Main Menu

Что происходит в Китае после выхода из режима самоизоляции?

24 марта этого года молодой китайский учёный Юй ЧЖОЧАО, периодически публикующий в нашей газете аналитические материалы, по просьбе редакции подробно рассказал, как Китай противостоит эпидемии. Из Пекина от него пришло новое письмо с ответами на наши вопросы.

Юй Чжочао в своё время с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича при кафедре русского языка. Затем — аспирантуру Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого.
Кандидат экономических наук. Работает научным сотрудником отдела стратегических исследований Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук.

— Чао, расскажите, пожалуйста, какая у вас сегодня ситуация с COVID-19? В каких регионах Китая ещё регистрируются случаи заболевания?

— 13 июня у нас в стране произошли два важных события. Одно ожидаемое — утром весь Китай перешёл в статус зоны с низкой эпидемиологической угрозой в связи с тем, что в провинции Хубэй, наиболее пострадавшей от эпидемии, уровень экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения снизился со второго до третьего. Таким образом, в стране не осталось районов с высоким или средним уровнем угрозы COVID-19.

Другое событие неожиданное — днём в Пекине выявили три новых случая заболевания. Коронавирус обнаружили на одном из крупнейших столичных оптовых рынков фруктов, овощей, мяса и морепродуктов «Синьфади» — на доске для разделки импортированного лосося. Затем сразу началась масштабная проверка. В итоге за последние два дня (речь о 13-14 июня — ред.) подтвердились 44 новых случая заражения коронавирусом, все они бессимптомные. Инфицированных выявили в результате проверки 1 940 работников рынка и живущих неподалёку пекинцев.

Сейчас рынок закрыт, проверка продолжается. Власти столицы намерены протестировать более 46 тысяч работников и посетителей рынка. Отметим, что перед этим новых случаев заражения в Пекине не фиксировали в течение почти двух месяцев, а точнее 57 дней. При этом 12 июня в Китае подтвердились 123 новых случая заражения — все они оказались завозными.

По официальным данным Государственного комитета по вопросам здравоохранения КНР, на 15 июня всего в Китае зафиксировали 84 778 случаев заражения, 79 913 пациентов выздоровели, что составляет 94,2% от общего числа заболевших, 4 645 человек скончались.

Сейчас в больницах находятся 220 человек. В том числе в Чунциине — 3, Тяньцзине — 4, Шанхае -19, Пекине — 80, Ляониине — 2, Хайнане — 2, Шаньдуне — 3, Хэбэе — 3, Шэньси — 4, Фуцзяне — 5, в автономном районе Внутренняя Монголия — 5, Сычуане — 21, Гуандуне — 27, Тайване — 5, Гонконге — 38.

— Сохраняются ли в стране ограничения (масочный режим, соблюдение дистанции между людьми и т. д.). Экзамены в вузах проводятся в обычном — докарантинном режиме или, как во многих странах мира, онлайн?

— Да, по-прежнему сохраняются все ограничения (защитные маски, дистанция и т. д.), за исключением тех мест, где людей поменьше. Например, в парке или на стадионе можно прогуливаться и заниматься спортом без масок, а в общественном транспорте (поезд, метро, автобус, троллейбус) и во всех медицинских учреждениях их ношение обязательно.

К 13 июня детские сады, начальные и средние школы во всех провинциях и городах начали работу. В общей сложности в школы вернулись 101 млн. учащихся и в детские сады — 4,6 млн. воспитанников.

В вузах дела посложнее — хотя работа в них и возобновлена, но частично. Пока разрешили вернуться в университеты 2,91 млн. студентам, которые в этом году должны окончить учёбу. Остальные продолжают учиться дистанционно, дома, в соответствии с государственной программой.

«Экономика Китая возрождается взрывным образом — всем чертовски хочется работать»

Китай до пришествия коронавируса. 2016 год.
На берегу озера Сиху (провинция Чжэцзян)

— Полностью ли возобновлена деятельность предприятий в стране?

— На начало июня средний показатель запуска промышленных предприятий, превышающих установленный масштаб, составил 99%, коэффициент возобновления малых и средних предприятий достиг 88,4%, средний показатель возвращения персонала на свои рабочие места составил 94%.

Всемирная торговая организация в одном из своих отчётов информировала, что с началом пандемии коронавирусной пневмонии порядка 80 государств или районов мира запретили или ограничили экспорт масок, перчаток и других защитных медицинских принадлежностей. Должен сказать, что Китай не прекратил поставки за рубеж масок и других противоэпидемических средств. Хотя перед нами по-прежнему стоит много трудностей в борьбе с коронавирусной инфекцией, правительство продолжает оказывать международному сообществу помощь, заявил ещё 26 апреля глава департамента внешней торговли Министерства коммерции КНР Ли Синцянь. По его словам, каналы для коммерческих закупок в Китае противоэпидемических средств полностью открыты для всего мира. 24 апреля всего лишь за сутки страна экспортировала 1 млрд. 60 млн. масок. Это в 4,7 раза больше, чем 31 марта, когда экспортировали 224 млн. масок.

По статистике Министерства коммерции, на 25 апреля 74 страны и 6 международных организаций подписали 192 коммерческих контракта о закупке в Китае медицинских материалов на общую сумму $1 млрд. 410 млн. На сегодня 72 страны или района и 8 международных организаций проводят переговоры с китайскими поставщиками о подписании 129 аналогичных контрактов.

В качестве «мировой фабрики» Китай первым возобновил производство медицинских товаров, что значительно сократило их глобальный дефицит, а также способствовало скорейшему возвращению мировой экономики на рельсы нормального развития.

Страна считает единственно правильными жёсткие ограничения на время карантина, вовсю наращивает производство на предприятиях и готовится к новой волне коронавируса

— Как обстоят дела в Ухане, карантин там отменён уже полностью? Город вернулся к прежней — «докоронавирусной», жизни?

— Да, все ограничения полностью отменены. Начиная с полуночи 8 апреля меры контроля и управления за выездом из Уханя были сняты, восстановлено внешнее транспортное сообщение, и с того момента жители начали постепенно возвращаться к прежней жизни. Решение о снижении уровня экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации со второго на третий в провинции Хубэй, к которой относится и Ухань, позволит ещё более ослабить меры профилактики и контроля. То есть парки и туристические объекты смогут принимать больше посетителей, откроются бассейны и спортивные объекты. При условии соблюдения мер безопасности в городе теперь можно проводить конференции, выставки, спортивные матчи и развлекательные шоу.

В общей сложности в Ухане тестирование на нуклеиновую кислоту прошли 10,11 млн. человек, что редко встречается во всём мире. Данные доказывают, что город Ухань безопасен, его жители здоровы.

Китай до пришествия коронавируса. 2016 год
В Шанхае на пешеходной улице Нанкин.

— Интересно узнать, как продвигаются исследования китайских учёных по установлению происхождения нового коронавируса?

— Официального подтверждения о его источнике пока нет. Всем известно, что у международного сообщества есть немало версий на этот счёт, и окончательный ответ может касаться ряда стран. Китай лишь первым в мире заявил о появлении коронавируса нового типа. А чтобы выяснить, откуда он взялся, требуется получить точные и объективные выводы путём серьёзного научного исследования.

При этом необходимо исключить всякие политические помехи, уважать суверенное равенство всех государств, отказаться от «презумпции вины». Исследование должно охватывать все непосредственно связанные с эпидемией страны при соблюдении открытости, прозрачности, объективности и благоразумия.

— Известно, что в феврале этого года власти Китая в связи с эпидемией нового коронавируса запретили торговлю дикими животными, поскольку, по предположению, COVID-19 передался человеку от панголинов. Соблюдается ли этот закон?

— Я должен пояснить: за рубежом сложилось ошибочное представление, что в Китае есть якобы специальные рынки, где продают диких животных. На самом деле у нас существуют рынки, где торгуют свежими морепродуктами, мясом, овощами и другой сельскохозяйственной продукцией. На некоторых из них также продают живую птицу. Такие рынки являются обычным явлением не только в Китае, но и во многих странах Юго-Восточной Азии и в других развивающихся государствах. Они составляют важную часть повседневной жизни людей. В международном праве нет запрета на открытие или эксплуатацию таких рынков. Продажа диких животных на фермерских рынках и рынках морепродуктов в Китае считается незаконной. Законодательным собранием КНР также запрещены незаконные охота, транспортировка и потребление диких животных. Нарушения пресекаются и наказываются.

— Как относится Китай к предупреждению Всемирной организации здравоохранения, что осенью следует ожидать вторую, более смертоносную волну CОVID-19?

— Мы относимся к этому со всей серьёзностью. Обстановка, по словам Председателя КНР Си Цзиньпина, остаётся всё ещё непростой, органам государственного управления всех уровней необходимо продолжать прикладывать максимум усилий, чтобы одержать окончательную победу над инфекцией. Не следует забывать, что сейчас не время расслабляться, потому что коронавирус разбойничает по всему миру. Надо также признать, что пока мы находимся в начале оценки возможных последствий пандемии. Никто не знает, сколько времени понадобится для создания вакцин и лекарств. Одно очевидно: лучше заранее приготовиться к худшему.

