Main Menu

В лучших традициях бельканто

Заветной мечтой любого молодого оперного певца является стажировка в Италии — на родине бельканто, где, кажется, сам воздух пропитан музыкой и пением. Однако попасть в Италию не так-то просто. Кроме незаурядных вокальных данных, нужны немалые материальные затраты: уроки у мастеров вокала стоят дорого.

За всю историю кыргызской оперы лишь только трем певцам удалось поучиться в Италии. Один из них — Талгарбек Жакшылыков.
Талгар рос общительным и любознательным мальчишкой. Именно эти качества и врожденная музыкальность привели первоклашку в драматический кружок, а затем и в художественную самодеятельность школы. Талгар стал выступать на концертах, исполняя популярные песни тех лет (помните — «Летите, голуби, летите»?). Однако в глубине души мальчик мечтал стать танцором или скрипачом. Одно время, когда мать серьезно заболела, Талгар учился в школе-интернате столицы, а когда ему исполнилось четырнадцать лет, семья переехала  в Пржевальск,  где он и окончил среднюю школу.
А дальше была служба в армии. Вначале Талгар прошел обучение в школе сержантов в Иркутске, а затем нес службу во внутренних войсках в Якутии — нелегкую и даже опасную. Хорошая физическая закалка позволила ему перенести все тяготы армейского быта и суровый климат региона. Бравый командир отделения, выработавший к тому времени зычный командный голос, отдавал приказы или лихо распевал со своими солдатами строевые песни. Так что служба в армии стала  для Талгара еще и своеобразной школой вокального опыта.

А потом… Потом  Жакшылыков демобилизовался и вернулся в Пржевальск. Вскоре возникли вопросы: чем заняться, кем стать? Выбор профессии решил случай. Как-то вечером Талгар и его старшая сестра  сидели у телевизора. Гульбарчин, которая к тому времени уже имела специальность дирижера хора, хотела послушать передачу о Булате Минжилкиеве, а Талгар горел желанием посмотреть футбольный матч. Сестра настояла на своем, и раздосадованный любитель футбола вышел в другую комнату. Как раз в тот момент по телевизору передавали сцену коронации из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Партию Бориса пел Минжилкиев, бывший в то время в зените своей славы. Не понимая, что особенного нашла сестра в пении артиста и желая как-то досадить ей, Талгар стал громко копировать пение Минжилкиева…
Неожиданно в комнату вошла Гульбарчин и, удивленно взглянув на брата, воскликнула: «Послушай, у тебя же есть голос!». На следующий день она отвела брата в музыкальное училище, где его прослушали и пришли к заключению: вокальные данные есть, и довольно хорошие, нужно готовиться к поступлению в училище.
Так неожиданно решилась судьба юноши. А полгода спустя он успешно выдержал вступительные экзамены и приступил к учебе. Учился Талгар хорошо и сразу на двух отделениях — вокальном и хоровом. Успехи молодого певца впечатляли. На втором курсе он уже освоил такие сложные произведения, как арию Лепорелло из оперы Моцарта «Дон-Жуан» и песню Варяжского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».

