Main Menu

Ак-Буура, Париж и дрессировщик черепах

Архитектор по образованию, обладающий великолепной способностью схватывать глазом и передавать на бумаге контуры увиденных зданий и улиц городов, посол по особым поручениям МИДа Кыргызстана, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Батыркан Сыргабаев создал новую серию рисунков. Она размещена в холле министерства и посвящается 75-летию ведомства. Пять лет назад, к очередному юбилею министерства, дипломат и художник, член Союза архитекторов СССР тоже приурочивал выставку. Мы тогда взяли у него интервью и назвали его «Там, где течёт Ак-Буура». Детство и юность Батыркана Эсенкановича прошли на берегу этой реки в Оше, о котором в сердце хранятся дорогие воспоминания.

Что изменилось в его жизни за последние годы, что нового он повидал и запечатлел на своих рисунках?

Киево-Печерская Лавра. 2017 год.

— Батыркан Эсенканович, в какие страны забрасывала вас дипломатическая служба после нашей последней встречи?

— В Таджикистан, Узбекистан, Малайзию и Украину.

— Были ли после этого новые выставки?

— К сожалению, нет.

— В экспозиции в МИДе представлены только новые работы?

— Как старые, так и новые, в общей сложности более 100 работ.

— Вы по-прежнему верны своей теме: рисуете старые дворики и старинные здания?

— Я позиционирую себя, как городской пейзажист. И потом я просто влюблён в старую архитектуру и дворики. От них веет теплом, и это ведь история. Очень жаль, что она чаще всего пропадает, застраиваясь бетоном и стеклом, от которых всегда холодно. Посмотрите любое здание периода раннего барокко или даже поздний ампир. Сколько любви и усилий вложено в образ здания, какое понадобилось терпение и каким трудоёмким был процесс. Сегодня эти объекты являются богатством любого города.

Львов. 2017 год

Увы, деньги извращают само понятие «архитектура» или, как говорили в прежние времена, зодчество. Если есть деньги, под снос идут любые старые постройки. К сожалению, это происходит и в нашем Бишкеке. Даже на Дзержинке, в историческом центре. То, что там творится, иначе как строительным вандализмом не назовёшь. А ведь, как говорили в старину, не зная прошлого, не построишь будущего. …Я помню уютный и зелёный Фрунзе с его партерной застройкой. Особенно бульвар Дзержинского. Ретрозастройка подсказывает возраст города и говорит о его истории. А что мы будем говорить нашему поколению? Бишкек строился из бетона и стекла?

— Какие города и страны вы запечатлели в новых рисунках?

— Киев, Париж, Брюссель, Москву, Львов, Луцк, Ровно, Анкару, Стамбул, Измир, Конью, Ужгород, Венецию, Гармиш, Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Куала-Лумпур… Всего не перечислишь. Часть работ была выполнена в эскизе и зарисовках, и уже позднее пришлось их доводить, а некоторые мы не смогли выставить на 70-летие МИДа из-за ограниченности места.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее впечатливших вас улочках, кварталах и зданиях, которые ваш карандаш запомнил и перенёс на бумагу на сей раз, дав возможность тем, кто там не бывал, поразмышлять над силуэтами и сюжетами, а тем, кто бывал, взглянуть на дворики и храмы по-иному?

Башня Галата в Стамбуле

— В целом все работы — следствие моих прогулок. Каждый раз ищешь интересный ракурс, который притягивает взгляд. В молодые годы, учась в Киевском инженерно-строительном институте, пришлось объездить почти всю Украину. Мы сдавали зачёты по рисунку и акварели. Работы требовались для оценки. А теперь я рисую для души. Так получилось, что по истечении многих лет судьба вновь забросила меня в Украину, уже на дипломатическую службу, и я по-новому воспринимал архитектуру старых улочек и двориков. Например, в Киеве, Львове или Луцке есть множество прекрасных архитектурных творений, которые нельзя не заметить. Я старался запечатлеть их. В Киеве есть старые районы: Липки, Печерск, Подол и др. Они весьма богаты архитектурой. Примечательно, что городские власти постарались сохранить исторические кварталы и, осуществив щадящий ремонт, не только не испортили, но и заново подарили им жизнь. Там интересно гулять: каждая постройка — история города и эпохи… Например, в районе Липки есть дом-«вагон», дом-«шоколад», на Андреевском спуске стоит дом «Ричард III» и т. д. У каждого из этих зданий своя, весьма интересная история.

 — Помнится, вы рассказывали, что с написанием каждой работы связаны какое-то отложившееся в памяти событие, особенная деталь из окружающей обстановки. Например, когда вы рисовали улицу в Венеции, две итальянки сидели на балконе и пили красное вино… А что осталось в памяти на сей раз?

Дрессировщик черепах”. Копия. 2017 год

— Это действительно так. Вот когда я делал графику во дворе Киево-Печерской Лавры, а это был послемайдановский период (2017 год), ко мне подошёл полицейский и спросил, почему я вдруг решил это рисовать. Пришлось объяснить ему, почему. Рассказать о своём студенчестве и любви к Киеву. Из формы расспроса наша встреча перешла в тихую взаимолюбопытную беседу. Более того, он очень интересно поведал об истории Лавры и о ситуации в Украине. И конечно же был весьма удивлён моими познаниями о Киеве. После нашей второй встречи мы с удовольствием вместе попили кофе и так же мило побеседовали.

— География ваших поездок включает в основном европейские города, что чувствуется и в тематике рисунков. Восточных сюжетов не так много, меня заинтересовала, например, вот эта картина: старый человек в чалме, черепахи… Какая с ней связана история?

— Это копия турецкой картины, которая висела в кабинете нашего замминистра. Я долго не мог понять, в чём её смысл, и он мне объяснил. Художник изобразил дрессировщика черепах. Дело в том, что у этих древних пресмыкающихся очень плохой слух и их невозможно чему-то научить. Бедное, с обнажившейся кладкой стен жилище, и старый дрессировщик, положивший всю жизнь на то, чтобы чему-то научить черепах… Картина олицетворяет толерантность, терпение — то, что важно не только для дипломата, но и абсолютно для всех людей. Это меня и привлекло. Поэтому и сделал для себя копию.

Собор Парижской Богоматери. 1999 год.

Автор произведения — османский художник. К сожалению, неизвестный. С картиной связано много легенд. В давно прошедшие времена у мусульман запрещалось изображение лица. И картина была тайно вывезена в Англию. Говорят, что она находится там в одном из музеев. Все попытки современной Турции вернуть её на родину пока безуспешны.

— Много ли среди известных вам дипломатов людей, которые, помимо службы, так же увлечены искусством? Музыкой, рисованием или написанием стихов …Я имею в виду, конечно, не дипломатов, которые по своей основной профессии являются писателями или певцами. Как, например, Чингиз Айтматов или Полад Бюльбюль оглы…

— Полагаю, каждый дипломат — весьма одарённая и творческая личность. Но в силу специфики работы они очень скромные. Знаю, что некоторые мои коллеги тоже рисуют, кто-то хорошо поёт или пишет стихи… Уверен, что со временем это «выстрелит» и мы узнаем своих героев.

— Вы исполнили мечту, которой делились в прошлом интервью — нарисовать двор своего детства в Оше, на пересечении улиц Ленина и Училищной? Двухэтажный обкомовский дом, окружающие его одноэтажные жилые постройки и душевно богатые люди, населяющие их…

Киев

— К сожалению, ещё нет. Но будучи в командировке в Оше, специально побывал в местах моего детства, сделал сырые эскизы. Думаю, побываю там ещё и исполню свою мечту. Наш дом стоит, но уже очень обветшавший…

— А написать о том дворе рассказы? Ведь тоже хотели… Об участнике войны дяде Вите, игравшем на гармони и собиравшем вокруг себя всю детвору, о его жене тёте Вале, смотревшей телевизор и торжественно объявлявшей в окно о полёте очередного космонавта…

— Да, я уже потихоньку начал писать маленькие рассказы. В Оше по-прежнему живёт мой друг детства, и всегда, когда встречаемся, мы обязательно с теплотой вспоминаем наши юные годы, родителей, друзей по родному двору, и всё это ложится на бумагу.

— И ещё у вас была мечта: пройтись однажды весной с рюкзаком за спиной по старым дворам Бишкека, ещё хранящим колорит Фрунзе. И тоже запечатлеть их. Помнится, пять лет назад вы говорили: надо спешить, таких уголков в столице становится всё меньше…

— Такая работа тоже началась. Надеюсь в будущем посвятить исчезающему Фрунзе отдельную выставку.

Башни Петронас в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Самые высокие в мире башни-близнецы. В их проектировании участвовал и сам премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад

— Сейчас на дворе осень. Красивая пора, особенно если пройтись по паркам Бишкека или выехать за город… Один дипломат, представляющий у нас в стране иностранное государство (кстати, поэт и писатель), сказал, что его любимое время года — осень, а весну он не любит, потому что у неё часто меняется настроение, как у некоторых поэтов. А к каким мыслям располагает осень вас?

— Не хотелось быть уж слишком сентиментальным, но осень — тоже моя любимая пора года. Она отличается многообразием красок. Осенний наряд как-то взбадривает образ старых застроек, вливает в них теплоту и жизнь. Вместе с осенью я тоже получаю позитивный заряд.

— Какие у вас творческие планы?

— Завершить задуманное и при возможности положить на бумагу то, что увидел для себя интересного.

— Не хотите вынести выставку за пределы холла министерства и порадовать других почитателей искусства? В МИД-то далеко не каждый вхож…

— Пока нет в планах. Время подскажет. Однако любой, кому интересны мои работы, может с позволения охраны войти в холл МИДа и ознакомиться с выставкой.

Улица Владимирская
в Киеве. 2017 год

— Не жалеете, что посвятили жизнь дипломатии, а не полностью — рисованию?

— В дипломатии я уже больше 25 лет. Был свидетелем становления кыргызской дипломатии. Мне повезло встретиться на своём пути с основателями и мэтрами современной кыргызской дипломатии: Нургазы Кемельбаевым, Муратбеком Иманалиевым, Розой Отунбаевой, Лидией Иманалиевой, Ириной Оролбаевой, Женишом Кадракуновым, Маратом Усуповым, Талаем Кыдыровым… Более того, посчастливилось работать с такими послами Кыргызстана, как Толомуш Океев, Аманбек Карыпкулов, Улукбек Чиналиев и другими, которые были авторитетами кыргызской дипломатии. У них я многому научился и могу с уверенностью назвать их своими учителями.

…Рисование — это моё хобби. Оно позволяет отдохнуть, расслабиться. Поэтому я никогда не жалел, что работал архитектором и сегодня служу во благо дипломатии.

— Спасибо за интервью и за возможность снова увидеть ваши рисунки.

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий