Main Menu

Новая Конституция — кот в мешке?

Депутаты приняли во втором и третьем чтениях законопроект о проведении референдума по форме правления.

«За» проголосовали 63 нардепа. «Против» четверо — Дастан Бекешев, Каныбек Иманалиев, Айсулуу Мамашова и Наталья Никитенко.

Ранее народный избранник Омурбек Текебаев заявил, что законопроект о референдуме принят с нарушением процедур. По его словам, такие проекты должны проходить все стадии, в том числе иметь заключение правительства. Он также добавил, что содержание документа непонятно. «Нет таких форм, как президентская и парламентская. Есть только монархия и республика. Такой референдум никто не станет признавать», — заявил политик.

Омурбек Текебаев считает, что в бланке голосования на референдуме должна присутствовать графа «Против всех». После обсуждения инициатор законопроекта Акылбек Жапаров заявил, что этот пункт внесут в бюллетени на референдуме по определению формы правления.

Депутат Дастан Бекешев на очередном заседании парламента заявил, что Жогорку Кенеш не может принять законопроект о назначении референдума в связи с истечением срока полномочий. Нардепы могут решать только социально-экономические проблемы. «В октябре Конституционная палата Верховного суда приняла решение, что шестой созыв парламента не может рассматривать политические вопросы и голосовать за них. Референдум — политический шаг для передачи власти в руки одного человека», — сказал он.

В свою очередь депутат Каныбек Иманалиев заявил, что, под данным последних двух социологических опросов, среди 30 вопросов, волнующих народ, нет изменения в Конституции. Людей беспокоят безработица, пандемия, вода, коррупция, ипотека и сельское хозяйство. «Те, кто говорит, что народ хочет, врут. 5 октября народ не выходил с требованием менять Конституцию, они хотели чистых повторных выборов», — сказал он.

Народный избранник добавил, что кыргызстанцы дважды ответили на вопрос о президентском правлении — 24 марта и 7 апреля. Он привёл в пример Беларусь и Россию. В первой республике уже думают над переходом к парламентскому правлению. А в России восемь месяцев обсуждали референдум, так как должно быть общественное обсуждение, потом среди юристов, а после — политическое. «А мы этого не сделали. Затоптали Конституцию, регламент и нормативные правовые акты. Ни одно правовое государство не станет нас уважать», — заключил он.

На одном из заседаний парламента депутат Омурбек Бакиров говорил, что пора прекратить говорить от имени народа и принимать за него решения. «Страна живёт 10 лет с этой Конституцией. Что изменилось? А последствия какие? После 4 октября сами знаете, какие события произошли. Поэтому люди сами должны выбрать. Мы хотим спросить у них, что в этом плохого?» — сказал он.

Также депутат напомнил, что в 2010 году ещё 40 дней не прошло с кровавых событий, как провели референдум. Поэтому он считает, что сегодня всё проходит в рамках закона.

А вот нардеп Бакыт Торобаев заявил, что если провести референдум в один день с выборами Президента — 10 января, то можно сэкономить 300 млн. сомов для бюджета страны. Он отметил, что в первом пункте Конституции прописано — власть в Кыргызстане принадлежит народу: «Вот мы и хотим спросить у людей, какое правление они выбирают. Разве это плохо?»

Что Конституция нам готовит?

В новый Основной закон страны ввели норму о контроле за горнодобывающими компаниями, в том числе за вывозом полезных ископаемых и драгоценных металлов. Кроме этого, в проект внесли пункт, чтобы государство создавало условия для повышения правовой культуры и правосознания граждан. В частности, внедрят в школьную программу предметы по изучению прав человека, чтобы дети с малых лет знали свои права и обязанности.

Члены Конституционного совещания также предложили поднять в два раза пенсии тем, кто прожил в совместном браке более 50 лет. Хотят переименовать суды аксакалов с учётом гендерного равенства. По мнению экспертов, нужно повысить статус женщины. К примеру, в Азербайджане и Узбекистане общественный орган называется Советом старейшин или Советом справедливости. Кроме этого, суды аксакалов хотят приравнять к государственным органам.

На Конституционном совещании предложили ввести должность госсекретаря. Он станет связующим звеном между Президентом, властью и обществом, работать с общественными организациями для повышения национальной идеологии и духовной культуры. Госсекретаря станет назначать Президент. Он будет подчиняться главе государства и работать с администрацией Президента.

В Конституцию предложили ввести новую норму, запрещающую получать информацию о персональных данных граждан, в том числе недобросовестных чиновниках, иначе, чем через суд. В документ введена норма, что все сведения должны особо охраняться государством и законом.

Поступило и предложение проводить выборы в будний день, поскольку воскресенье — время для отдыха.