Однако училище Талгар не окончил, поскольку после двух лет учебы поступил на подкурс подготовительного отделения Института искусств им. Б. Бейшеналиевой, а через год — на основной курс. Таким образом он «сэкономил» один год — вместо девяти лет посвятил учебе  восемь.
Перед поступлением в институт, летом 1987 года, Талгар решил на свой страх и риск съездить в Москву и попробовать поступить в консерваторию. Там он встретился с одним из самых авторитетных вокальных педагогов Москвы Гуго Тицем. Тот, прослушав юношу, остался доволен его певческими данными и предложил Талгару ненадолго задержаться в Москве, а он тем временем соберет небольшую комиссию, чтобы окончательно решить его судьбу. Но Талгар решил, что успеет, и вернулся в Пржевальск. Когда же спустя некоторое время он вновь связался с Тицем, оказалось, что уже опоздал, так как повторно собрать комиссию невозможно. Ему было предложено приехать в Москву на следующий год. Вот тогда-то Талгар и поступил в Институт искусств.
Здесь  искусство вокала Жакшылыков постигал под руководством опытных педагогов, известных в республике певцов  М. Темирбекова и О. Асанкулова, а на старших курсах — В. Муковникова. Именно в классе Владимира Ивановича студент подготовил сложнейший как в техническом, так и в психологическом, образном плане вокальный цикл М. Мусоргского «Песни и пляски смерти». Многое дали и занятия в оперном классе, где вокалист при большой работе, проделанной концертмейстером Н. Яхонтовой, подготовил несколько оперных партий басового репертуара.
Первой партией, спетой им на сцене Кыргызского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева, стала партия Командора из оперы Моцарта «Дон-Жуан», подготовленная им всего за три дня (дир. М. Тургумбаев). Но, несмотря на столь рекордные сроки, трудная, полная внутренних драматических коллизий партия  прозвучала на должном профессиональном уровне, а молодой солист почувствовал уверенность в своих силах и страстное желание творить.
За Командором последовали и другие партии. Вначале это были второстепенные арии, включая детские оперы, а затем и ведущие: Рамфис («Аида» Дж. Верди), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Бартоло и Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Хан Кончак («Князь Игорь» А. Бородина). Успешно выступал молодой солист и в спектаклях национального репертуара, среди которых можно выделить партии Бакая, Чынкожо и Конурбая в операх В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Айчурек» и «Манас» и сложную, драматически насыщенную партию Теитбека из оперы «Курманбек» Н. Давлесова. Жакшылыков также освоил целый ряд других партий традиционного басового репертуара (Борис Годунов, Мельник, Мефистофель и др.).
Талгар вошел в труппу театра в неблагодатное время — год спустя после распада СССР, когда республика переживала серьезный экономический кризис. Начался массовый отток певцов, музыкантов, специалистов. Из-за интриг в коллективе вынужден был покинуть театр и его руководитель — главный дирижер Владимир Щесюк. Наступили трудные времена. Те же, кто остался в театре, пытались  найти способы выживания.
К тому времени певец уже обзавелся семьей и вскоре стал отцом двух детей. Жил в общежитии Министерства культуры, занимал с семьей одну комнату. Так и прожил в ней девять лет. «Свет в конце туннеля» забрезжил в 1995 году, когда республика торжественно отмечала тысячелетие эпоса «Манас».
Для участия в праздничном концерте  пригласили Булата Минжилкиева (в то время прославленный кыргызский бас был уже солистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге). Зная о большой загруженности певца, руководство театра предусмотрительно назначило Жакшылыкова его дублером. И действительно, Минжилкиев запаздывал и смог приехать только на торжества, проходившие в Таласе, а в Бишкеке все его номера исполнил Талгар Жакшылыков. Голос певца звучал так ярко, насыщенно и проникновенно, что на следующий день он проснулся заслуженным артистом республики. Кроме того, был награжден памятной медалью «1000 лет эпоса «Манас».
Осенью 1996 года осуществилась давнишняя мечта певца. В рамках президентской программы «Кадры XXI века» его направили на двухгодичную стажировку в Италию. Вместе с ним в страну бельканто поехала и его коллега солистка оперы Эльвира Асанкулова. Стажировку наши певцы проходили в академии при Коммунальном театре небольшого городка Кальи, расположенного близ Пезаро — родины Джоаккино Россини. Академию возглавлял Альберто дель Монако, брат легендарного Марио дель Монако, а режиссером театра был сын певца — Клаудио. Искусство оперного пения Жакшылыков постигал в классе известного вокального педагога Марио Мелани, под руководством которого он подготовил свою дипломную работу — партию Короля Филиппа из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» (история повторяется: именно этой партией в 1971 году завершил свою стажировку в миланской «Ла Скала» Булат Минжилкиев).
Через некоторое время Талгар стал выступать на концертах, включая в свой репертуар и знаменитую арию Филиппа. На одном из концертов присутствовал сам Альберто дель Монако.
— Как-то я пел арию короля Филиппа, — рассказывает Талгар. — Когда я ее закончил, все взоры обратились к Альберто дель Монако. А он сидит и молчит. Меня аж пот прошиб. И вдруг: «Браво! Мне очень понравился ваш голос». И у меня такая гордость! Тут все оживились, зашептались: «Похвалил!» (обычно маэстро был молчалив, скуп на похвалы).
Кроме выступлений в самой академии, приходилось петь на концертах, проходивших на различных сценических площадках, в церквях. Один из них  состоялся в мае 1997 года в Зале муз Атриума  для группы немецких издателей и книготорговцев, проходивших в Кальи курс итальянского языка. В концерте приняли участие четверо лучших студентов академии, в числе которых были Талгар Жакшылыков и Эльвира Асанкулова. Слушатели тепло принимали выступления молодых певцов, а через несколько дней в газете «Коррьере Адриатико» опубликовали рецензию на концерт.

«Это был настоящий успех, — писал рецензент. — Стипендиаты академии, уже сформировавшиеся певцы-профессионалы, показали прекрасную трактовку вокальных номеров из сочинений Гуно, Моцарта, Верди, Пуччини, Беллини, отличную постановку голосов, особую выразительность пения, что вдохнуло жизнь в интерпретацию оперных отрывков и романсов.  Назовем имена этих блестящих исполнителей: Эльвира Асанкулова (сопрано), Талгар Жакшылыков (бас) — оба из Кыргызстана…».
Вернувшись на родину, обогащенный новым опытом и знаниями, певец активно включился в культурную жизнь республики. Он пел на сцене театра, выступал на концертах, участвовал в различного рода мероприятиях, выезжал за рубеж и преподавал. Педагогический талант Жакшылыкова раскрылся рано. Давать уроки вокала он начал буквально со студенческой скамьи, и делал это всегда с удовольствием. Вначале это были консультации для  сокурсников. Особенно часто к нему обращались певцы-эстрадники. Позже, будучи уже солистом оперы, преподавал вокал в Бишкекском городском театре Арсена Умуралиева. Бывшие воспитанники Жакшылыкова гордятся теперь своим учителем. Среди них популярные эстрадные певицы Гульнур Сатылганова и Айя Садырова.
С 1998 года, т. е. сразу после стажировки в Италии, певец стал работать в Кыргызской национальной консерватории. За это время заведующий кафедрой сольного пения Жакшылыков подготовил достойную смену молодых вокалистов.  В их числе солист душанбинской оперы Замирбек Нургазиев, солистка Кыргызского театра оперы и балета Адия Ысмаилова, певец Сергей Старожилов. Бывшие питомцы Талгарбека Каримовича успешно работают в России, Южной Корее, Таджикистане, Казахстане.
Однако главным делом певца всегда оставалась сценическая и концертная деятельность. Он спел более сорока партий в операх зарубежных, русских и кыргызских композиторов. Жакшылыков является одним из ведущих солистов двух оперных театров — Кыргызского и Казахского. Его почти ежемесячные поездки в Астану становятся таким же привычным делом, как и выступления в Бишкеке.
С Казахстаном кыргызского певца связывают давние узы дружбы: он поет на сценах театров в Астане и Алматы, выступает на концертах, участвует в работе жюри различных музыкальных конкурсов (в их числе  известный конкурс «Романсиада» в Шымкенте), проводит мастер-классы в Карагандинском театре музыкальной комедии.
Говоря о концертной деятельности певца, следует отметить, что не только арии и фрагменты из опер звучат на его выступлениях. Жакшылыков также прекрасный камерный исполнитель. Тонко и прочувствованно он интерпретирует романсы А. Даргомыжского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, находя новые  средства выразительности при интерпретации песен М. Мусоргского. Богат и разнообразен его национальный репертуар. Кроме кыргызских народных песен, в него входят сочинения А. Малдыбаева, М. Абдраева, А. Джаныбекова, С. Осмонова, Ж. Малдыбаевой. Неизменным успехом у слушателей пользуется исполнение вокального триптиха М. Бегалиева «Комузчу». Певец стал первым исполнителем многих сочинений кыргызских авторов, а некоторые из них, например ряд песен Н. Давлесова, были написаны в расчете на его исполнение. Многие песни и романсы записаны на пленку и вошли в золотой фонд Кыргызского радио.
Богатый сценический опыт позволяет певцу успешно выступать и в необычном для него амплуа режиссера оперных спектаклей. В их числе «Травиата», «Волшебная флейта» (возобновленный спектакль), музыкальная комедия «Осторожно, невеста!» Н. Давлесова.
Многолетняя деятельность певца, обладателя Золотого диплома лауреата премии правительства Кыргызской Республики для молодежи (2000) Талгарбека Жакшылыкова еще раз получила официальное признание. В 2003 году ему присвоили  почетное звание народного артиста республики, а три года спустя наградили премией им. Абдыласа Малдыбаева. Однако певец не останавливается на достигнутом. В его творческих планах новые оперные партии, новые постановки и концертные программы.

Андрей КУЗНЕЦОВ,
заслуженный деятель культуры,
музыковед.






Добавить комментарий