Main Menu

Чемпион мира по тхэквондо: Чтобы наш спорт развивался быстрее, надо объединяться

Сергей Фаустов с детства болеет тхэквондо-ITF. В 20 лет стал чемпионом мира, в 22 — чемпионом Азии. Входил в одну команду с сёстрами Шевченко. Ещё до завершения спортивной карьеры начал тренерскую, и ученики повторили его достижения. Этот сезон из-за пандемии стал для команды Фаустова испытанием на прочность.

Каким было золотое поколение кыргызского тхэквондо, в чём плюсы и минусы дистанционных тренировок и почему он не входит ни в одну из федераций, 36-летний наставник рассказал нашей газете.

Команда молодости

— Как вы попали в тхэквондо?

— Любил гонконгские боевики, мечтал научиться драться, как Брюс Ли и Джеки Чан. Начинал с плавания — был чемпионом Бишкека. После распада СССР секции восточных единоборств вышли из подполья, и я записался к тренеру Александру Мельникову (он для меня до сих пор авторитет). Первое время неудачных результатов было больше. Они стимулировали заниматься с удвоенной энергией.

— Бойцы UFC сёстры Шевченко в юности тоже занимались тхэквондо. Какими вы их запомнили?

— Как спортсменок с большим потенциалом, целеустремлённых и работоспособных. В остальном они ничем не выделялись. Со всеми у них были нормальные взаимоотношения. В ту сборную Кыргызстана входили и другие замечательные бойцы. Например, Антон Лим, Алексей Писаревский и Юлия Борисова, которая сейчас тоже живёт за рубежом и занимается ММА.

В начале 2000-х отечественное тхэквондо переживало расцвет. На местных чемпионатах в каждой весовой категории билось до 15 человек. Сборная была сплочённой и мощной, мы не делились ни по каким признакам. На крупных турнирах выигрывали множество наград.

— Вы сразу проявили себя в сборной?

— Да. В 18 лет взял серебро и бронзу на чемпионате Азии. Через год стал бронзовым призёром чемпионата мира, а затем этот турнир выиграл. Победил на чемпионате Азии — 2006.

Всегда хотел попасть на Олимпиаду, но мой стиль тхэквондо в её программу не входит. В 25 лет завершил карьеру в ITF. Чуть позже попробовал себя в олимпийском стиле WT.

Формула успеха

— Когда стали тренером?

— В 17 лет. Хотел расти в профессиональном плане. Тренируя других, смотрел со стороны на себя. Это помогало мне, как бойцу.

В начале 2020 года преподавал тхэквондо в двух столичных клубах и вузе. Возраст учеников — от четырёх лет. Одни занимаются для себя, другие жаждут побед. Прежде всего развиваем выносливость и технику. Без них на турнире три-четыре боя подряд не выдержать. Для успеха в тхэквондо мало быть талантливым. Нужно упорство.

Среди моих подопечных два чемпиона мира, чемпионы Азии, обладатели кубков Азии и мира. Некоторые из них продолжают карьеру, а кое-кто завершил.

— Всем удалось реализовать потенциал?

— Почти. Перспективных тхэквондистов много. Часто ездить на зарубежные турниры из-за нехватки денег не можем. Но если едем, без медалей не возвращаемся. Помогает ДЮСШ №2 Аламудунского района, к которой я, как тренер, отношусь. Много раз выручали родители спортсменов. Бывало, находил спонсоров.

На чемпионате Азии — 2012 в Таджикистане мои воспитанники выиграли золото, два серебра и две бронзы. Чемпионом стал Кыдыр Кадырбеков. На его поездку я потратил личные деньги, а сам остался дома. Бывали похожие случаи. Ругался из-за этого с женой. Но цель оправдывала средства. Со многими учениками дружу. Они советуются со мной по любым вопросам. Кыдыр после окончания карьеры трудился в Китае, а сейчас — в России. Сказал мне, что хочет вернуться в Кыргызстан и построить спорткомплекс. Думает продвигать тхэквондо и другие виды.

Чтобы ученики не шатались по улицам, не употребляли наркотики и не прожигали жизнь в ресторанах, говорю им тоже тренировать. Некоторые прислушиваются и делают вклад в развитие нашего любимого вида спорта. Приглашают меня в качестве эксперта, проводим совместные сборы. Я всегда рад помочь. Считаю, ученики должны превзойти учителя.

На удалёнке и вживую

— Как складывается сезон- 2020?

— Летом хотел организовать на Иссык-Куле международные тренировочные сборы. Пригласил друзей-соперников из Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Они намеревались приехать, но из-за пандемии сборы отложили. Наверстаем!

Хотел отвезти учеников на семинары международных мастеров, турниры в России и Казахстане. Их отменили. Залы, где я работаю, в марте закрыли на карантин.

— Во время карантина вели тренировки дистанционно?

— Пытался. Удалёнка хороша, когда вы учите язык. А заниматься единоборствами и проводить спарринги невозможно. Далеко не у всех дома есть место для тренировок. Живой контакт с учеником и общение по интернету — разные вещи. Наблюдать за его физиологией и понять, какие нагрузки подходят ему в данный момент, на удалёнке трудно. Многие дети бросают занятия. Причём, не только по тхэквондо, но и другим видам спорта.

Чтобы занять подопечных, мне сказали готовить онлайн-уроки. Пришлось на ходу изучать азы видеосъёмки и монтажа. Для общего развития ребята читали теорию и смотрели видеозаписи тренировок по другим видам спорта. Это плюс дистанционных занятий. Обычно на такое времени нет.

В ноябре 2019 года возил команду в Узбекистан. Через месяц провёл в Бишкеке свой турнир. С тех пор почти все воспитанники без соревновательной практики. Некоторые выступили на двух онлайн-турнирах и показали технику выполнения приёмов. Хоть что-то, но всё равно не то, что нужно. Скучно! Охота снова ездить на состязания в братские страны, встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми.

— Когда возобновили привычные занятия?

— В сентябре. Правда, не во всех секциях. Одна из них находилась во Дворце спорта. Там открыли стационар и проводить тренировки не разрешают. Поэтому старшая группа учеников не занимается девятый месяц. Несмотря на это, ребята уходить из тхэквондо не собираются. Научились совмещать его с остальной жизнью. Азиз Дуйшенбеков, например, музыкант, а Тимур Ахмад — блогер.

— Подрались бы с кем-то из учеников на турнире?

— Сдался бы. Надо давать дорогу молодым.

Ради общей цели

— В Кыргызстане несколько федераций тхэквондо-ITF, но вы не входите ни в одну. С чем это связано?

— Скажу так. Есть люди, которые не входят в федерации, но трудятся на благо тхэквондо и честно выполняют заветы его основателя генерала Чой Хонг Хи. Их приглашают на зарубежные турниры, они налаживают международные связи и обмениваются с соперниками опытом. Знаете, какой восторг и прилив патриотизма испытывают тхэквондисты, когда под сводами иностранного спорткомплекса поднимают флаг Кыргызстана?! Их победы повышают престиж республики. Увы, некоторые всему этому пытаются помешать. Зачем вместо поддержки вставлять палки в колёса? Может, лучше ради общей цели объединиться? В других странах так и делают.

От отца к сыну

— Иногда вы участвуете в показательных выступлениях и без труда разбиваете рукой черепицу. Хотели бы вернуться на татами?

— Возможно, вернусь и выступлю в категории «ветераны». До перехода в неё у меня ещё четыре года.

Поддерживаю себя в форме. Я кандидат в мастера спорта по баскетболу. С детства люблю волейбол, футбол и теннис. Играю в мини-футбол, качаю железо, занимаюсь кроссфитом.

— Чем ещё увлекаетесь?

— Читаю книги по экономике и детективы. Они развивают мышление. Общаюсь с семьёй. Мой шестилетний сын тоже тхэквондист.

— В спорт его привели вы?

— Да. Занимается второй год. Причём, не ITF, а WT. Выиграл два турнира из двух. В этом году его зал тоже закрывали. Я помогал тренироваться дома. Даю советы по технике и тактике. Скоро будет получать зелёный пояс. Сделаю всё, чтобы он реализовал мою несбывшуюся мечту и попал на Олимпиаду.

Иван МАРЧЕНКО.






Добавить комментарий