Main Menu

Белые пятна чёрной войны

Разговор о малоизвестных и спорных фактах Второй мировой войны с доктором исторических наук Байболотом АБЫТОВЫМ

(Окончание. Начало в №37)

Ветеран военно-тыловых работ Абыт Сатанов

Мы же исходим из историко-политической реальности тех лет. А реальность такова.

С одной стороны — единственная социалистическая страна в лице стремительно и устойчиво развивающегося СССР. С другой — нацистская Германия, всего за шесть лет (1933-1939 годы) резко нарастившая свою мощь, особенно военную, обделённая территориями после Первой мировой войны, как полагали сами немцы, и жаждущая установить во всём мире господство арийцев. Столкновение между этими двумя державами считалось неизбежным. Вопрос заключался только во времени.

Советский Союз, вопреки утверждениям нынешних европейских политиканов, не был заинтересован во Второй мировой войне. Сталин полагался на пакт и не торопился к войне, хотя ему доложили в точности до часа о её начале. Он не поверил своей разведке, потому что верил Гитлеру. В этом заключается его трагическая ошибка. Кстати, пишут, что 19 апреля 1941 года Сталин лично поздравил Гитлера с днём рождения. Однако у бесноватого фюрера на уме было совсем другое: он готовился к осуществлению плана молниеносной войны.

Ошибка Сталина заключалась также в том, что, неоднократно подчёркивая «сугубую секретность» дополнительного протокола, он не сомневался, что об этом документе будут знать только он, Молотов, Гитлер, Риббентроп и, может быть, ещё пара переводчиков. То есть считанные люди. Однако, как мы теперь знаем, произошло по-иному. Если верить имеющейся в открытых источниках информации, то утечка произошла из германских высокопоставленных кругов — ближайшего окружения Гитлера. Мне интересно другое: как такая сильная разведка СССР, которая сумела в точности до часа узнать о начале войны, не донесла Сталину, что секретный протокол уже на следующее утро стал известен на Западе. Я читал много материалов, связанных с этим эпизодом в истории, но нигде не нашёл упоминания о реакции Сталина на то, что о тайном документе уже известно во вражеском лагере. Даже допускаю мысль, что он до конца жизни так и не узнал об этом факте. Видимо, те, кто знал правду, очень боялись за свою жизнь и сделали так, чтобы она не дошла до Сталина. Иначе поплатились бы головами в прямом смысле слова.

Ветеран тыловых работ Маржан Сатанова

Что касается вопроса, почему Советский Союз так долго отрицал существование дополнительного протокола к договору о ненападении, то всё очевидно: установку на особую засекреченность дал глава Коммунистической партии и Советского Союза, и это воспринималось как закон даже годы спустя. Тайный протокол стал публичным только на волне перестройки и гласности — как уже упоминалось, в 1989 году на II Съезде народных депутатов СССР. Высший орган государственной власти страны осудил факт подписания как этого документа, так и других секретных договорённостей с Германией. Все секретные протоколы были признаны «юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания». Жаль, конечно, что это произошло только через 50 лет после подписания. Это тоже одна из проблем войны — тема малоизученная, требующая отдельного разговора.

— Нынешний год в России объявлен Годом памяти и славы. Поставлена широкомасштабная задача восстановить, задокументировать и архивировать всю правду о зверствах фашистской армии и её пособников на оккупированных территориях СССР. Это делается, как говорится в материалах российского оргкомитета «Победа», для предотвращения фальсификации истории о Великой Отечественной войне. Однако, по мнению уже упомянутого учёного-историка, Россия опоздала с этим как минимум на 50 лет. Ведь Польше и иже с нею удалось убедить Европу в своей трактовке Второй мировой войны. Что вы думаете по этому поводу?

— Сама юбилейная дата, роль и место России во Второй мировой и Великой Отечественной войнах вынуждают её объявить 2020-й Годом памяти и славы. Да, там создан оргкомитет «Победа», основной задачей которого объявили подготовку к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и работу по увековечению памяти погибших. Согласно Указу Президента России от 9 мая 2018 года разработан ряд мер по обеспечению празднования юбилея. К слову сказать, Президент Кыргызстана С. Жээнбеков в марте нынешнего года также подписал Указ о подготовке и проведении празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в котором намечена широкая программа действий. К сожалению, из-за пандемии коронавируса сейчас сложно сказать, когда всё это осуществится.

Обелиск
в честь земляков, не вернувшихся
с полей сражений,
в селе
Чалма Кара-Кульджинского района

Не думаю, что Россия опоздала с исследованием событий той войны на полвека. На самом деле, историками как СССР, так и России проделана огромная работа. Раскрытие малоизвестных фактов началось сразу после Победы. Но не надо забывать, что на многие документы наложен гриф секретности на 50, 70 и даже 100 лет. Кроме того, есть аспекты войны, которые сфальсифицированы либо специально «забыты» официальными структурами. Отсюда и представление, что война мало изучена. К примеру, до сих пор не установлено точное количество потерь СССР во время Второй и Великой Отечественной войн. Нет единого мнения о потерях Советского Союза до начала Великой Отечественной войны и после завершения войны с немцами — в боях с милитаристской Японией. Вообще, я подготовлю для вашей газеты отдельный материал на эту тему. Сейчас скажу лишь, что в разное время официальными источниками выдавались разные цифры, фактически сфальсифицированные, неверные. Сперва на Пражской конференции объявили, что общие потери СССР составили 7 млн. человек. Затем заговорили о 15 миллионах. В 1960-1990 годы называлась цифра в 20 миллионов, во времена Ельцина стали говорить о более чем 27 млн., а с прошлого года пишут, что число погибших превышает 42 млн. И это не последние сведения, не удивлюсь, если до конца года появятся новые. К примеру, учёные России называют куда большие цифры.

К сожалению, до сих пор нет точной статистики и о национальном составе наших потерь. Как нет точных данных о дезертирах, военнопленных и национальных легионах в стане гитлеровцев. Не полностью изучена тема депортации многих народов Союза ССР. Только в Ошскую область в апреле 1944 года прибыли в 13 эшелонах 8 016 семей в количестве 35 078 человек, из них 7 749 мужчин, 9 909 женщин, 17 420 детей в возрасте до 17 лет. Национальный состав спецпереселенцев — чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, аварцы, кабардинцы, лезгины, даргинцы, кумыки, тавлины и др. На территорию Оша и всего Кыргызстана с августа того же года стали депортировать и месхетинских турков, курдов, хемшилов, частично — крымских татар. Депортация во время Великой Отечественной войны рассматривалась советским государством и как превентивная мера (по отношению к немцам Поволжья, курдам, туркам, грекам и др.), и как карательная (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, крымские татары), а в целом она имела военно-стратегическую цель: создание более «надёжного» слоя пограничного населения. В своё время я подробно рассказал об этом в статье «Депортированные народы Кыргызстана».

В последние 15 лет я вплотную занялся изучением материалов о Великой Отечественной войне и точно знаю, что до сих пор нет полных сведений о бойцах военно-трудового фронта, призванных не только из Кыргызстана, но и всего Советского Союза. Вся беда в том, что их вызывали в местные военкоматы повесткой об отправке на войну, а на самом деле они попали не на фронт, а трудились по 16-18 часов на заводах Урала, Сибири, Севера России и Казахстана.

Мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне на территории сельсовета Карагуз Кара-Кульджинского района

Ни для кого не секрет, что в годы войны широко использовался женский и детский труд. Не до конца исследованы их роль и участие в достижении Победы. Помните фильм «Сволочи» о детях-десантниках, заброшенных в тыл врага? Сколько шума наделала эта картина своей потрясающей откровенностью! А ведь в ней есть доля истины.

Поэтому требуется всесторонне изучить, восстановить, задокументировать и архивировать всю правду о войне, какая бы она ни была.

В последнее время меня волнует ещё одна проблема. Мы привыкли слышать, читать, что на фронтах Великой Отечественной войны воевал каждый четвёртый кыргызстанец — всего 362 200 человек, в том числе 1 395 женщин. Многие из них героически погибли на полях битвы, многие пропали без вести, кому-то повезло выжить и вернуться домой. Однако они все являются героями, невзирая на возраст и пол. Небольшой пример из истории моей малой родины — Кара-Кульджинского района (в прошлом Советского). Только из этого района, расположенного на стыке Ферганского и Алайского хребтов, несмотря на отдалённость, на фронт отправились 4 650 жителей, из них 2 305 погибли. Домой вернулись 2 345, почти половина из них — ранеными, оставшимися на всю жизнь инвалидами.

