениях развития бизнеса. Приведу некоторые факты. Один мой знакомый рассказывал, как он с приятелем выпили два ящика коньяка. Его товарищ приехал из России и решил насладиться жизнью. Называется — отдохнул. Он зарабатывал, чтобы кутить, поскольку не знал других вариантов применения своих доходов.
Другой мой приятель рассказывал, как молодой парень обратился к нему, как к опытному человеку, занимающему высокую должность, и попросил совета, куда вложить деньги, заработанные им в России. Толкового, обстоятельного ответа не получилось, поскольку мой приятель сам не знал ответа на такой вопрос.
Куда направить инвестиции, не знают даже наши самые шустрые, самые богатые граждане. Они знают только отдельные направления — рестораны, кафе и строительство квартир. В итоге у нас скоро будет не только коронавирус, но и «голландская болезнь», т. е. серьёзная диспропорция в экономике. Что будет в дальнейшем в результате насыщения рынка? Есть вероятность банкротства. Например, в первые годы суверенитета на юге страны многие стали строить хлопкоочистительные цеха. Как было отмечено в отчёте Всемирного банка, большинство из них смогли использовать лишь 20% производственных мощностей из-за нехватки сырья и стали банкротами. И сейчас происходят аналогичные процессы. Например, нет прежних темпов роста в производстве пластиковых окон, и многие предприниматели вынуждены закрыть предприятия. Ведь в отдельные годы темпы были очень большие — около 300 процентов (точнее, 298%).
Мы не наблюдаем направления в сторону индустрии, на развитие отраслей промышленности. Наверное, наши олигархи ещё не созрели для этого.
Можно направить средства на развитие скотоводства. Но есть проблемы с производством кормов и сбытом продукции.
Но если государство чётко обозначит перспективные отрасли и окажет решающее влияние на их развитие, ситуация существенно изменится.
Во-вторых, ещё не сформировалась культура экономического поведения, направленная на будущее. Сознание многих наших современников направлено в прошлое. Больше почёта умершим, чем живым. Так, например, мы больше почитаем писателей и поэтов прошлого, чем нынешних. Постоянно выдвигают инициативу о проведении юбилея известных писателей, поэтов и политиков. На праздники взрослых мы тратим много, но книги для своих детей не покупаем.
У Айтматова была другая позиция. В его произведении «Пегий пёс, бегущий краем моря» люди отдают еду, тем самым — жизнь молодому поколению.
Если наши соотечественники хотят, чтобы их дети возвратились на свою историческую родину, то будут стараться инвестировать в экономику. Таким путём появятся рабочие места, а это и есть условие возвращения в своё отечество.
Можно перечислить ещё много факторов, оказывающих влияние на этот процесс, и среди них особое место занимает доверие к нашим власти, правительству, государственным служащим. Каждый человек хочет, чтобы средства, добытые кровью и потом, с большим трудом, были использованы правильно, чтобы его не обманули, не обобрали. Если в стране справедливые законы и все их станут соблюдать, если появится вера в хороший результат, то все наши соотечественники могут дать хотя бы 10 процентов своего капитала. А это немалые деньги — от $150 миллионов до $200 миллионов.
У нас всю картину портят коррупционеры. Они фактически уничтожили это доверие.
В целом мы находимся в начале большого пути и должны минимизировать потери от миграции и получить максимум пользы. Мы с большим успехом организовали Всемирные игры кочевников, сейчас предстоит организация Всемирного инвестиционного движения кочевников. Опыт КНР и Ирландии показывает, что такая идея жизнеспособна и возможны серьёзные положительные результаты.
Инвестиционный бум в Китае и Ирландии многие экономисты объясняли низким уровнем налогов. Однако не это главная причина увеличения инвестиций. Конечно, правительства этих стран создали соответствующие условия — инфраструктура, особый налоговый режим и т. д. Однако немаловажным, даже самым главным фактором роста инвестиций стали китайские и ирландские диаспоры в других странах. В самой Ирландии проживали 7 миллионов ирландцев, а за его пределами — 70 миллионов.
В 1979-2011 годы прямые иностранные инвестиции в Китай составили $25,06 млрд., из них $18 млрд. — инвестиции зарубежных китайцев. Это составляет около 72 процентов от всех прямых иностранных инвестиций.
При этом зарубежные китайцы стараются инвестировать прежде всего в свою малую родину (по-китайски — цяосян). Особенно много их в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В каждой периодически находится или проживает большее количество зарубежных китайцев, чем в других регионах КНР.
К 2007 году в Гуандуне насчитывалось 80 тыс. иностранных компаний всех видов, из них около 70% принадлежали зарубежным китайцам.
Китайские мигранты — хуацяо также обеспечивают своих соотечественников денежными переводами, по объёму которых КНР в последние годы занимает 2-е место в мире после Индии. Только в 2010 году объём денежных переводов в КНР составил $51 млрд., что соответствует 10-11% объёма денежных переводов в мире.
Наши соотечественники, работающие и проживающие в других странах, представляют собой большой потенциал для развития экономики и достижения тех целей, которых нам диктует время. Наши кайрылманы не хуже хуацяо, и наше правительство должно работать не хуже правительств других стран.
Токтогул ЖУМАДИЛОВ.






Добавить комментарий