Main Menu

К сожалению, путём манипуляций и обмана создаётся дежурный курултай

На вопросы АКИpress отвечает Элери Битикчи.

— В чём проблема нынешней Конституции? Есть ли она вообще?

— Проблема всегда была не в Конституции, а в политиках во власти, которые уже несколько раз переписывали Основной закон под себя и свои нужды. Все, кто менял Конституцию, тупо хотят больше власти. Политики — это люди, которые строят свою карьеру на политической арене, где цель игры — это перераспределение власти в свою пользу. Пик такой карьеры или игры — это абсолютная власть. Чтобы ограничить людей с такими складом ума и целями, и существует Конституция, которая мешает им.

— Какая конституционная форма больше всего нам подходит?

— Требования Народного курултая и одномандатных округов, под которые и начали процесс изменения Конституции, — это и есть парламентская форма правления. Она предусматривает орган с широким охватом групп населения и полного регионального представительства, который формирует правительство и издаёт законы. К сожалению, путём манипуляций и обмана создаётся дежурный курултай, полностью зависимый от Президента и не имеющий никаких полномочий, кроме создания видимости «народной поддержки». Курултай в том виде, который предлагается в проекте Конституции, — это постоянные бюджетные расходы на легитимацию решений Президента после выборов.

Если взять обсуждения, которые шли в русскоязычной и кыргызоязычной среде, то в русскоязычной — это больше обсуждения между парламентской и президентской формами правления либо между партийной и одномандатной системой выборности депутатов. В кыргызоязычной среде обсуждалась региональная представленность людей во властных структурах и парламенте. Курултай, как альтернатива парламенту, возник как средство полной представленности всех регионов во власти, так как высказывались обиды, что во власть или парламент приходят люди с одного района, а с другого района нет ни одного представителя.

Парламентская форма правления предусматривает сильное местное самоуправление, и депутаты в этом случае становятся народными представителями местных сообществ. То есть парламентаризм предполагает полную реформу всей постсоветской вертикали власти в пользу более горизонтальной системы власти.

— Нужна ли нам сильная президентская власть?

— Все три переворота, обусловленные народными бунтами, произошли из-за сильной президентской власти. Сильная президентская власть нужна только человеку, который очень сильно хочет власти.

— Какие вы предлагаете изменения?

— Конституция — это Основной закон, где прописаны прежде всего права человека и гражданина. В истории у нас было такое же разделение в области законодательства: тєрї — основной неприкосновенный закон и эреже — законы и правила на каждый день. В Конституции надо прописать основные права и формы организации общества. Я выступаю за сильное самоуправление и парламентаризм. Человек, который любит свой народ, не станет предлагать ему плеть, справедливую камчу, а доверит управление самим собой и будет считаться с мнением как можно большего количества людей. Чем больше людей участвуют в принятии решения, тем более справедливым оно окажется. От тирании большинства защищает Конституция, где прописан правовой блок.

Принять парламентскую форму правления и переименовать Жогорку Кеўеш в Народный курултай со всеми функциональными правами и обязанностями. Избирательный процесс регулировать не через Конституцию, а через избирательный кодекс. Увеличить количество депутатов до 300 человек без заработной платы, избираемых с одномандатных округов с сессионным форматом работы (что, кстати, предлагается и для курултая). Партии могут участвовать в одномандатных выборах — тогда возникнут нарушения Конституции, где прописано, что каждый гражданин может избирать и быть избранным.

Наша справка: Элери Битикчи (Назикбек Кыдырмышев) по специальности историк-востоковед. Занимается вопросами методологии постколониализма в исторической науке, ведёт уроки орхоно-енисейского письма (битик), а также поднимает вопросы охраны природы.



« (Previous News)



Добавить комментарий