— Некоторые учёные, в том числе медики, считают, что шум вокруг нового коронавируса раздут специально некими глобальными игроками, чтобы искусственно вызвать экономический кризис и перераспределить накопленный в мире капитал. То есть создали «беду», чтобы воспользоваться «возможностью». Что вы думаете по этому поводу?

— Я абсолютно не согласен с такой точкой зрения. Факты убедительнее всех слов: все государства уже столкнулись с этой ранее никому неизвестной, опасной болезнью. COVID-19 стремительно распространился по миру и стал общим врагом человечества. Стало уже очевидным, что впервые за последние 100 лет планета столкнётся с глобальным кризисом, который кардинально поменяет экономические, политические, социальные реалии.

Китай первым преодолел эпидемию, приложив к этому три месяца титанических усилий, потеряв 4 645 человеческих жизней. Всё население страны внесло существенный вклад в борьбу с невидимым врагом, продемонстрировав единство духа, высокую сознательность и приняв необходимые меры профилактики. Поэтому мы уверены, что глобальная солидарность и международное сотрудничество являются единственно правильным выбором для снижения последствий масштабного испытания в виде нового коронавируса.

— Тем не менее специалисты продолжают высказывать мнение, что COVID-19 не более опасен, чем сезонный грипп. В конце апреля профессор Стенфордского университета (США), доктор медицины Скотт Атлас, основываясь на исследованиях своего университета, заявил, что смертность от нового коронавируса в 20-30 раз ниже показателя, прогнозировавшегося Всемирной организацией здравоохранения, и что инфекция представляет угрозу лишь для определённой части населения. Вот их, мол, и нужно изолировать, а политика всеобщей изоляции ошибочна, потому что только тормозит процесс завершения эпидемии. Что вы скажете на этот счёт?

— Я не медик и, честно говоря, не могу ответить, чем коронавирус отличается от вируса гриппа, какой из них заразнее и опаснее. Однако убеждён, что введение карантина — полностью оправданная мера, так как до сих пор полностью не исследовано, что стоит за опасным вирусом, и, повторюсь, не созданы вакцина и лекарства от него. Поэтому вынужденные меры по ограничению передвижения и общения считаются единственно правильными и самыми эффективными. В противном случае проявление нерешительности и несогласия может породить новый сплошной хаос.

— Как известно, Китай в этом году не поставил для себя целевого показателя темпов роста национального ВВП. Это сделано, как объяснил ваш премьер, чтобы сконцентрироваться на обеспечении стабильности и безопасности. И всё-таки, каким ожидается ВВП страны в этом году? Будет ли рост, исходя из сегодняшних показателей?

— Действительно, из-за крайне неопределённой глобальной эпидемической и торгово-экономической ситуации Китай сталкивается с непредсказуемыми внешними факторами, которые могут повлиять на его экономическое развитие. Поэтому правительство и не установило целевого показателя роста ВВП. Решено уделять первостепенное внимание достижению стабильности в экономике, занятости населения, защите его жизни и окончательной победе в борьбе с бедностью. В частности, ставится задача покончить с бедностью в сёлах. Планируется создать более 9 млн. новых рабочих мест в городах, стабилизировать потребительские цены, добиться баланса международных платежей, обеспечить стабильность импорта и экспорта, улучшая их качество, а также достичь синхронности роста доходов населения и темпов экономического роста.

Стоит отметить, что скорейшее оживление китайской экономики в постэпидемический период послужит «локомотивом» экономического подъёма в глобальных масштабах. Об этом говорят многие зарубежные эксперты.

В первом квартале ВВП Китая упал на 6,8%, промышленное производство — на 8,4%. Однако экономика возрождается взрывным образом — всем чертовски хочется работать. По оценке экспертов-экономистов China International Capital Corporation (одной из ведущих инвестиционных банковских компаний КНР), по итогам года Китай даст прирост в 2,6%. Deloitte Touche Tohmatsu Limited (международная сеть аудиторских компаний) считает, что прирост достигнет 3-3,5%. Такой прорыв — сенсация. Какая из крупных экономик мира сейчас вообще мечтает выйти в плюс?

— Когда Китай планирует возобновить международное авиасообщение?

— Управление гражданской авиации КНР разрешило иностранным авиакомпаниям, прекратившим выполнять международные рейсы в нашу страну, летать с 8 июня один раз в неделю в один из 37 китайских городов. При этом они должны строго соблюдать меры профилактики распространения эпидемии. Если на протяжении трёх недель подряд на рейсах по выбранному авиакомпанией маршруту не выявят ни одного случая коронавирусной инфекции, то ей разрешат выполнять по этому направлению до двух рейсов в неделю. Если же на маршруте число пассажиров с положительными результатами на COVID-19 достигнет пяти, то авиакомпания обязана на неделю приостановить полёты, а в случае, если число заражённых достигнет десяти, полёты приостанавливаются на четыре недели.

К примеру, у 17 пассажиров, прибывших 11 июня рейсом CZ392 из города Дакки в Гуанчжоу, тест на COVID-19 оказался положительным. После этого Управление гражданской авиации приняло решение о временной приостановке полётов названной авиакомпании по данному маршруту. Это стало первым случаем с момента публикации 4 июня упомянутым управлением «Циркуляра о регулировании международных пассажирских перевозок».

— А с какими государствами у вас открыта наземная граница?

— Хотя мы постепенно открываем авиасообщение с другими странами, наземные блокпосты всё ещё остаются закрытыми. Когда откроются, пока неизвестно. Китайское правительство отслеживает динамику событий и будет исходить из возможностей обеспечения на границе наивысших мер безопасности.

— Китай — огромное государство, богатое туристическими объектами. В каком состоянии сейчас внутренний туризм — путешествуют ли китайцы по стране?

— Благодаря ряду позитивных факторов, в первую очередь успешному сдерживанию эпидемии COVID-19, во время первомайских каникул (у нас их обычно называют «золотой неделей») наблюдался ярко выраженный динамичный рост на внутреннем туристическом рынке. Согласно информации Министерства культуры и туризма КНР, с 1 по 5 мая железные, сухопутные, водные пути и гражданская авиация отправили в общей сложности 121 млн. пассажиров, разные точки страны приняли в совокупности 115 млн. отечественных туристов. Выручка от внутреннего туризма достигла 47,56 млрд. юаней (около $6,8 млрд.)

Китайское общество возвращается к привычному оживлённому образу жизни, день ото дня крепчает дух народа, туристические потоки восстанавливаются быстрыми темпами.

— Собираетесь ли вы принимать в этом году туристов из-за рубежа?

— Международный туризм — это прежде всего передвижение людей через границу, то есть постоянное перемещение большого количества путешественников из одной страны в другую. Обеспечение их безопасности и здоровья зависит не только от Китая, но и от других государств. Учитывая нынешнюю ситуацию с коронавирусом во многих странах, мне кажется, пока преждевременно говорить о приёме Китаем иностранных туристов.

— Какие главные уроки извлекла ваша страна из эпидемии коронавируса?

— Масштабные эпидемии не новое явление в истории человечества, они случались неоднократно и ранее. Однако нынешняя — и в этом её особенность — разворачивается на фоне беспрецедентной взаимосвязанности и взаимозависимости людей, стран, целых континентов. Как сказал член Государственного совета и министр иностранных дел КНР Ван И: «Урок, который принесла нам эта эпидемия, заключается в том, что народы всех стран мира как никогда взаимосвязаны и взаимозависимы в защите жизни и здоровья. Мы как никогда трезво понимаем, что все страны живут на одной планете и человечество объединяет общее будущее».

Председатель КНР Си Цзиньпин не раз призывал объединяться в сражении с общим врагом — вирусом, мощнейшим оружием против которого являются солидарность и сотрудничество.

Стал ли такой очевидный вызов, как коронавирус, общим врагом? Нет, хотя часто говорят об обратном. К великому сожалению, мировая система становится всё более фрагментированной. С глобальным вирусом боролся каждый за себя. Национальный эгоизм оказался сильнее.

Вирус не имеет границ и национальности, политические манипуляции лишают иммунитета от вируса. Китай в войне с эпидемией ценой человеческих жертв отчётливо осознал, что все страны мира должны преодолеть географическое, этническое, культурно-историческое различия и, несмотря на разницу в социальных слоях, вместе формировать сообщество единой судьбы человечества. Нужно беречь общую планету.

— Что думают простые китайцы о своём будущем?

— Как говорил Ф. Энгельс, «нет ни одного крупного исторического бедствия, которое не уравновешивалось бы каким-либо историческим прогрессом».

Мир, разумеется, не останется прежним, ведь история движется вперёд. Из пандемии китайская экономика выйдет более крепкой, китайский народ станет более сплочённо и уверенно идти по пути социализма с китайской спецификой, на всех парусах будет продвигаться великое возрождение китайской нации.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий