Main Menu

ЧЕЛОВЕК СПРАВЕДЛИВОГО СЕРДЦА

В жизни очень важно встретить человека,  который поможет найти как бы отправную, определяющую точку вашего собственного жизненного пути. Мне в этом смысле повезло, потому что в моей судьбе такая встреча состоялась еще в детстве, когда судьба подарила мне, одиннадцатилетнему подростку, встречу с человеком справедливой души и сердца — Жаманкулом Тойгонбаевичем Тойгонбаевым.

В 1959 году, после окончания  четырех классов кыргызской школы, родители определили меня в русскую группу Иссык-Кульского профессионально-технического училища № 1. Оно располагалось на живописном берегу  Иссык-Куля в поселке Светлый мыс Тюпского района. Это было единственное в то время учебное заведение с 12-летним сроком обучения, где  наряду с рабочей специальностью воспитанники получали одновременно и среднее образование. В основном в нем обучались дети, оставшиеся без родителей и из многодетных семей. Меня и приняли в него по решению Тюпского райисполкома как ребенка из такой семьи. Уже позже я узнал, что училище было организовано в 1957 году по инициативе Ж. Тойгонбаева, который руководил тогда Республиканским управлением трудовых резервов, предшественником   Республиканского управления профессионально-технического образования. А поддержал его инициативу первый секретарь ЦК КП Киргизии И.Раззаков.
Впервые Жаманкула Тойгонбаевича я увидел в 1960 году, когда был уже шестиклассником. Нам объявили, что     2 октября будет отмечаться день профтехобразования и в училище пройдет встреча с начальником управления Ж.Тойгонбаевым. Нас приодели, учащиеся училища в то время носили форменную одежду, фуражку с кокардой и ремень с вытесненными на нем большими буквами «ТР», что означало «Трудовые резервы». Мы построились, и к нам вместе с директором училища Абдразаком Бекжановым подошел среднего роста человек и поздоровался. Он обошел весь строй, и, встав ближе, стал расспрашивать о том, как нас кормят, не обижают ли педагоги, все ли мы одеты и обуты. Вопросы, поверьте, для той поры были отнюдь не праздные, а самые насущные. Потом Жаманкул Тойгонбаевич сказал нам, что такое училище в Средней Азии есть только в Киргизии и мы должны учиться хорошо, соблюдать дисциплину и установленный режим, а он был полувоенного образца. Подобные традиционные встречи с Ж. Тойгонбаевым в училище проходили ежегодно.
Этот человек запомнился мне своей открытостью и добродушием. Он обращался к нам доверительно, как к взрослым, поэтому хотелось хоть как-то походить на него. Тогда я еще не догадывался, что эта встреча как бы предопределит мою судьбу. В 1966 году я окончил училище и получил профессию по специальности «радиоэлектромеханика». Как успешного выпускника, меня направили на учебу в Тбилисский индустриально-педагогический техникум. Прошли годы учебы, службы в армии, и в 1969-м случай снова свел меня с Ж.Тойгонбаевым, тогда уже руководителем Госкомитета по профессиональному образованию. Я пришел прямо в Госпрофобр (он размещался тогда на улице Московской в здании ГПТУ № 4). Жаманкул Тойгонбаевич внимательно выслушал меня, вызвал своего зама Таласа Чукина  и распорядился направить  на должность мастера в Токмакское спецПТУ № 1, где я трудился до 1970 года.
На этом нить наших встреч с Ж.Тойгонбаевым не прервалась. Во Фрунзенском политехе, куда я поступил на энергофак, вместе со мной учились еще два выпускника нашего Иссык-Кульского ПТУ № 1. Со мной профессию энергетика постигал Ишенбек Кадыров. Он сейчас профессор и сам преподает в КГТУ имени И.Раззакова. А Бекбосун Джагадаев обучался на инженерно-строительном факультете, ныне он генерал и служит в Министерстве обороны Казахстана.
Известно, что студенческие годы самые счастливые, хотя и самые небогатые в материальном плане. Поскольку мы пользовались некоторыми льготами, на этот счет вышло специальное постановление Совета Министров СССР. И вот, когда стало весьма туго, мы решили втроем обратиться к Ж.Тойгонбаеву. Он принял нас по-отцовски тепло, и на лице его читалась даже гордость, что выпускники профтехучилища — студенты лучшего вуза республики. На фирменном бланке депутата Верховного Совета Киргизской ССР он написал письмо на имя ректора Политехнического института Г.Сухомлинова и, делая ссылку на постановление Совмина Союза, попросил того оказать нам помощь. А два раза в год Жаманкул Тойгонбаевич сам лично каждому из нас оказывал материальную помощь в размере 150 рублей. Деньги для студентов той поры совсем не малые.
В 1975 году я успешно окончил учебу, получил профессию инженера-электрика и был направлен в распоряжение Госкомитета по профтехобразованию. Ж.Тойгонбаев опять лично побеседовал со мной   и направил в отдел сельских профучилищ. Там я получил назначение на должность зам. директора Таласского СПТУ № 6, где трудился по 1979 год. В 1980-м переводом был назначен директором вновь созданного СПТУ № 42 в село Темировка Иссык-Кульской области. А в 1987-м возглавил в качестве  начальника Иссык-Кульское областное управление профессионально-технического образования, в котором трудился до 2000 года. И все это время я ощущал  постоянное внимание, поддержку и строгий спрос за порученный участок со стороны Жаманкула Тойгонбаевича Тойгонбаева, жизненный пример которого, собственно, и помог мне принять решение связать свою судьбу с работой в системе профтехобразования.
Жаманкула Тойгонбаева всегда отличала преданность избранному делу. Особенно это проявилось на ниве профессионального образования, куда его направили в 1956 году. Систему профессионально-технического образования республики он бессменно возглавлял 20 лет. Обладая большими способностями организатора и опытом общественной и партийной деятельности, он, как замечательный педагог, внес огромный вклад в экономическое развитие Кыргызстана, особенно в подготовку квалифицированных  рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства. В 1956 году, когда  44-летний  Ж.Тойгонбаев пришел в систему профтехобразования, в республике насчитывалось всего 12  училищ (фабрично-заводских, ремесленных, железнодорожное и училище механизации сельского хозяйства). В 1959-м все они были переведены в разряд ПТУ, а уже в 1976 году в республике действовало 80 профтехучилищ. За 20 лет под его началом открыли 68 училищ, то есть ежегодно вступало в строй по 3 училища профессионально-технического образования.
Одна из главных черт характера Ж.Тойгонбаева, которую всегда ценили в нем сподвижники и хорошо знавшие его люди, — любовь к детям. У него была заветная мечта сделать систему профтехобразования центром культуры, технической мысли. Агитировал и ратовал он за это спокойно и убедительно и решительно возражал против того, чтобы система была похожа на некий особый мирок. Тойгонбаев боролся за то, чтобы республиканская система профтехобразования распахнула двери для всех желающих получить в ней образование и профессию. Пусть город и район, где работает училище, видят, что в нем самый красивый и плодоносящий сад, пусть знают люди, что в нем самые интересные и познавательные кружки и самые обустроенные спортивные площадки и оснащенные мастерские. Пусть все пользуются ими, поскольку эти факторы будут повышать престиж профтехучилищ.
Его мечта заключалась в том, чтобы из стен ПТУ выходили счастливые дети, чтобы они были профессионалами в избранном деле. Мальчики становились мужчинами, хорошими специалистами, хозяевами, могли водить автомобили, работать на станках, были физически сильными и здоровыми. А девочки — добрыми хозяйками, умели вести дом и создать в нем уют и покой. И еще — это уже как сверхзадача — Тойгонбаев мечтал, чтобы точкой отсчета трудовой биографии у каждого из выпускников на всю жизнь стало их родное училище, чтобы вспоминали, что люди там были хорошие. Так рассуждал Жаманкул Тойгонбаевич во время памятных для меня бесед с ним, и о чем бы  в конечном счете мы ни говорили, разговор всегда шел о человеке (юном, взрослом, учителе и ученике), чтобы ему хорошо жилось и работалось.
Наверное, неуклонная убежденность в этом проистекала от того, что в систему профтехобразования Ж.Тойгонбаев пришел с партийной работы, где долгие годы, пребывая в должностях секретарей обкомов, ЦК, занимаясь идеологическими вопросами, выработал  в себе  такой стиль деятельности. Главным кредо Жаманкула Тойгонбаевича было внимание, уважение  к человеку, и это стало важным ориентиром в его работе  и  системе профтехобразования: чтобы она имела «человеческое лицо», а не технократическое и обезличенное, с цифрами обучаемого контингента и процентами выполнения плана  выпуска специалистов.
Логика рассуждений его была предельно проста: если хорошо человеку, значит, будет хорошо и делу, которое тот знает и творит. Очевидно, и положение дел в самой системе профтехобразования республики тогда было позитивным. Она стала одной из самых крепких в Союзе. И глубокие корни, пущенные при нем, не дали развалить ПТО Кыргызстана в годы необузданной перестройки и парада суверенитетов.
Многие ветераны профессионально-технического образования, проработавшие не один десяток лет бок о бок с Тойгонбаевым, с большой любовью и глубокой симпатией вспоминают сегодня, в его столетний юбилей, об этой удивительно гуманной, на редкость общительной, обаятельной личности, о человеке справедливого сердца и великой душевной чистоты. Именно эти черты его характера, большая душевность и чуткий интерес к людям способствовали терпеливому воспитанию и сохранению многих руководящих кадров, многие из них  до сего времени плодотворно трудятся в системе ПТО, воплощая идеи и традиции Ж.Тойгонбаева.  Оглядываясь назад и вспоминая незабываемые встречи с ним, невольно еще раз убеждаешься, что уже в те времена Жаманкул Тойгонбаевич был одним из тех, кто вынашивал надежду на нынешнее обновление страны, мечтал о строительстве нашего общего дома по законам разума и человечности. Жизнь, говорил он, должна идти не по предписаниям свыше, а по истине, по требованию времени, в котором мы живем.
Он был верным сыном своего народа, патриотом, высоким профессионалом везде, какой бы пост не занимал. Ж.Тойгонбаев неоднократно избирался членом ЦК КП Киргизии, делегатом съездов Компартии республики, депутатом Верховного Совета Киргизской ССР и Союза. За большой вклад в развитие системы ПТО ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник профессионально-технического образования Киргизской ССР». Жаманкулу Тойгонбаевичу была абсолютно чужда идеология потребительства, вещизма, которая и порождает коррупцию. Его отличал государственный, компетентный и в высшей степени ответственный подход к порученному делу, а высокий профессионализм никогда и никем не ставился под сомнение.
Говорят, что в диалоге с жизнью важны не ее вопросы  нам,  а наши ответы на них, то, какие дела вершим и чем наполняем свою жизнь. Жаманкул Тойгонбаев был из тех целеустремленных людей, кто судьбу не ждал, а  сам создавал ее. И был одарен счастливой судьбой. Для меня его образ навсегда останется светлым маяком в жизни. Таких людей история забыть не может!

А. ИМАНАЛИЕВ, заслуженный работник народного образования КР, лауреат Госпремии СССР имени Н. Крупской, ветеран профтехобразования СССР.

 

 






Добавить комментарий