Main Menu

Литературный ринг Орзубека НАЗАРОВА

В республике завершилась неделя, посвящённая Всемирному дню книги. Она вобрала в себя немало интересных мероприятий и событий. Одним из значимых стала презентация книги «И снова бой» легендарного спортcмена, семикратного чемпиона мира по боксу среди профессионалов по версии WBA, заслуженного мастера спорта СССР, вице-президента Федерации бокса КР, экс-депутата Жогорку Кенеша Орзубека Назарова, которую он выпустил в свет вместе с молодым литератором Чингизом Исмаиловым. История рождения книги такова. Начиная с 1983 года, Орзубек Назаров вёл дневник. Возможно, интуитивно чувствовал, что когда-нибудь расскажет свою спортивную историю о профессиональных взлётах и падениях, человеческих переживаниях для самой широкой аудитории. Книгу он завершил в 2019 году, но из-за пандемии в минувшем году не смог её выпустить, поскольку типографии закрылись на карантин. И вот его мечта, наконец, осуществилась. Мы побеседовали с именитым боксёром и начинающим автором, и вот что он рассказал.

— Орзубек, почему вы хранили тренировочные дневники, для родителей или себе на память?
— Дневники сохранил потому, что в них было много рабочего материала. Допустим, берёшь записи за прошлый год и за текущий, систему тренировок смотришь, сравниваешь, как чувствовал себя тогда и какое самочувствие у тебя сегодня, как ты отработал, что нужно предпринять в тренировочном процессе, в общем, вырабатываешь систему тренировок.
— А не возникало мысли, что эти воспоминания нужны родителям, детям, любимой женщине?
— В принципе, ни мама, ни отец мои дневники даже не читали. Они о них знали, но не трогали, не нарушали поле моей свободы. А вот где-то после 2000 года, когда ушёл с ринга, стал пересматривать дневники, и пришла мысль поразмышлять над записями.
— Не тогда, когда вы решили создать боксёрскую школу для молодёжи?
— Гораздо раньше. Но я не находил человека, который мог сделать литературную обработку.
— А как вы вышли на Чингиза Исмаилова?
— Он на меня вышел и предложил, мол, Орзубек Кулетович, смотрю ваши посты в Инстаграме, Фейсбуке, вы там выступаете, делитесь интересными мыслями, предложениями. Давайте напишем книгу. Тем более, что до этого момента, лет десять назад, мы с ним встречались, он брал у меня интервью для собственной книги «Путь к успеху» об успешных людях Кыргызстана, там есть 3-4 страницы, посвящённые мне. Я согласился.
— Как у вас шёл процесс работы?
— Мы занимались полгода, каждый день встречались в 8 часов утра и часа по 3-4 сидели и работали. Я ему наговаривал на диктофон свои воспоминания, а он всё потом обрабатывал, редактировал, но сохранял при этом мои шутки, манеру речи.
— У вас имелся уже готовый план книги, или вы с соавтором всю композицию выстраивали?
— План был простой: детство, юношеский спорт, молодёжный спорт, любительский период занятий боксом, затем профессиональный период и время после ухода из спорта. Словом, вот так я себе представлял содержание книги. А Чингиз потом стал углублять содержание. Дело в том, что когда я много наговорил, мы уже где-то месяц трудились. Он дал мне прочесть первую главу будущей книги «И снова бой». Когда я её прочёл, то сказал: всё, Чингиз, надо работать дальше.
— Орзубек, книга только про спорт или в ней есть что-то про родителей, семью, твой депутатский путь в парламенте, размышления о ситуации со спортом у нас и в мире?
— В книге я рассказываю о братьях, сёстрах, друзьях, своей жизни до начала 2000-х годов, пока я боксировал на ринге. Потом есть обобщение про депутатство, вообще, мысли о моём жизненном пути. Возможно, продолжение появится в следующей книге, такой посыл во всяком случае есть. Известные спортсмены становились депутатами, например, Журова, Хоркина, Валуев, но у них по-своему складывалось, а у меня по-другому, этим мы, наверное, и интересны, что непохожи.
— Вы уже давали читать книгу тем, о ком, очевидно, в ней обязательно написано, — тренеру, скажем, первому спортивному наставнику Геннадию Аноприеву и другим?
— Да, они уже прочитали. Буквально сегодня мне из Канта звонили, прямо в восторге, что о Канте в книге написано, я ведь сам кантский, вырос там, и не мог не сказать о родном мне городе. А вообще рецензию для издательства на книгу, когда она ещё не вышла в свет, написал мой друг, известный спортивный журналист Тахир Гафуров. Он прочёл рукопись и похвалил, сказав, что многое для себя из неё почерпнул ранее ему не известного.
— На авторский взгляд, какая глава наиболее удалась в книге?
— Душевно и классно получилось о детских впечатлениях, о подростковом периоде, когда мой первый тренер Геннадий Фёдорович Аноприев вытащил меня из задиристых компаний и привёл в спорт. Дороги сильные переживания о периоде, когда я закончил боксёрскую карьеру и стал, вроде бы, никому не нужен. Просто в то время моральной поддержки не было, а я в ней, ох как нуждался. Жизнь мою на главы поделить очень тяжело.
— На обложке книги две фамилии. Действительно ли оба так одинаково активно участвовали в написании книги или вы из вежливости соавтора поставили, мол, парень помогал, надо отблагодарить?
— Нет, дело в том, что я говорил Чингизу, что нужно создать текст и сохранить мой стиль. Это всё он профессионально выполнил. Сумел выразить меня. Я в книге такой, какой я есть в жизни. Спасибо ему большое!
— А в школе у вас как складывалось с литературой, с сочинениями?
— Когда я в 8-м классе сдавал госэкзамены, то, извините, у меня были две пятёрочки за русский язык и литературу. Мне хорошо давались стихи. С детства не испытывал проблем с памятью, достаточно раз прочесть — и я уже заучивал стихи наизусть. А с русским языком тем более, у нас работала замечательный директор в кантской средней школе №4. Ширин Алмазова, дай Бог ей здоровья. Она сама азербайджанка, а преподавала русский и литературу и говорила по-русски без акцента. Мне это безумно нравилось, я получал удовольствие и русский язык и литературу считал одними из моих любимых предметов.

