Main Menu

О философии эпоса «Манас»

Эпос «Манас», как художественно-эстетическая реальность, — это диалектическое единство исторического и мифологического. Поэтому постановка вопроса: что есть «Манас» — миф или реальная история — неправомерна. То есть принцип «или-или» не подходит. Методологически оптимальным может быть только подход, построенный на принципе «и-и», что отвечает принципу дополнительности Н. Бора, составляющего одну из фундаментальных основ современной теории познания квантовой физики. Это значит, что не может быть одностороннего развития исторического или мифологического, напротив, они взаимно дополняют, взаимно развивают друг друга.

В своей знаменитой книге «Закат Европы» О. Шпенглер писал: «Античное искусство знает лишь один, некоторым образом естественный для него сюжет: миф… читали своего Гомера и не помышляли о том, чтобы раскапывать холмы Трои и извлекать исторические факты. Хотели мифа, а не истории».  И такова же карма истории, что она жестоко наказала Грецию, которую покорила маленькая Македония, позже Римская империя, а затем разгромила Персия. Это подтверждает одну непреложную истину: лишь тот народ заслуживает достойного места в истории, который готов умирать за свою страну, а не готовые к этому погибают. Так не хотела защищать себя и погибла Византия со своими наёмными солдатами, свои же граждане отказались воевать.

А эпос «Манас» бессмертен именно тем, что он в мифологической упаковке отражает героическую историю кыргызского народа, что представляет его кровоточащую многовековую борьбу с иноземными врагами за независимость и свободу. И не случайно мы и сегодня, читая, слушая «Манаса», плачем и смеёмся, переживаем и задумываемся над «проклятыми» вопросами, вечно волнующими человечество.

Вместе с тем и история без мифологической упаковки, как еда без соли, «несъедобна», лишена эпического размаха. У А. Пушкина есть гениальное высказывание: «Тьмы низких истин дороже для нас возвышающий обман». Что же такое «низкие истины»? Это историческая правда, которая часто неприятная, пугающая. Это кровь и пот, слёзы и страдания. Мифология же — это «возвышающий обман», который придаёт эпосу художественный аромат, полную экзистенциального накала страстей эстетическую реальность.  Поэтому мы, вникая в эпос «Манас», как бы заново присутствуем при творческих актах манасчи, покидаем мир обыденный и проникаем в мир преображённый, заново рождённый, пронизанный невидимым присутствием сакральных и прославленных предков, становимся их современниками. Нас интересует, если говорить точнее, не та ментальная стадия, не тот исторический момент, где миф стал вымыслом. Для нас важно то, что эпос становится живым,  историческим в том смысле, что он предлагает людям ценности для подражания и восхищения. В самом деле, разве сакральные гигантские образы в эпосе, начиная от Манаса до кузнеца Булекбая, которые ногами стоят на земле, а головой упираются в небо, не предмет для подражания и восхищения?

Людей скрепляет не только современная культура, цивилизационный уклад, общая коллективная память. Их также связывают ещё более глубокие и прочные узы предкультурного и раннекультурного совместного существования, запечатлённые на глубинном уровне человеческой психики. Ещё в неолите в древнем сознании человека существовала форма деятельности, которая не дотягивала до уровня научного познания в современном смысле понимания, но воистину творила чудеса в техническом, мифопоэтическом планах. Такую деятельность в этнологии обозначают словом «бриколаж» (bricolage), «первичный интеллект», который в последнюю эпоху неолита утверждал господство великих творений цивилизации: гончарства, ткачества, земледелия и доместикации животных, металлургию бронзы и железа, драгоценных металлов и даже простую обработку природной меди путём ковки, которые требуют весьма продвинутой технической компетентности. Из первичного интеллекта выросли первые великие религии, с одной стороны, а с другой — первая философия, которые навеки закрепились и укоренились в архетипах.

Самый главный архетип — вера в единого Бога (Тенгри) — был мощным фактором консолидации народов всего тюркского мира. Невозможно без душевного содрогания читать следующие строки тотемической клятвы из эпоса «Манас».

«Төбөсү ачык кєк урсун,

Төшү түктүү жер урсун.

Пусть покарает бездонная синь неба,

Пусть покарает лохматогрудая земля».

Такую воистину потрясающую клятву мог произнести человек, конкретно почувствовавший свой грех и свои границы. Перед ним открываются ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, просит у Тенгри прощения и спасения.

Когда сломаны все преграды и укрепления, когда неоткуда ждать даже малейшей защиты, только тогда возникает необходимость переживания архетипа, до сих пор скрывающегося в многозначительной загадочности Тенгри. Более того, в данном отчаянном состоянии человек на уровне интуиции, подсознания ухватился за фундаментальную противоположность Неба и Земли, которые находятся в состоянии вечного взаимодействия, движения. «Если сознание есть высшее проявление живой жизни, — писал наш великий философ Азиз Салиев, — то мысль в свою очередь — его высшее движение». То есть мысль, а в данном случае первичная мысль древнего кочевника-киргиза лежит в основе первой философии».

В недавнем прошлом в Америке сделали потрясающее открытие — удалось реконструировать из человеческого подсознания те переживания, о которых до сих пор не было известно, а именно  дородовые переживания человеческого эмбриона от зачатия до момента рождения. Оказывается, богатство этих переживаний замечательным образом согласуется с базовыми архетипами, которые мы находим в эпосах, мифах, легендах, волшебных сказках различных народов и, более того, во всех религиях. Это свидетельствует о наличии глубоких и фундаментальных связей, исходящих из глубин древности и оказывающих огромное влияние на менталитет не только отдельного человека, но и целой нации, всего человечества. Это подтверждается тем, что многие наши переживания, которые трудно поддаются объяснению, уходят корнями в коллективное бессознательное, каким-то практически недоступным для нас образом выходят за пределы того, что мог бы знать или унаследовать от своих предков сам человек. Что-то наподобие антенны принимает сигналы от физически неуловимого передатчика, содержащего опыт всех предыдущих поколений. Современные, воистину пугающие потрясающие эксперименты нейрофизиологических и биоинженерных наук пытаются раскрыть природу и этого передатчика.

Мы, материалисты, думаем, что мышление, память, сознание — это ни что иное, как результат функционирования мозга. Но многие современные нейрофизиологи доказывают, что сознание находится вне мозга! Так, английский невролог Чарльз Скотт Шеррингтон считал, что механизмы деятельности мозга приводит в действие некий «психический принцип», который находится вне человека. И действительно, история нейрофизиологии изобилует интереснейшими случаями, проливающими свет на загадку сознания. В своей книге великий русский хирург Войно-Ясенецкий описывает несколько случаев, представляющих для нас особый интерес. Цитирую: «У молодого человека я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а всё левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить». Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И в буквальном смысле слова потерял дар речи. Вместо мозга он обнаружил там 11 унций (29,8 г) воды! Между тем больной до самой своей кончины сохранял все умственные функции.

«Однажды, отец всех народов Иосиф Виссарионович Сталин вызвал к себе В. Войно-Ясенецкого и с издёвкой спросил:

— Неужели знаменитый врач верит в существование души?

— Верю, — ответил хирург.

Сталин-диктатор вновь язвительно «уколол» собеседника:

— Вы нашли её в теле человека во время многочисленных операций?

— Нет, — заметил учёный.

— Так как же можно верить, что душа существует?

— Иосиф Виссарионович, а можно задать вам встречный вопрос? — спросил В. Войно-Ясенецкий.

— Конечно.

— Верите ли вы, что у человека есть совесть?

Сталин некоторое время молчал, а затем изрёк:

— Верю.

— Скажу с предельной открытостью, в телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил».

Вот такие примеры сегодня в мире обнаруживаются десятками, и они подвергают глубокому сомнению устоявшиеся материалистические взгляды на природу мозга. Более того, в области науки, называемой парапсихологией, имеется огромное количество фактов, подтверждающих способности человеческого сознания получать информацию об объектах, удалённых в пространстве и времени.

Всё это как бы подтверждает так называемую дуалистическую концепцию, которая восходит к древнейшим представлениям о существовании небиологического агента, то есть панпсихизма (того «неуловимого передатчика»), где мозг играет лишь роль посредника между разумом и физическим телом. Не это ли доказательство того, что феномен сказителей Манаса (манасчи), феномены Ванги, шаманов, и др. не просто досужие вымыслы, а факты реальной действительности.

Парадоксально, но часто ключевые открытия современной науки подтверждают, что эта же наука круговым путём возвращает человека к пониманию того, что интуитивно знали во всех культурах с самой зари человечества того, что до недавнего времени современная научная мысль считались не более, чем набором иллюзий или метафор.

К. Юнг писал: «Архетипы походят на ложи рек, высохших, потому что их покинула вода, которая может вернуться в любое время. И когда вода достигает жизни нации, она становится великой хлынувшей рекой, вне контроля человека, но во власти того, что было всегда сильней, чем человек. Всё человеческое властвование заканчивается, когда индивид захвачен массовым движением, и начинают функционировать архетипы». Это значит, что архетипы могут поднять и самые тёмные, иррациональные силы со дна коллективного бессознательного. Ведь человечество по сей день недоумевает, как это случилось так, что в ХХ веке в центре Европы самый образованный, самый развитый технологически, 90-миллионный немецкий народ почти поголовно заразился коричневой чумой фашизма? В то же время почему многие небольшие нации и народности, скажем, как кыргызы, имеющие почти трёхтысячелетнюю историю, сохранились и имеют своё государство?

Подобно тому, как ветер гасит или разжигает огонь, лидер погубит или спасёт свою нацию. Гитлер в комментариях не нуждается. А вот если проследить историю кыргызов, то наиболее крупные повороты в их судьбах происходили под руководством исторически реальных, одарённых и харизматичных лидеров.

Бесспорно, таким лидером в нашей национальной истории стал  именно Манас.  Пусть имя этого легендарного эпического героя с абсолютной достоверностью всё ещё не привязано к конкретной личности в нашем древнем прошлом, но Манас в течение многих веков олицетворял великих вождей нации. По масштабу своей личности и героическим поступкам Барс-бег — лидер государства, «Владение кыргызов», которое олицетворяло эпоху кыргызского великодержавия в IX веке, вполне может претендовать на своё отображение в эпосе «Манас» в качестве главного героя. Российский историк С. Кляшторный считал, что прообразом Манаса послужил кыргызский военачальник эпохи великодержавия Тапу Алп Сол. Разумеется, было и множество известных и безымянных таких лидеров прошлого, но именно Манас в сознании кыргызов всегда существовал и существует как реальная историческая фигура. В этом состоят сакральная сущность и великое мобилизующее значение его имени и самого эпоса «Манаса».

Ж. СААДАНБЕКОВ,

общественный деятель, доктор политических наук.






Добавить комментарий