Main Menu

Культура здоровья и долголетия

В Указе Президента Кыргызской Республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» ставится задача «обеспечить соответствие воспитания в системе образования традиционным культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям, условия для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития граждан». Данный Указ есть часть большой идеологической и практической работы.

Я хотел бы акцентировать внимание на физическом и психическом развитии граждан. Здесь имеются большие проблемы, которые можно понять на примере многочисленных фактов. Численность ЛОВЗ в 2019 году составила более 194 тысяч человек, в том числе детей — более 32 тысяч. Это очень много для нашей страны. Среди причин особо следует отметить алкоголизм родителей. Во время перестройки в качестве аргумента борьбы против пьянства приводили такой факт: в то время на 1 000 человек рождались 18 детей, из них трое с задержкой в развитии из-за алкоголизма. Многим кажется, это мало. Но если я скажу, что из 18 миллионов человек три миллиона психически нездоровы, это вас сильно впечатлит, не правда ли?
Количество больных в том же году составило более 278 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни — 70 лет. Это мало. Но мы можем утешать себя статистическими данными такой развитой страны, как Англия, правда, прошлых веков. В начале XVIII века в Манчестере средняя продолжительность жизни составляла 17 лет, поскольку на начальном этапе развития капитализма заставляли работать даже детей с пяти лет. Для детей такого возраста специально делали маленькие ткацкие станки.
И, несмотря на такую сложную ситуацию, в стране пока ещё не организовано мощное движение за улучшение здоровья соотечественников. Наши деды и отцы были более активными в этом отношении, сдавали нормативы ГТО («Готов к труду и обороне»).
Печально, что мы живём не так долго, как хотелось бы, меньше, чем в мире в среднем. В 2019 году этот показатель составил 72,6 года, что на 2,6 года больше, чем в нашей стране. В Гонконге средняя продолжительность жизни достигла 83,73 года, там большинство жителей придерживаются диеты и активно занимаются тай-чи. В Японии на 100 000 приходится 35 человек старше 100 лет. Средняя продолжительность жизни в Японии — 83,3 года.
Акцентируем внимание на последнем числе. Дедушка Турдакуна Усубалиева, известный философ-заманист Калыгул Бай уулу, хотел прожить 84 года. 83,3 года и есть 1 000 месяцев. Сам Усубалиев прожил 96 лет благодаря высокой культуре здоровья, Он трудился, питался и отдыхал правильно, оставлял проблемы в кабинете и мог дать отдых своим нервам. Не каждый это может.
Такую же мечту озвучил
В. Путин, выступая на одном из собраний. Россия должна стать членом клуба восьмидесятников, сказал он. Другими словами, средняя продолжительность жизни в России должна превышать 80 лет. Конечно, можно подтянуть уровень медицины, повысить уровень жизни, но сформировать высокий уровень физической культуры, как в Японии, — для россиян очень трудное дело.
Какие условия необходимы для физического и психического развития граждан? Что необходимо, чтобы они были здоровы и долго жили? Хорошая еда, хороший сон, хорошие родители, соседи, коллеги, одноклассники и т. д. Можно назвать много факторов здоровья, долголетия, соответственно, счастливой жизни, но сейчас я хочу ограничиться рассмотрением одного важного фактора — проведения занятий по физической культуре в школах.
Мы привыкли, что физкультуру в школах считают второстепенным предметом и преподают её все учителя, кому необходимы дополнительные часы, соответственно, больше заработная плата. С другой стороны, она рассматривается как спорт. Считают, что занятия должны выявить тех, кто быстрее, выше, сильнее. Физической культурой и вообще культурой здесь и не пахнет.
По-настоящему мы начинаем познавать физическую культуру только став больными, когда врач говорит нам о необходимости правильного питания и гиподинамии как причине сердечно-сосудистых заболеваний. Мы начинаем ценить физическую культуру, когда платим немалые деньги за фитнес, плавательные бассейны и различные тренажёры.
Когда человек умирает, люди ссылаются на бога. Бог дал жизнь, бог забрал её. Всё, что происходит, — по воле Аллаха. Я вслед за философом Иммануилом Кантом сомневаюсь в правильности таких суждений. Наверное, не по воле Аллаха люди пьянствуют, потребляют наркотики, убивают друг друга. Нельзя свои грехи, недостатки, преступления переправлять по другим адресам, в том числе богу. Я гляжу на годы рождения и смерти на памятниках и вычисляю продолжительность жизни — 54 года, 58, 60, 40 лет. Это мало. Очень мало. Вспоминаю строки из песни в исполнении Льва Лещенко: «Для Вселенной двадцать лет мало». И 60 лет мало в наше время. Очень больно в душе, что эти люди умерли. Они могли бы жить дольше, если бы владели культурой сохранения и укрепления здоровья.
У нас её называют физической культурой, а в других странах — ушу, кун-фу, тай-чи и т. д. Формирование культуры сохранения и укрепления здоровья путём правильного питания, сохранения гигиены, правильного мышления как основы нормального психического состояния, правильных движений без ущерба для здоровья необходимо начинать со школы. Миссионером этой высокой культуры может и должен стать учитель физвоспитания.
В каждом селе, каждом квартале должен быть хотя бы один человек, который мог бы являться образцом высокой культуры здоровья. Необходимо, чтобы молодёжь своими глазами видела чудеса здорового тела. В нашем селе были такие люди. Будучи школьниками, мы восхищались односельчанином Турдалы Тутуевым, о котором есть даже документальный фильм, снятый кыргызским телевидением. Мы восхищались финтами в футболе Айдарбека байке, игрой в волейбол Ашкула и т. д. Если эти люди могли бы учить нас быть здоровыми, было бы очень здорово. Не сильными, не быстрыми, а именно здоровыми.
В этой связи поучителен пример Юрия Власова, самого сильного человека планеты
60-х годов XX века. Он первым в мире поднял штангу весом 200 кг, и это было невиданным героизмом. Как он написал о себе в одной статье, все его силы уходили на рекорды и в организме не оставалось сил для защиты от разных болезней. Самый сильный человек планеты мог запросто простудиться от лёгкого дуновения ветра. Однажды он сильно заболел и вылечился с помощью специальной гимнастики. Прочитав это, я понял различия между силой и здоровьем.
Для кардинального изменения ситуации необходимо отделить физическую культуру от спорта. Перед школой не надо ставить задачи воспитания спортсменов. Такая задача будет поставлена перед спортивными секциями, работающими на частной основе. Спорт давно стал большим бизнесом, и учителя, работающие в государственных учебных заведениях, не должны заниматься им. Не спортивные достижения отдельных школьников, а здоровье каждого ученика должно стать главной задачей учителя физической культуры. В этой связи я предлагаю ставить только зачёты по данному предмету. Оценивать труд учителя по уровню здоровья учеников. Если в конце учебного года никто не получил травмы, не заболел, более того, улучшили здоровье, то учитель работает хорошо.
Он должен быть в одном лице учителем культуры здоровья, врачом и ответственным за начальную военную подготовку, иными словами, представителем сразу трёх министерств — образования, здравоохранения и обороны. Соответственно, ему должны платить значительно больше — если не в три раза, то хотя бы в два.
В настоящее время учитель физической культуры на уроках даёт задание бегать, играть. Завёл детей в спортивный зал и в лучшем случае выступает в роли судьи. В то же время он не учит правильно питаться, правильно дышать. Он не проверяет пульс школьника после выполнения упражнений. Он не учит детей правильно падать, чтобы не было травмы. Борцы много раз падают на ковёр, десантники прыгают с парашютом, и ни один не получает травмы, а школьники безграмотны в этом отношении, падают, у кого-то ломаются кости, кто-то получает растяжение мышц.
Также следует обратить внимание на психическое развитие школьников. В школе нас не учили психологической устойчивости. А этому учат аристократов Китая, Кореи и Японии, судя по содержанию их дорам.
Как-то в мои руки попала книга Крогиуса «Психологическая подготовка шахматиста», и я читал её с большим интересом и наслаждением. Автор — известный шахматист, международный гроссмейстер написал о психологической устойчивости 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, о поведении известных шахматистов в нормальной и трудной ситуациях. По внешнему виду Анатолия Карпова не видны эмоции, по которым соперник может догадаться о его оценке позиции на шахматной доске. Он не нервничает, когда его позиция ухудшается, не проявляет радости, когда находит выигрышную комбинацию. Экс-чемпион мира Василий Смыслов бережно передвигает фигуры, когда у него ситуация хорошая, а когда начинает проигрывать, ввинчивает фигуры в шахматную доску. В проигрышной ситуации у Суетина уши горят как лампочки. Я это сам видел во время матча четырёх сборных Советского Союза — первой, второй, молодёжной и ветеранов. Он проигрывал Чибурданидзе, и пылающие уши виднелись с 80 метров.
Как мы наблюдаем во время спортивных передач по ТВ, боксёры проверяют психологическую устойчивость соперника. Они смотрят друг на друга и своим взглядом хотят навести страх.
А в наших школах пока не занимаются психологической подготовкой школьников. Более того, учителя сами хотят подавить волю учеников. По традиции ученики должны подчиняться учителям и тихо сидеть на занятиях. Но молодой организм требует движения. И возникают конфликты. Заставляя соблюдать тишину, добиваясь внимания к себе, учителя выигрывают в чём-то и проигрывают в другом. Подавляя волю маленького ребёнка, мы воспитываем неуверенного в себе человека. В будущем этого ребёнка ждут другие испытания, проходя через которые, он может превратиться в подхалима и коррупционера — не того, что берёт взятки, а даёт их, тем самым создавая почву для роста этой общественной болезни. Также есть большая вероятность, что он станет подкаблучником, и если их большинство, общество не имеет хорошего будущего. Государство подкаблучников попадёт под каблук другого государства.
Подавление воли человека происходит и в зрелом возрасте. Пожилому человеку его же родичи, в том числе жена, говорят, что ему уже не расти, а только умереть осталось (єсєєрїў эмес, єлєєрїў калды). Причём эти слова повторяют каждый день. В дополнение к этому разные даваатчи (религиозные деятели) советуют готовиться в иной мир: читать намазы, соблюдать орозо и
т. д. Это толкает человека в объятия депрессии и наносит огромный ущерб его здоровью. Эти же люди потом будут провожать его в иной мир и жалеть, что он так мало прожил. Им в голову не приходит, что именно они стали причиной его ранней кончины, самоотверженно помогая смерти забрать душу близкого им человека.
Один экскурсовод рассказывал: «Ель растёт 150 лет и 150 лет умирает».
Точно так же наши даваатчи рассматривают человека. Человек растёт, скажем, до 60 лет. И ещё 20-30 лет умирает и должен готовиться к смерти.
Есть такая наука, как практическая психология, которая в яркой наглядной форме изложена в книгах Дейла Карнеги. Он учит дружить, найти друзей, не превращать каждого встречного в своих врагов. И нам в школах именно этого не хватает. В этой связи закономерно, что в Указе написано о необходимости такого предмета, как этика.
Однако я лично против включения этой дисциплины в школьную программу. Я читал учебники по этике и понял, что изучение в школах теории этики будет большой ошибкой. Необходима практика этики, а не теория. Этика и эстетика должны внедряться в сознание учащихся через другие предметы, например, посредством изучения литературы и истории. По телевидению должны быть передачи по этике и эстетике.
Почему не теория, а практика? Это очень просто объяснить. Когда слушаем музыку, мы просто восхищаемся ею, хотя не знаем нот, диезов и бемолей, октав, различий между сонатой и симфонией.
С другой стороны, школьная программа загружена нужными и ненужными предметами. Это будет дополнительной нагрузкой для многих учеников.
И не только учитель физической культуры должен заниматься психикой и психологией учеников. Все учителя школы, а также родители должны воспитывать волевых, уверенных в себе, в своём будущем учеников. Именно здоровые люди могут обеспечить прекрасное будущее нашей страны. Уверенность в себе, психологическая устойчивость формируются в школьные годы. И мы не должны упускать этого шанса.
Токтогул ЖУМАДИЛОВ.






Добавить комментарий