— Кому первому свою изданную книгу послали из друзей по боксу, спорту?
— За пределы Кыргызстана? Одна ушла сейчас в Россию, в Санкт-Петербург. Отослал её в Федерацию бокса, они ждут меня, когда приеду туда сам давать автографы. Первые же книги с автографом я подарил наставникам Геннадию Аноприеву и Климу Васильевичу Тё, заслуженным тренерам КР, воспитавшим немало именитых мастеров ринга. Мне говорили, чтобы Косте Дзю послал, но я решил, что сам встречу и отвезу ему в Россию книгу. Думаю, что мы в самое ближайшее время с ним увидимся. Будет о чём поговорить.
— А нет мысли, поскольку вы сейчас уже вошли во вкус, написать книгу специально для юных ребят, будущим боксёрам?
— Кстати, в вышедшей книге много чего именно для ребят и есть, для тех, кто выбирает вид спорта, чтобы серьёзно им заниматься. Книга очень мотивирует и весьма легко читается. Язык популярный, одна моя знакомая прочла и, сожалея, сказала, как она быстро закончилась. Тираж —
1 000 экземпляров, 500 книг на русском языке и 500 — на кыргызском. Стоит 500 сомов. Может быть, будет продолжение, ко мне уже обратились из нашей пишущей братии, мол, давайте мнение ваших тренеров и коллег — известных боксёров, ну я им сказал, что это уже совсем иная книга должна получиться. Пока на мне остановимся, а дальше видно будет. Тем более что первый опыт уже есть.
— А вы другие книги о боксе читали, когда писали «И снова бой»?
— Почему, думаете, я стал боксёром? В 10 лет мне в руки попалась книга «И вечный бой, покой нам только снится», в заголовок авторы взяли строчку А. Блока. Это книга известного тренера
А. Кусекьярова, он воспитал Валерия Попенченко, чемпиона Олимпиады 1964 года, обладателя кубка Баркера — лучшего боксёра мира. Он стал доктором технических наук, преподавал в МВТУ Баумана. Именно эта книга и подвигла меня прийти в бокс. Меня покорила жизнь Валерия Попенченко. Как и он, я всю жизнь учусь. Завершил карьеру в боксе, поступил в физкультурный вуз, потом окончил Академию госуправления при Президенте КР, затем юридическое образование приобрёл в КНУ. Попенченко — это мой кумир, а ещё другой выдающийся боксёр, семикратный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта Союза Виктор Рыбаков из Магадана. Они манерой боксировать очень с Валерием похожи были. Рыбаков недавно также написал книгу, я её, кстати, прочёл, когда уже писал свою. Он человек с юмором, где-то хулиган, бывший детдомовец. В книге про детдом очень здорово написал, как он там рос. Виктор, знаете, до сих пор в свой детский дом в Магадане деньги отсылает, поддерживает его. Сегодня у него всё хорошо, мы с ним давние друзья, поэтому он мне книгу свою подписал и прислал в Кыргызстан.
В книге «И снова бой» размещено много иллюстраций и фотографий известных мастеров ринга мирового класса. Одна из них особенно дорога Орзубеку Назарову. На ней он снялся с самим кумиром бокса — легендарным Мохаммедом Али. На фото 1996 года он вместе с другим прославленным мастером ринга из Союза девятикратным мировым чемпионом Юрием Арбачаковым снялись вместе с Али в Японии, где они, чемпионы мира, делали свою успешную профессиональную карьеру. Али запомнился Орзубеку простым в общении человеком, с хорошим чувством юмора. Кстати, Али сам предложил сделать совместное фото на улице. Вспоминая своё общение с этим великим спортсменом, наш знаменитый земляк поясняет, что не всем, согласитесь, выпадает честь сняться рядом с мировой легендой, поэтому Орзубек Кулетович считает себя счастливым человеком.
Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий