Main Menu

Танковые атаки Петра Поломошникова

Каждый раз, встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, поражаюсь их не гаснущей с годами памяти о прошедших фронтовых дорогах и боевых переделках, в которые они попадали. Сегодня самому младшему из них уже далеко за 90, но они помнят каждый свой бой, фамилии командиров и однополчан, имена погибших боевых товарищей, названия городов и населённых пунктов, где стояли насмерть. Вот и на этот раз, беседуя с бывшим танкистом Петром Ивановичем Поломошниковым, удивился его ясности ума и подробной до мельчайших деталей хронологией боевого пути.

Родился наш герой в одноимённом селе на Алтае. Ему было четыре года, когда семья переехала в Томск. За 12 дней до начала войны Петру исполнилось 17 лет, окончив десятилетку, а затем ремесленное училище, он работал механиком на одном из заводов. Попытка уйти на фронт добровольцем закончилась неудачно: в районном военкомате быстро выяснили, что паренёк исправил в метриках дату своего рождения, приписав год, и отправили восвояси. «После обращения В. Молотова к советскому народу о вероломном нападении Германии моё поколение стремительно повзрослело, — рассказывает ветеран, — и без колебаний попрощалось с беспечной юностью, чтобы встать на защиту Родины. Помню, как мы с ребятами сутками пропадали на вокзале, чтобы вскочить в уходящие на фронт эшелоны. Некоторым удавалось, но их высаживали на первой же станции. Меня обнаружил часовой в ящике для угля уже перед самой отправкой состава и передал в отдел железнодорожной милиции, где долго выясняли, не шпион ли я. Поздно ночью меня забрала оттуда мать, как говорится, со всеми вытекающими последствиями…»

В августе 1942 года Петра Поломошникова призвали в армию. Воевал в составе Украинского и Центрального фронтов механиком-водителем сначала самоходно-артиллерийской установки, затем танка ИС-76. Освобождал Украину, Молдавию, Чехословакию, Румынию, Венгрию. За героизм и мужество, проявленные в ходе наступательной Ясско-Кишинёвской операции, удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего и награждён орденом Славы. Из наградного листа красноармейца Петра Поломошникова: «20 августа 1944 года, при наступлении на оборонительные позиции противника, его танк подавил несколько крупных огневых точек, уничтожил наблюдательный пункт, пять самоходок и бэтээров. Несмотря на тяжёлое ранение и контузию, оставался в строю до конца боя, обеспечивая проход пехотным подразделениям…»

По словам ветерана, Ясско-Кишинёвскую операцию по масштабам и замыслу называли вторым Сталинградом. В ней были задействованы войска 2-го и 3-го Украинских фронтов (командующие Р. Малиновский и Ф. Толбухин), ВВС Черноморского флота и Дунайская флотилия. В результате разгрома крупной немецко-румынской группировки, прикрывавшей балканское направление, была освобождена Молдавия, выведена из войны Румыния, а советские войска получили возможность развивать наступление дальше, на запад. «Когда наш полк выковыривал фашистов, засевших в густонаселённом пригороде Тирасполя, — вспоминает Пётр Иванович, — экипаж моего танка получил приказ проверить информацию местных жителей о том, что в этих местах находилось гетто, где содержались евреи и цыгане. Проведя разведку боем, обнаружили территорию, обнесённую колючей проволокой, с несколькими бараками. Снесли ворота, въехали, но узников уже не застали, их освободили наши передовые подразделения. Позже один из спасённых, цыганский барон, рассказал нам, что несчастных постоянно жестоко пытали и два раза в неделю по десять человек выводили на расстрел, а из его табора остались только он и престарелый отец. В этот же день полковые разведчики обнаружили ров с телами расстрелянных тираспольских подпольщиков, совсем ещё молодых ребят и девушек, изуродованных так, что родным и близким было трудно их опознать. На комсомольском собрании полка выступила мать одного из погибших героев подполья, помню, звали её Маричка. Слушая убитую горем женщину, закалённые в боях бойцы не скрывали слёз и поклялись отомстить за сына и его товарищей, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками. Мы оставили ей свои армейские пайки: зверства фашистов во время оккупации сопровождались ещё и страшным голодом».

Победу наш герой встретил курсантом Соликамского танкового училища в Пермском крае, куда его направили после долгого лечения в госпитале: на заключительном этапе войны армия остро нуждалась в профессиональных командирах танков и другой бронетехнике. «Рвался на фронт, в родную часть, мечтал дойти до Берлина, доказывал начальству, что имею достаточный опыт по управлению машиной в боевых условиях, хорошо знаю материальную часть, — рассказывает Пётр Иванович, — но на все мои доводы был один ответ: успеешь ещё повоевать. Не успел, и до сих пор жалею об этом…»

Демобилизовавшись в 1946 году, Пётр Поломошников сначала вернулся на родину, а потом с семьёй переехал в город Фрунзе. Работал токарем на машиностроительном заводе. Исполнительный, справедливый и принципиальный, он пользовался большим уважением у рабочих и начальства, которое даже побаивалось его за то, что всегда резал в глаза правду-матку. В послевоенные годы к боевым наградам ветерана добавилось множество знаков трудового отличия. Главная черта характера солдата войны, оставшаяся ещё с фронта, — необыкновенное жизнелюбие, а ещё готовность прийти на помощь людям. Бывший танкист, с честью и мужеством переживший годы военного лихолетья и отстоявший Родину, часто встречается с молодёжью, старается донести правду о войне, рассказывает о беспримерном подвиге их дедов и прадедов и о том, какой ценой досталась долгожданная Победа.

20 июня у Петра Ивановича день рождения. Ему исполняется 96 лет. Мы поздравляем его, желаем здоровья, силы духа и стойкости.

Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий