Main Menu

Душа экологии и экология души

В столице прошли Шукуровские чтения, посвящённые памяти и научной и общественной деятельности видного отечественного учёного-эколога.

Их организовал Бишкекский центр социальных инициатив, который длительное время тесно сотрудничал с Эмилем Джапаровичем Шукуровым, заслуженным деятелем науки, кандидатом биологических наук, доктором географических наук, членом-корреспондентом НАН, действительным членом Нью-Йоркской академии наук, профессором. Его основной вид научной деятельности — орнитология и экология. Э. Шукуров принимал участие в создании Атласа Киргизской ССР, был редактором 18 карт, он также автор Зоогеографической карты республики, создатель первого в Кыргызстане экологического движения «Алейне», избирался депутатом Бишкекского городского кенеша. Эмиль Джапарович плодотворно трудился в Кыргызском институте микробиологии и гигиены, возглавлял Институт биологии НАН, работал заместителем директора Института философии НАН. С 2000 года учёный трудился в экологических проектах по сохранению биоразнообразия, проектах Всемирного банка, ПРООН, Международного союза охраны природы, фонда «Сорос-Кыргызстан» и фонда Кристенсена. Всемирного фонда дикой природы, Международного общества охраны природы.

Формат чтений — это плодотворный академический подход, когда наследие выдающихся наших соотечественников, одним из которых, несомненно, является Эмиль Шукуров, максимально сохраняется и распространяется в сообществе. Прологом мероприятия стали прозвучавшие в конференц-зале стихи Эмиля Шукурова «День в жизни возрождения», где он, в частности, писал: «Мы одиноки в этом свете, где ищем светлый путь добра, чтоб были лучше наши дети, и завтра лучше, чем вчера. Мы рождены лучами света, и путь для нас, как луч прямой, ты — возрождай и жди ответа, и воссияет мир земной». Автор написал их, как завет, дающий нам, его современникам, надежду в нынешнее непростое для всего народа Кыргызстана время. Его призывные строки — это слова мудреца, что предчувствует каждый завтрашний день, в который всем кыргызстанцам вместе предстоит вступить.

Открыл чтения доклад Айсулуу Каныбековой, магистранта одного из столичных вузов, которая посвятила свой труд о современном состоянии нашей страны своему научному наставнику Эмилю Джапаровичу Шукурову. Спикер отметила, что в июне человечество станет свидетелем большого мирового события. В Рио-де-Жанейро состоится всемирный саммит, посвящённый подведению итогов выполнения Конвенции по сохранению биологического разнообразия, подразумевающей при этом сохранение экологического равновесия, принятой под эгидой ООН 20 лет назад. В ХХI веке стал вполне очевидным тот факт, что господствующие сегодня технологии научно-технического прогресса и безмерные аппетиты общества потребления несовместимы с базовыми условиями существования человека, которые обеспечивают здоровье и естественность экосистемы, незаменимой в этом отношении. Это привело к катастрофическому разрушению природной среды. Наиболее ответственные учёные и политики осознали, что такой путь никуда не приведёт и надо искать новые дороги для жизнебытования человечества. Однако при этом нам придётся преодолевать не столько недостаток знаний и умений и идти по пути устойчивого развития, сколько упорное сопротивление сил, господствующих в современном мире.

Передел мира после второй мировой войны и противостояние капиталистического и социалистического лагерей развязало гонку вооружений. Одними из тяжёлых последствий мировой войны, страшнее разрухи и утери моральных ценностей, стали потеря ориентиров и деформирование системы ключевых приоритетов. Более полувека в ведущих государствах работали предприятия военно-промышленного комплекса, губительно воздействующие на природу, что также продолжается и сегодня. Государство и армия — те самые эффективные управленческие структуры, что внедрили жёсткую систему управления, оправдываемую в период войны и послевоенного восстановления, но которая совершенно не соответствует задачам сегодняшнего мирного времени. Она выхолащивает дух общества, насаждая путь принуждения, иерархии, использующий для достижения поставленных целей все ресурсы — природные и людские без оглядки на последствия. В итоге цель достигается за счёт разрушения партнёрских отношений между людьми и природой, а в результате мы имеем то, что имеем.

Государство и армия сами по себе не производят материальных, духовных и культурных ценностей. Их суждения кажутся далёкими от проблем биологического разнообразия, и лишь на первый взгляд тенденция огрубления и упрощения власти не представляет угрозу обществу и живой природе. Налаживание же нормальных взаимоотношений с братьями по жизни на планете требует особой деликатности и разнообразия действий, соответствующих конституционным желаниям властей, особенностям и потребностям живой природы. Какое государство, такая и цивилизация. Всё зависит от того, какую цель вы поставите, чтобы наладить партнёрские отношения с деревьями, животными и травами. «В согласии с дикой природой пусть живут дикари, а для нас, просвещённых и вооружённых наукой и техникой, природа — это бездушный ресурс, который мы потребляем лишь им во благо. Наша выгода, любой наш каприз значат больше, чем ахи и охи тех, кто сами не способны на какие-либо дела, пусть они тогда не мешают», — говорят подобные правители.

Скоро в бразильском Рио, на форуме, представители целого ряда государств примут ключевые конвенции по сохранению живой природы. Международное сотрудничество — это единственно верный путь к сохранению планетарной сокровищницы видов живых организмов и их сообществ, которые вместе и образуют всю биосферу, а та творит чудо, создаёт жизнь и условия своего существования на планете. Если бы мир пошёл по иному пути, то началась бы новая эра в истории человечества, эра гармонии с природой и ликвидации угрозы глобальной экологической катастрофы, которая не спадает. Сегодня появилось новое поколение, и противостояние систем ушло в прошлое. Однако как на государственном, так и на общественном уровнях понимание пагубности пути противостояния с природой ещё не пришло. Об этом красноречиво свидетельствуют неутешительные итоги двадцатилетия. Ни одна страна мира не свернула с пути разрушения окружающей среды, ни в одной стране не происходит восстановление естественных экосистем.

Оратор далее подчеркнула, что нынче в государствах господствует система ценностей, в которых сохранение живой природы стоит на последнем месте. Угрожающими темпами разрастаются хронические, химические, физические, биологические, шумовые, радиоактивные, электромагнитные явления. Путь, которым движется человечество, ведёт к смерти, когда вся дикая природа будет заменена на так называемые культурные виды. Из-за безответственности политиков и воротил бизнеса подавляющее большинство человечества остаётся в неведении, не понимая, что сосуществование человека и безликой природы невозможно. Только она создаёт и поддерживает жизнь, и это настолько сложный процесс, что он под силу только огромному числу разнообразно устроенных биологических видов, постоянно взаимодействующих друг с другом. Его невозможно ничем заменить, и именно поэтому упрощённый подход, господствующий в государствах и дающий положительный результат в экономике, совершенно неэффективен в решении масштабных экологических проблем. Людей, любящих природу, значительно больше, чем понимающих её истинное значение. Но просто любить — этого мало, особенно в современном разрушающемся мире, нужно действовать энергично и неуклонно двигаться к цели, поставленной в Рио, и по пути, найденному 20 лет назад. Только этот путь приведёт человечество и каждую страну планеты к процветанию, заключила А. Каныбекова.

Слово о Эмиле Джапаровиче Шукурове произнёс и доктор политических наук, парламентарий, журналист, публицист и поэт Каныбек Иманалиев, назвавший учёного настоящей совестью нации и народа. Он рассказал, что ещё студентом журфака своё первое интервью брал именно у него. «Шукуров давал мне напутствие в профессию, затем наши пути несколько раз пересеклись, и в 2011 году, когда фонд Кристенсена, где Шукуров трудился, организовал круглый стол, мы вновь встретились, и он подарил мне свою книгу. Мы также договорились о том, что будем сообща трудиться над написанием древнего экологического кодекса кыргызов. Тема мне понравилась, и мы несколько раз созванивались, но он уехал в Алматы, поскольку работал экспертом ООН по Центральной Азии», — поделился своими воспоминаниями оратор. Далее он заметил, что у русского философа Н. Розанова однажды спросили: кто, по его мнению, является интеллигентом? Тот ответил, что для него интеллигент — это человек, который о других людях думает лучше, чем о себе. Вот именно таким человеком и был Эмиль Джапарович. Он был не только экологом, защитником природы, нравственности, но прежде всего защитником экологии души, акцентировал парламентарий. Сегодня весь мир говорит о глобальной техногенной катастрофе, глобальном потеплении, таянии ледников. В такой момент Э. Шукуров выпускает свою книгу, где пишет, что лишь возрождая духовные исторические ценности, живя в гармонии с природой, мы можем сохранить себя как народ, как нацию и страну.

Оратор рассказал участникам чтений про книгу народного писателя Кенеша Джусупова о национальных традициях и верованиях кыргызов, о чём и они с Э. Шукуровым хотели написать книгу. Древние кыргызы по-особенному относились к миру. В эпосе «Кожожаш» говорится об охотнике, который, убивая всех животных, оказывается в пропасти. Из пяти мировых лунных календарей только у кыргызов названия месяцев носят имена животных, потому что в эти месяцы люди не должны убивать оленей, косуль. Это как ежедневное напоминание предкам, что имеется и в любой религии: «Не убий!» В другом эпосе «Карагул ботой» отец-охотник убивает собственного сына, и его жизнь завершается трагично. Это также серьёзное напоминание о том, что человек не должен убивать, потому что все животные и растения имеют право на жизнь, как и человек. У Великого Ч. Айтматова есть статья о сострадании, где автор переживает за каждую мелочь, — за муравьёв, птиц, растения, а не только за человеческую жизнь: «В гнезде, придавленном снегом, в беде, окружившей плато, птичка бедная как поживает? Зимние холода настали, все воды крепким льдом сковало. Сколько гусей, уток погибло, а с журавлями бедными что стало?» Выступающий привёл образец текста из эпоса «Манас», где воспевается красота кыргызской природы: «Посмотри на этот край, посмотри на луга, посмотри на этих птиц и гусей! Там лошади не стоптали ковыль, там с разных сторон стекает много родников, там трава высотой до стремян, там спокойно косули лежат, там во всех кустарниках бегают маралы. Вот такая кыргызская земля!»

Оратор сообщает, что с принятием Корана желание жить в гармонии с природой у кыргызов укрепилось. В хадисах говорится «Каждая вода — святая» и «Каждый мусульманин, если он посадил дерево или защитил его, совершил акт милосердия». Спикер подчеркнул, что предки своим отношением к природе, животным, растениям оставили ныне живущим согражданам заветы почитать её как святыню, уважать естественное право каждой птицы, животного, растения, не причинять им вреда, ибо за пагубу наступит неминуемое наказание. «Чем отличаются кыргызы от всех тюркоязычных народов?» — задаёт вопрос оратор. Это особое отношение к природе. Кыргызы чётко знали, в какое время нужно охотиться. Когда они перекочёвывали, то убирали за собой стойбище, считали долгом блюсти чистоту в природе. Никогда не засоряли водных источников, каждый из них считали святым. На Енисее, в Тыве, Хакасии, на Байкале и Орхоне по сей день названия озёрных водоёмов звучат по-кыргызски: Алтын-коль, Туш-коль, Иссык-коль, Куш-коль. «Другое отличие наших предков от иных тюркских народов — это духовная безопасность. В период, когда растут распространение наркотиков, проституция, коррупция, мы должны возрождать эти древние ценности, завещанные предками. У нас всегда духовные богатства ценились выше, чем материальные.

Номады во время кочёвки лишних материалов с собой не брали. Они всё хранили в генетической памяти, поэтому сотворили и сохранили до нынешнего времени океаноподобный эпос «Манас». Для кочевника духовный мир, мир природы, мир слов были выше, чем материальные блага, даже в юртах они ничего лишнего не хранили, только самое необходимое», — сказал К. Иманалиев. У кыргызов есть священные заповеди о том, что нельзя бить камчой по голове лошади, это считается призывом к войне. К коню относились как к полководцу. Другой адат запрещал даже пинать скот, поскольку это жизнь, корм, пища и богатство народа. Каноны древности запрещали убивать змею, пусть и ядовитую, бранить ветер. Даже буран и злую пургу не ругали, потому что это стихия природы. Нельзя было играть с огнём, перебивать беседу старших. Причём не только сквернословить, но даже на одежду родителей было нельзя наступать. Злом считалось также разрушение птичьих гнёзд.

Отметил участник чтений и такое отличие предков, как их интегративность. За один только год они умудрялись перекочёвывать с зимовки на летовку, покидали обжитые места осенью и весной. Кочевник, когда переезжает на новое место, должен быстро адаптироваться к новому ущелью или долине, к новым условиям и различным природным катаклизмам. Сама кочевая жизнь заставляла их быстро адаптироваться к новым жизненным условиям. Летом на пастбищах номад мог пережить в один день сразу все четыре сезона: утром — весну, в обед — лето, под вечер — приход осени, а ночью — зимнюю температуру. Доказательством является то, что ещё в 1906 году в вышедшем в Санкт-Петербурге журнале «Вестник просвещения» один учёный писал о том, что для того, чтобы кыргызы были полностью образованы, понадобится 400 лет. Однако через 30 лет после прихода советской власти уже 90% кыргызов получили образование, а потом подарили миру таких великих талантов, как Ч. Айтматов, Б. Бейшеналиева, С. Чокморов, Б. Минжилкиев. Последний — это Айтматов в оперном искусстве. За советский период Кыргызстан совершил прорыв в науке, культуре, социальной жизни.

Ещё один отличительный признак кочевников — их хозяйственная смётка и практичность. Они умели относиться к любой вещи расчётливо и экономично, с хозяйственным прагматизмом. К примеру, у кыргызов очень удобная домашняя одежда. Калпак можно носить круглый год. Весьма удобоваримой была и пища. Сегодня у всех женщин есть проблема с питанием, у кыргызок никогда не было проблем с полнотой. Национальные игры тогда проходили на грани жизни и смерти. Возьмём кок-бору, идёшь в него играть, уже должен заранее психологически настроиться на то, что можешь умереть. Охраняя национальные традиции, кыргыз должен быть готовым к тому, что завтра на его территорию могут попытаться войти враги, а посему игру рассматривали как подготовку к сражениям. Насколько расчётливы и прагматичны были предки в национальной кухне, играх, домашней утвари и жилище! «Французский архитектор Ле Корбюзье восхищался завершённостью, мобильностью и красотой кыргызской юрты и писал, что она — дом-машина для жилья. С тех пор юрта нисколько не изменилась. Сегодня наши сородичи живут в таких же юртах, что и тысячи лет назад, настолько она приспособлена для жизни человека, что ни малейшей реконструкции не претерпела и уже двести лет тому назад достигла своего совершенства.

Особая черта кыргызского народа заключается в его свободолюбии, акцентировал К. Иманалиев. Кто-то великий сказал, что ландшафт формирует характер нации. Кыргызы жили среди гор и долин, свыше 90% их территории — это горы. Навязывать такому народу унижающие его условия — дело пустое. Это просто антипродуктивно. Свободолюбие в крови у кыргызов, это их особая черта характера, главное их качество. Предки работали и сотрудничали с той властью, которая обеспечивала им справедливость в регионе, в долине, ущелье, в стране, наконец. Сейчас нередко говорят о кризисе национальной идентичности и не только у малых народов. Сегодня на планете существуют 7 тысяч наций. Грядут глобальная экономика и культура, глобальный интернет, которые разрушают многие вещи. Сейчас в неделю в мире исчезают по две нации, а в год почти сто. Как можно сохраниться в эпоху глобальной конкуренции, сберечь свою идентичность, родной язык, культуру и быт? Существуют три типа идентичности. Есть путь дестинизации, когда народ и нация полностью отказываются от прошлого и принимают только новое. Второй путь — фундаментальный, как у Саудовской Аравии, когда нового не воспринимают, а реформируются и развиваться хотят лишь на основании старого. Третий путь — его выбрали Малайзия, Турция — путь духовности. История и культура берутся из прошлого, остаются традиционными, а всё остальное они тестируют и воспринимают только новое.

Для Кыргызстана нужен не западный и восточный пути. В китайских исторических хрониках кыргызы названы одной из самых древних наций на этих просторах. Махмуд Кашгари пишет, что в регионе тысячи лет тому назад бытовали 14 наций, сегодня из них только кыргызы имеют тут легитимность, поскольку они сохранили свою самобытность, язык, философию и территорию. Они стояли у истоков тюркской цивилизации, ещё 13 веков назад имея свою письменность, которая была тогда только у 20 народов. Кыргызы — одни из ярких представителей кочевой цивилизации, которые испокон веку жили в гармонии с природой. Порядочность, честность, справедливость и нравственность считались главными их качествами. Сегодня наступает эпоха угроз для экологии, духовной безопасности, для суверенитета и границ. Как в таких условиях выжить и сохранить себя? Единственное условие — возрождать те духовные ценности, о которых писал и говорил Эмиль Шукуров. Это, прежде всего, отношение к природе, женщине, народу, друг к другу. Возрождая их и приобретая новые навыки и технологии: интернет-экономика, IT-технологии, «зелёная экономика», знания мировых языков. Только так в наступившем веке можно прорваться вперёд, сохранить страну, её культуру, самобытность и развиваться, конкурируя и сотрудничая с теми народами, что сегодня ушли вперёд. Таким пожеланием завершил своё эмоциональное выступление оратор.

Своими воспоминаниями о Шукурове поделился Таалайбек Мамбеткулов — сотрудник Общественного фонда развития природы, координатор по подготовке экологических проектов, который отметил, что Эмиль Джапарович был неординарной личностью и в научном сообществе являлся фигурой мирового масштаба. «Я вместе с ним работал и сидел в одном кабинете. Ему ежедневно приходило до 300 сообщений из разных уголков планеты. Такой широкий круг общения у него имелся. Мы удивлялись и спрашивали: когда же он всё успевает просматривать? Эмиль Джапарович отшучивался, мол, это же всё приглашения на конференции, форумы, из которых он выбирал актуальные и необходимые», — рассказал бывший коллега. Он поделился особенно запомнившимся эпизодом, связанным с проблемой облепиховых лесов. Как раз прошла научно-практическая конференция по поводу Иссык-Кульской биосферной территории, где много говорилось о различных технологиях фильтрации сточных вод, спускаемых в озеро. Приезжали немцы, которые предложили шикарную идею, с которой сотрудники обратились к Э. Шукурову, сказав ему, что вот, мол, хороший проект без применения механизмов и оборудования. Учёный выслушал коллег и согласился, что проект действительно удачный, но природа уже позаботилась и создала такой барьер давным-давно. Это облепиховые леса вокруг озера, которые стоят ровно на таком отдалении от воды и населённого пункта, что являются тем самым абсорбентом, лучше которого не придумать.

Коллеги часто вели дискуссии на самые разные темы и задавали Шукурову множество вопросов на любые темы. Он занимался экологией, но его узким профилем считалась орнитология, а коллеги задавали ему вопросы по истории, философии, технике, математике, по последним научным открытиям и на всё получали интересные ответы и мнения. Удивительно разносторонний по своим интересам был человек. Он очень переживал за проблему с экосистемой страны. Учёный говорил, что это необходимо, делать упор надо не на восстановление, а на сохранение окружающей среды, ибо восстановленное никогда не станет первоначальным и первородным. Важно, чтобы кто-то подхватил научную и общественную эстафету у Эмиля Джапаровича и продолжил в настоящем и будущем ту деятельность, что столь продуктивно вёл Шукуров. Необходимо также увековечить память о нём, но важно делать это достойно тому вкладу в науку и признанию, которое он имел в престижном научном сообществе, и той памяти, которой Эмиль Джапарович по-настоящему достоин», — завершил свою речь Т. Мамбеткулов.

Своими воспоминаниями и впечатлениями о встречах и совместной работе с учёным, его общественной и профессиональной деятельности на чтениях поделились видные общественные и государственные деятели страны Болот Джанузаков, Мира Джангарачева, кандидат медицинских наук, сестра учёного Дамира Шукурова, его сын Эрик Шукуров, кандидат физико-математических наук Эмиль Алымкулов и другие участники памятного события.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий