Неизвестная правда

Сколько всего советских людей погибло в Великую Отечественную войну, какую цену заплатила страна за Великую Победу? На эту тему написано много материалов, но точного, достоверного, бесспорного ответа нет до сих пор, хотя прошло уже 75 лет с тех пор, как смолкли залпы той, самой страшной за всю историю человечества, войны.
В первую очередь отмечу, что речь идёт о потерях начиная с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945-го. Что интересно, данные всё время меняются. Как только советские люди начинают привыкать к каким-то цифрам, появляются новые. Так получилось уже пять-семь раз. Во-первых, в статистику часто включают потери СССР и в финской войне, длившейся с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940-го, и в войне против миллионной Квантунской армии Японии (август-сентябрь 1945 года). При этом до сего дня не установлено точно, сколько людей погибло в той и другой войнах. Во-вторых, не уточнены потери среди мирного населения. В-третьих, неизвестна численность погибших на «военно-тыловых работах», а также штрафников, из которых создавались десятки батальонов. В-четвёртых, нет точных данных о потерях в лице предателей, дезертиров и военнопленных. В-пятых, не установлено, сколько всего пропавших без вести. Это весьма обширная категория. В неё вошли и те, кто пал в бою, но не попал в списки и сводки о потерях, и те, кто оказался в военном плену, и те, кто воевал в партизанских отрядах как нашей страны, так и антигитлеровской коалиции… Судьба «пропавших без вести» глубоко трагична как для них самих, так и для их близких. Ведь до сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах они сложили головы, где, в каких краях лежат в земле или на дне реки их кости. В-шестых, нет единого мнения о потерях каждой союзной республики в отдельности. Нет ответа на вопрос, сколько потеряли военных и гражданских лиц Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, республики Прибалтики и Кавказа? И, наконец, в-седьмых, не установлено, сколько погибло людей той или иной национальности в разрезе союзных республик.
Если оглянуться на отрезок времени, пройденный с окончания Великой Отечественной войны, то диапазон официальных данных о потерях людских ресурсов СССР колеблется между 7 млн. и 42 млн. человек. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что с самого начала, как только в верхах СССР зашла речь о цене Победы, вместо статистики к делу подключилась большая политика. Отсюда разнобой и так называемая эволюция в цифрах.
Возьмём самые первые данные. Вскоре после войны в официальных источниках назывались две цифры:
7 млн. и 15 млн. человек. В январе 1946 года Сталину представили две справки: от Генштаба СССР и правительства (последняя за подписью Н. Вознесенского — заместителя председателя Совнаркома). В обеих бумагах отмечалось, что о наших потерях можно говорить приблизительно. При этом Генштаб доложил, что всего убиты, умерли от ран и пропали без вести на поле боя 7,5 млн. человек, а Н. Вознесенский назвал цифру 15 миллионов. Существует версия, что Иосиф Сталин знал о масштабах истинных потерь, но он выбрал первую цифру, потому что не хотел обвинений в том, что из-за ошибок руководства страны погибло слишком много людей.
Данные о 7 миллионах впервые были обнародованы в журнале «Большевик» в феврале 1946 года. Эту же цифру Сталин озвучил в марте 1946-го в интервью газете «Правда» в связи с речью У. Черчилля в Фултоне. Он заявил: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также вследствие немецкой оккупации и угона советских людей на немецкую каторгу, около семи миллионов человек» (заметьте, не 7,5 млн., а около 7 млн. — авт.) Полагаем, Сталин поступил так, предвидя идеологическую и политическую конфронтацию между Советским Союзом и западными державами. Кстати, эту же версию подтверждает известный учёный Д. Волкогонов (Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина. — М., 1989. Кн.2).
Есть и другая версия. Впервые после войны Н. Вознесенский, на тот момент уже председатель СНК СССР, доложил И. Сталину, что потери составляют более 15 млн. человек. Но генсек, мол, в ответ бросил реплику: «Это слишком много», и В. Молотов на Пражской конференции в 1946 году размыто заявил, что потери Советского Союза равны 7 млн. Причём было неясно, речь идёт только о военных лицах или о гражданских тоже.
Как бы там ни было, 7 млн. как официальный показатель потерь фигурировали более десяти лет.
Другая цифра потерь — 16 млн. (мы берём по возрастающей), появилась к осени 1945 года. В соответствующих архивах сохранились два документа: справка «О боевых потерях личного состава Красной армии в Великой Отечественной войне», подготовленная Управлением учёта и контроля численностью Вооружённых сил Наркомата обороны СССР, и справка Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников «Об итогах расследования кровавых преступлений немецко-фашистских захватчиков и их сообщников». По данным этих документов, всего погибло 9 675 000 военнослужащих и 6 717 000 гражданских лиц, итого 16 392 000. Однако из-за своей большой величины цифра не удержалась на историко-политической арене.
Третий показатель — 20 миллионов, появился через 16 лет после Победы. В конце 1961 года Н. Хрущёв в своём письме премьер-министру Швеции Т. Эрландеру впервые сообщил, что годы Великой Отечественной войны «унесли два десятка миллионов жизней советских людей». Этим заявлением впервые нанесли ощутимый удар по сталинским 7 миллионам. Позднее, когда начали писать шеститомную историю войны, по указанию Н. Хрущёва ранние 7 млн. подняли до 20 млн. человек. Этому предшествовала рутинная работа специалистов. Так, начальник Центрального статистического управления СССР В. Старовский после смерти Сталина в докладной записке в ЦК КПСС от 14 ноября 1956 года доказывал, что потери СССР составляли не 7 млн., а значительно больше. «Советский Союз за период Великой Отечественной войны потерял в боях с захватчиками в результате истребления населения оккупантами, а также от снижения рождаемости и увеличения смертности, особенно в оккупированных районах, свыше 20 миллионов человек», — сообщал он. Долгие годы «первооткрывательство» цифры 20 млн. приписывали Хрущёву, однако её истинным автором был В. Старовский. К сожалению, мало кто об этом знает, но именно данный показатель фигурировал в докладах, выступлениях и репортажах в течение почти 30 лет.
Четвёртая цифра — более 20 млн. Её озвучил 8 мая 1965 года новый лидер КПСС Л. Брежнев, и она продержалась до середины 1990-х годов.
Пятая цифра — 26,6 млн. человек, впервые появилась во времена М. Горбачёва. А именно 8 мая 1990 года на торжественном заседании Верховного Совета СССР, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне (Горбачёв М. С. Уроки войны и победы. — Известия. 1990, 9 мая). В указанное число входят погибшие в бою, умершие от ран и болезней военнослужащие и партизаны; умершие от голода, погибшие во время бомбёжек, артиллерийских обстрелов и карательных акций мирные граждане; расстрелянные и замученные в концентрационных лагерях военнопленные; подпольщики; рабочие, крестьяне и служащие, угнанные на каторжные работы. Чуть позднее, в 1993 году, коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г. Кривошеева опубликовал статистическое исследование «Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». В нём тоже названы 26,6 миллиона человек как сумма общих потерь, включая 8 668 400 солдат и офицеров.
Эта же цифра укрепилась во Всероссийской Книге памяти, опубликованной в 1995 году. Именно тогда впервые подвергли критике ранние официальные данные, назвав их «приблизительными» и «неполными». Как отмечалось, все людские потери СССР были установлены благодаря новым методам расчёта.
Следующая цифра — 27 668 400 человек, была озвучена во времена Б. Ельцина. Специальная комиссия Генштаба МО РФ после окончательного уточнения выдала, что военные потери Советского Союза — убитые, пропавшие без вести, попавшие в плен и не вернувшиеся, умершие от ран и по болезни за 1941-1945 годы составили 8 668 400 человек (Мунчаев Ш. М., Устинов В. М.. История Советского государства. — М., 2002). Потери гражданского населения, по новым данным, составили более 19 млн. Итого получается более 27 668 400 человек. По моему мнению, это наиболее приближённая к истине информация.
И, наконец, новая цифра — 42 млн. человек, появилась три года назад. Её назвали 14 февраля 2017 года в Государственной думе РФ на парламентских слушаниях «Патриотическое воспитание граждан России: «Бессмертный полк». В докладе прозвучало: «Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют 41 979 000, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения СССР в 1941-1945 годы — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения». Как утверждалось в докладе, эти сведения подтверждены большим количеством подлинных документов, авторитетных публикаций и свидетельств.
Вполне возможно, что 42 миллиона — тоже не последняя цифра.
Байболот АБЫТОВ,
доктор исторических наук, профессор, проректор Ошского государственного юридического института.
Фото Кифаят АСКЕРОВОЙ.
На фото: 9 мая 2017 года. Шествие Бессмертного полка в Бишкеке.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More

Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More