На Конституционном совещании определили статус Народного курултая. Это общественно-консультативное, наблюдательное и направляющее народно-представительное собрание. Но ряд экспертов выступили против этого. В частности, писатель Чолпонбек Абыкеев заявил, что в Конституции обязательно надо прописать народный контроль. «Люди должны раз в год собираться, заслушивать отчёт Президента, парламента и Верховного суда и контролировать выполнение своих решений», — пояснил он.

А экс-омбудсмен Турсунбек Акун предложил приостановить работу Конституционного совещания до проведения референдума. «Депутаты выносят на референдум формы правления в стране — президентскую и парламентскую. А если народ выберет парламентскую форму? Торага в интервью говорил, что в таком случае оставим действующую Конституцию. Я с этим не согласен. Сегодняшний Основной закон ни рыба ни мясо. По нему не понятно, какая у нас форма правления. Поэтому предлагаю уйти на перерыв, продолжим пока онлайн-работу. Дождёмся референдума. В зависимости от выбора народа разработаем проект Основного закона», — сказал он.

Нелегитимный парламент — нелегитимный референдум?

В преддверии заседания депутатов, где они приняли во втором и третьем чтениях законопроект о проведении референдума, активисты устроили акцию протеста «Коридор позора». На неё вышли 11 человек. Когда народные избранники заходили в здание, протестующие кричали: «Уят!» («Позор!»).

А организации, защищающие права СМИ, намерены прийти на заседание Конституционного совещания, чтобы посмотреть, какие положения разработчики новой редакции намерены включить в проект.

***

Эксперты в области конституционного права обратились к депутатам парламента в связи с принятием законопроекта о назначении референдума. В обращении говорится, что по инициативе узкой группы лиц, находящихся у власти, вместо решения проблем пандемии и социально-экономического кризиса, без какой-либо необходимости запущен процесс инициирования закона о всенародном голосовании в один день с досрочными выборами Президента. При этом всё делается в спешке, с нарушением законов, в условиях ограниченной легитимности законодательного органа.

Юристы отмечают, что при принятии законопроекта имели место грубейшие процедурные и содержательные нарушения. В частности, в статье 40 Закона «О референдуме» решение, принятое путём всенародного голосования, является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении. Из чего следует, что для последующей реализации решения предлагаемого референдума в Конституцию обязательно внесут серьёзные изменения. Эта инициатива изначально направлена на изменение документа, следовательно, она может быть правомочной лишь при её инициировании не менее чем 80 депутатами Жогорку Кенеша. Но поскольку это требование не соблюдено, назначение референдума незаконно. «У общества не будет доверия к самому голосованию, а у граждан — к итогам референдума. Вследствие этого последующий референдум уже по принятию новой Конституции заведомо нелегитимен, поскольку строится на негодной правовой предпосылке. Часть 2 статьи 7 Закона «О референдуме» предусматривает, что «вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и можно дать лишь однозначный ответ. В самом тексте бюллетеня должна содержаться необходимая информация, которая даст возможность избирателю, не имеющему специальных политико-правовых познаний, на избирательном участке в день голосования непосредственно в бюллетене увидеть и оценить различия в формах правления. В законе же, инициированном Акылбеком Жапаровым, не предусмотрено какое-либо разъяснение того, что понимается под «парламентской» и «президентской» формами правления», — говорится в обращении.

Юристы отмечают, что вопрос сформулирован некорректно ещё и потому, что избиратель не обладает даже минимальной необходимой пояснительной информацией о выбираемой им форме правления при принятии решения на избирательном участке. А наряду с парламентской и президентской формами правления в международной практике и науке существуют ещё и смешанные формы. Избиратель не должен быть ограничен в возможности выбора. Если в бюллетене не указан весь перечень существующих в мире основных форм правления, а также хотя бы минимальная разъяснительная информация по ним, то усечённые и недостаточные сведения могут вводить избирателя в заблуждение, а значит, и результаты такого референдума поставлены под сомнение.

***

Юрист Сания Токтогазиева на круглом столе заявила, что народные избранники не должны нарушать Конституцию и инициировать реформу и тем более назначать всенародное голосование. «Вопрос поставлен совершенно некорректно и вводит в заблуждение граждан. Более того, нельзя назначать референдум с такими грубейшими нарушениями регламента», — сказала она.

Отмечено также, что идёт одурачивание народа и можно под размытыми формулировками протащить любой проект. Включая присоединение Кыргызстана к другому государству.

***

Действующая Конституция не внушает доверия народу. Об этом на брифинге заявила член Конституционного совещания, доктор исторических наук Чолпон Койчуманова. По её словам, на заседание секций приходит немало граждан и озвучивают свои предложения. «Ни один из них не выступил против нового проекта Основного закона, изменений. Действующей Конституцией они недовольны. Это говорит о том, что наше общество созрело для перемен», — заявила она.

Эксперт добавила, что некоторые граждане свою позицию заявляют от имени всех кыргызстанцев. «Пусть каждый сам за себя отвечает. Народ сам за себя скажет во время выборов, референдума», — заключила член Конституционного совещания.

Подготовила Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий