Main Menu

Газета против интернета или О том, как государство само пилит сук, на котором сидит

Тиражи газет в Кыргызстане падают. Что этому виной? И есть ли вообще будущее у печатной прессы или она медленно и верно идёт ко дну?

ПОДРУБАЮТ ПОД КОРЕНЬ

Сказать, что падение тиражей газет и журналов — общемировая проблема, было бы неправдой. В Европе и США, например, тиражи печатной прессы действительно падают, а вот в Азии — растут. В развитых азиатских странах вообще печатается ТРИ ЧЕТВЕРТИ газет мира с самыми большими тиражами. И если раньше самой читающей страной в мире считался СССР, то сейчас самые читающие страны — это Китай, Индия и Япония. К примеру, у японской газеты «Ёмиури симбун» тираж — 9 миллионов экземпляров.

Кыргызстан, судя по состоянию печатной прессы, идёт в западном направлении. Тиражи газет у нас тоже катятся вниз. Однако наша версия кризиса существенно отличается от западной. Только о ней мало кто задумывается всерьёз. Мы её назовём сокращение количества газетных киосков. Что автоматически повлекло за собой падение тиражей печатных СМИ. То есть кризис вызван ИСКУССТВЕННО — и вызван ГОСУДАРСТВОМ. Хотя, по идее, оно как раз и обязано было сделать всё, чтобы этого не случилось. Впервые профессионалы газетного рынка начали бить тревогу в 1998 году, когда государство под названием Кыргызская Республика почему-то решило, что газетные киоски, оставшиеся от советской «Союзпечати», ему не нужны. И стало их продавать частникам. Ну а частники стали торговать в киосках чем попало… ИНОГДА и газетами. Это был первый удар по печатным СМИ в республике.

Второй удар по системе распространения прессы нанесли уже при Бакиеве. Властям вдруг стали мозолить глаза киоски на центральных трассах Бишкека, по которым ездили кортежи первых лиц государства. Странную неприязнь к этим малогабаритным торговым точкам объясняли примерно так: «А вдруг в киосках будут прятаться террористы?» Киоски, включая газетные, с центральных улиц убрали в такие места, где народ практически не появлялся. В итоге люди перестали покупать газеты, потому что: а) стало негде; б) даже если знали, где купить, туда было идти лень.

— Многие горожане, особенно старшего поколения, привыкли покупать газеты в киосках, которые находятся рядом с их домом, — считает президент Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) Эмиль Кадыров. — И если читатель, придя однажды на привычное место, не обнаружит здесь киоска, то он просто уйдёт. В другом месте он газету не купит, потому что привык брать её строго в одной точке. А это минус ещё один экземпляр газеты или журнала в тираже. А ведь такой читатель не один! Начиная с Наримана Тюлеева все мэры Бишкека только и делали, что боролись со «стихийной торговлей». Причём весьма своеобразно — вместе с прочими ларьками (в народе — «комками») демонтировали и газетные киоски. Называлось это «улучшением внешнего облика города». Киоски снова стали вывозить за пределы города, ничего не оставляя взамен.

— Если мы стремимся, чтобы у нас было как в Европе, — продолжает Эмиль Кадыров, — то давайте вспомним, что по среднеевропейским нормам в городе должен быть один газетный киоск на тысячу жителей. Сейчас киосков в Бишкеке осталось от силы 250. То есть если официальное население Бишкека на начало этого года составило 1 миллион 53 тысячи 900 человек, то киосков — примерно один на 4 тысячи горожан. Всё это итог «работы» всех мэров столицы.

Самый разорительный удар, по мнению газеты «Дело №…», нанёс Нариман Тюлеев будучи мэром столицы: никто другой так остервенело не боролся с прессой, как он! Именно по его указанию демонтировали газетные киоски по всему центру и далее. Альтернативы же киоскам просто не существует. Ни подписка, ни продажа газет в супермаркетах погоды здесь не сделают. И даже уличная торговля газетами почти сошла на нет.

— Ликвидацию пунктов печатных изданий нужно прекратить, — говорит Эмиль Кадыров. — А газетные киоски и пункты реализации печатной продукции восстановить! Запретив здесь торговать чем-то иным, кроме печатной продукции. Может быть, до власти в конце концов дойдёт, что речь идёт уже не только о сокращении доходов госбюджета из-за падения тиражей, но и в конечном счёте об информационной безопасности государства. И в самом деле — чем меньше на рынке отечественного информационного продукта, тем больше иностранного. Ведь граждане вынуждены питаться сплетнями и фейковыми новостями в соцсетях ещё и потому, что источников достоверной информации становится меньше. Что бы кто ни говорил, а в газетах публикуется более ДОСТОВЕРНАЯ информация: существующий Закон о СМИ того требует и заставляет держаться в определённых рамках. В отличие от разнузданного интернета.

ЗНАК КАЧЕСТВА

Во властных структурах о необходимости вернуть газетные киоски на улицы Бишкека пока заговорил только один человек — депутат Жогорку Кенеша Жылдыз Мусабекова, сама в прошлом журналист и главный редактор нескольких газет. Всего лишь одна из 120 депутатов! По сути, это глас вопиющего в пустыне… А может, власть и не должна об этом заботиться? Должна, если хочет сохранить УСТОЙЧИВОСТЬ государства!

— Почему в передовых странах Азии растут тиражи газет? — рассуждает глава Ассоциации распространителей периодической печати Кадыров. — Потому что там распространению прессы очень активно помогает государство — снижением налогов и прочими льготами. И там нет такого, чтобы убирали газетные киоски. А если и убирают, то только для того, чтобы на их месте поставить новые, более современные. И, кстати, наличие интернета в этих странах вовсе не мешает печатным СМИ развиваться. Теперь давайте оптимистично представим, что в один прекрасный день количество газетных киосков увеличилось и тиражи газет пошли в гору. Возникает вопрос: а что кыргызстанцы будут в этих газетах читать? За 29 лет независимости из газет Кыргызстана полностью исчезли многие жанры журналистики. Исчезла аналитика. Вслед за интернетом печатные СМИ стали обсуждать события, а не явления. Газеты забыли, что главная их роль — не повторять интернет-новости, а объяснять читателям, что происходит и почему. Было время, когда казалось — вот-вот и печатное слово умрёт раз и навсегда, убитое интернетом. Но в 2014 году онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airbnb начала печатать свой журнал Pineapple — «Ананас». Прошло ещё четыре года — и свой печатный журнал стала выпускать… социальная сеть «Фейсбук». Та самая, которую называют могильщиком печатных СМИ. Этот журнал называется Grow — «Рост». Фейс-бучные маркетологи называют его журналом для бизнес-лидеров. Его распространяют в залах ожидания для пассажиров бизнес-класса лондонского аэропорта «Хитроу» и на нескольких закрытых площадках в Лондоне. Так что хоронить печатные СМИ ой как рано! Взять хотя бы рекламу. Исследования показывают: реклама в интернете имеет преимущество, когда эффекта нужно достичь в краткие сроки. Но если говорить о долгосрочной перспективе, то популярность и авторитет бренда значительно усиливаются благодаря именно печатным СМИ. Опрошенные нами эксперты в области пиара считают, что стремление достичь быстрого результата маркетингу вредит. Лайки, клики и репосты в соцсетях для поднятия рейтинга, может, и хороши. Но газетные объявления просматриваются в среднем в 2,5 раза дольше и чаще, чем цифровая реклама. То есть читатели более восприимчивы к печатному слову. К тому же рекламные объявления в интернете имеют свойство исчезать после краткого просмотра, уступая место другим. А вот в газете реклама остаётся долго. Пока газета не сотрётся от старости.

КАДРЫ РЕШАЮТ МНОГОЕ

Третий «кит» информационной безопасности Кыргызстана — сами журналисты. Кто же, как и чему их учит? Весьма любопытное исследование на эту тему провела известный медиаэксперт Гульнура Торалиева. — Самая большая проблема, с которой я столкнулась, — говорит она, — нет данных для анализа. Сегодня ни один университет, который имеет факультет журналистики, не собирает данные о том, куда уходят его выпускники, в какие издания, на какие телеканалы. Одна из причин, по которой молодёжь выбирает факультет журналистики, — остаточный принцип. Не поступил куда хотел — решил пойти на журналистику. Без ощущения своего призвания, без понимания своей ответственности.

Для исследования Торалиева выбрала четыре университета — Кыргызский национальный университет, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российский Славянский университет и Ошский госуниверситет. В исследовании участвовали преподаватели этих вузов, редакторы СМИ, а также студенты последних курсов и выпускники. Вот, к примеру, оценка эксперта Торалиевой деятельности КРСУ: «Учебная программа кафедры международной журналистики позволяет сделать вывод, что учебный план перенасыщен такими теоретическими дисциплинами, как история отечественной журналистики, история зарубежной журналистики, психология журналистики, международное гуманитарное право, история рекламы, современные зарубежные СМИ, социология журналистики, основы теории коммуникации, профессиональная этика журналиста, история детской литературы и журналистика. Неразумно большое количество учебных часов выделяется на изучение теории и чрезвычайно мало — на практическое освоение профессии». Уровень профессорско-преподавательского состава Торалиева называет одной из главных проблем подготовки профессиональных журналистов. Только единицы из преподавателей журфаков сами когда-либо работали в сфере журналистики. Как тут не вспомнить известный афоризм: «Тот, кто умеет, делает, кто не умеет — учит других». Забавно, но один местный маститый профессор журналистики (по образованию филолог) в одном из интервью высказался так: «Отечественная журналистика — это каменный век! Поэтому-то и страна загибается». Возникает вопрос: КОГО ЖЕ ВЫ САМИ ГОТОВИТЕ УЖЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ, профессор, ни дня не проработавший в редакции газеты и абсолютно не знающий ни специфики редакционной, ни основ и тонкостей журналистики?! Всего в Кыргызстане одиннадцать (!) факультетов журналистики. А специалистов нет! Журналистика Кыргызcтана испытывает острейший кадровый голод. Выпускники журфаков идут работать в пиар, в пресс-службы, девушки, став обладательницами диплома журналиста (и даже якобы международника!), рвутся в парламентские корреспонденты, чтобы… удачно выйти замуж за депутата или его помощника. Большинству же просто нужен диплом о высшем образовании, неважно о каком. Чтобы поступить сегодня на факультет журналистики в Кыргызстане, ничего не нужно — ни творческий конкурс проходить, обязательный когда-то, ни публикации свои предоставлять, ни хотя бы минимальной практики в газете. Нужно только одно — ДЕНЬГИ, которые гребут вузы, ничуть не заботясь о качестве обучения и реальной подготовке специалиста. Давно пора Министерству образования посмотреть на кадровый состав руководителей факультетов журналистики и избавиться от балласта и сильно засидевшихся на этих должностях отставших в силу своего преклонного возраста от жизни и времени профессоров и прочих случайных здесь людей. Нет своей замены? Пригласите соседей по СНГ — кто ищёт, тот всегда найдёт! Самое главное — власти должны понять: лучше платить за информационную безопасность сейчас, чем расплачиваться за её отсутствие потом. До тех пор пока падают тиражи газет и нет господдержки систем распространения печатных СМИ и подготовки грамотных специалистов, ни о какой информационной безопасности Кыргызстана говорить не приходится.

Антон ИГОЛЬНИКОВ.

«Дело №…»






Добавить комментарий