До сих пор не подсчитано, сколько кыргызстанцев призваны на фронт с 1939 года по 22 июня 1941-го, а также после 9 мая 1945 года — для военных действий на востоке, с милитаристской Японией. Очень многие наши соотечественники до сих пор считаются пропавшими без вести. Их довольно много. Никто не может точно сказать, сколько кыргызстанцев погибли на фронтах, сколько вернулись с ранениями, а сколько пропали без вести. Мало кто знает, сколько человек попали в плен к немцам и воевали против нас же в составе национальных легионов. Например, в Туркестанском легионе. Всё это надо изучать.

— Не только в Польше, но и в Чехии, Венгрии, Австрии, Украине, прибалтийских странах сносят памятники, возведённые в честь Великой Победы, совершают акты надругательства и вандализма над захоронениями советских воинов. Более того, в упомянутой резолюции Европарламента от 19 сентября 2019 года такие действия признаны необходимыми. Министр обороны РФ Сергей Шойгу на декабрьском заседании оргкомитета «Победа» заявил, что его министерство подготовило законопроект, который вводит ответственность за уничтожение и осквернение мемориалов Великой Отечественной войны. Честно говоря, непонятно, каким образом этот закон будет действовать на международном уровне? Интересно было бы узнать вашу точку зрения.

— Акты надругательства над захоронениями советских воинов, снос памятников, возведённых в честь героев Великой Победы, являются результатами изъянов в воспитании молодого поколения европейцев и прибалтов. К сожалению, в этих странах забыли, что именно те, чьи могилы они оскверняют, ценою собственной жизни спасли их народы от фашизма. А недальновидные руководители на местах своим молчанием поощряют действия вандалов. Что ж, память можно уничтожить, но ведь из истории не вырежешь тот отрезок, когда мы жили в составе одной большой страны и нас объединяло много хорошего.

Что касается законопроекта об ответственностии за уничтожение и осквернение мемориалов Великой Отечественной войны, то меня тоже интересует, каким образом он будет применяться в международной практике. Ведь любая страна может сказать, что сохранять или нет памятники — её внутреннее дело. Другое дело, если все страны Европы, Прибалтики, СНГ примут какую-то конвенцию или иной документ, исполнение которого обязательно для всех.

— Государством — продолжателем СССР юридически является Российская Федерация, но правопреемниками Победы в Великой Отечественной войне — все республики СНГ, включая вышедшую из него Грузию. Но почему-то считается, что именно российские историки должны восстанавливать всю правду о войне и истинном лице нацизма. Почему историки стран СНГ остаются в стороне от этой работы?

— Вы правы, правопреемниками Победы в Великой Отечественной войне после распада СССР стали все республики СНГ. Но я бы не сказал, что историки стран Содружества не занимаются исследованиями войны. Отдельные из них делают весьма заметные успехи на этом пути, иногда даже более значимые, чем результаты российских коллег. Просто они их не афишируют и не выходят с публикациями в большое пространство России и СНГ. Вот и я тоже: много лет изучаю тему войны, однако публикуюсь только в Кыргызстане. И таких исследователей много. Тому есть ряд причин, и одна из главных — финансовые возможности. Поступает немало приглашений выступить на различных международных конференциях, форумах, предлагают опубликоваться в различных российских журналах, сборниках. Но во всех случаях есть небольшая графа: проезд и публикация за счёт авторов, что затрудняет наши действия. Поэтому о наших исследованиях за рубежом знают мало. Отсюда и ложное представление, что мы остаёмся в стороне.

— Как относится сегодняшняя молодёжь юга к памяти о Великой Отечественной войне? Как сделать так, чтобы она не оставалась равнодушной?

— Скажу честно, нынешняя молодёжь не такая, какими были мы. В отличие от нас они выросли на перепутье, в отсутствие государственной идеологии, на волне необузданной демократии. Детям, родившимся в эпоху заката СССР, уже 30 лет. Это возраст с вполне сформировавшимся мировоззрением. Молодёжь не только юга, но и всей республики — это поколение нового времени. Меня радует, что вопреки всему они помнят и о Второй мировой, и о Великой Отечественной войнах. Радует их почтительное отношение к ветеранам и то, с какой гордостью и энтузиазмом ребята шагают в ногу со старшими в Бессмертном полку. Отрадно, что наши молодые соотечественники-мигранты с уважением относятся к памятникам героев Великой Отечественной войны в России, Беларуси и других странах, где трудятся.

На мой взгляд, отношение молодёжи к Великой Отечественной войне всегда будет оставаться весьма актуальной темой у каждого времени и поколения, несмотря на то, что события тех лет будут с каждым годом отдаляться. Ведь Вторая мировая, Великая Отечественная и их итоги оказали огромное влияние на современный миропорядок. И всегда будет иметь важное значение, чтобы молодёжь не только помнила о них, но и знала историческую правду.

— Какой след оставила война в вашей семье?

— На постсоветском пространстве нет ни одной семьи, которой не коснулась война. Даже в далёком от линии фронта Кыргызстане. И наша семья не исключение. Наш дедушка со стороны отца Абыт Сатанов и его младший брат Жалил ушли из родного села Чалма Кара-Кульджинского района на войну в самом её начале — в 1941-м и 1942-м. Судьба распорядилась так, что дед вместо передовой оказался на военно-трудовом фронте Урала — на танкостроительном заводе. А все близкие думали, что он на фронте. Дед вернулся домой только в конце 1946 года. Его брат Жалил попал на Сталинградский фронт, где и погиб героически. Но родные узнали об этом уже после войны от земляка, воевавшего вместе с ним в Сталинградском котле. К сожалению, мы до сих пор не нашли, где именно и как погиб наш дядя. Я делал запросы в военные архивы России — нет его и в списках без вести пропавших и оказавшихся в плену. Видимо, безграмотность сделала своё дело — наш Жалил аба не мог писать. Бабушка с дедушкой говорили, что от него пришло несколько писем на татарском языке. Возможно, он их надиктовал кому-то. Вот и всё, что известно о нём.

На фронте погиб и дедушка моей жены — Аскар Жапаров из села Карагуз Каракульджинского района, провоевавший всю войну. Бабушка и

отец супруги рассказывали, что последнее письмо от Аскара пришло в 1945-м из Берлина. Он сообщал, что, мол, скоро возьмём Берлин и я вернусь с победой. Победа пришла, а он нет. Земляк из соседнего айыла потом рассказывал, что видел Аскара — вся грудь в орденах и медалях — на подступах к Берлину. Вскоре семья получила «кара кагаз» — письмо, в котором извещали, что Аскар Жапаров геройски погиб, и перечисляли его многочисленные награды.

В 1942 году 17-летним ушёл на фронт и его младший брат Алимсатар Жапаров. Он тоже попал в Сталинградский котёл и живым оттуда не вышел. Считается без вести пропавшим. Интересно, что в родном селе его все называли Дубана. Дело в том, что у Жапара все дети, родившиеся после Аскара, в раннем возрасте умирали, и отец, чтобы обмануть судьбу, дал очередному ребёнку, кроме истинного имени, второе — Дубана. Так называют людей, фанатично преданных Всевышнему, постоянно странствующих и имеющих особый дар. Земляки, вернувшись с фронта, рассказывали, что Дубана совершал намаз даже под градом фашистских снарядов, и пуля его не брала. Видимо, однажды всё-таки зацепила…

Трудовым героизмом в тылу отличились наши бабушки — Маржан и Назбу. Как и многие женщины, они работали на полях колхозов, отправляли на фронт всё, что выращивали, сдавали личные драгоценности, покупали государственные займы, чтобы вырученные государством деньги шли на строительство танков и самолётов. Имели правительственные награды — медали, грамоты.

Бабушка Назбу в 1955 году совершенно ослепла, скончалась в 1992-м. Я был поражён, когда, умирая, она завещала, чтобы на её похоронах причитали кошоком и об Алимсатаре — её пропавшем без вести кайни, младшем брате супруга. То есть как будто хоронили его тоже. Оказывается, Алимсатар ушёл на войну ещё неженатым и не оставил потомства. Родители до конца жизни надеялись на его возвращение, но не дождавшись, завещали снохе, что если сын всё-таки не вернётся, провести его условные похороны. И этот святой обряд состоялся через 50 лет после того, как он отправился на войну, уже в нашем присутствии. Вот так аукнулась война в нашей семье.

Даст Бог, пройдёмся с портретами дедушки Абыта и бабушки Маржан в Бессмертном полку. Фотографий Жалила аба, братьев Аскаровых и бабушки Назбу, к сожалению, не сохранилось.

— Сколько ветеранов войны в Ошской области, в городе Оше, в вашем родном районе и селе Чалма дождались 75-й годовщины Победы? Насколько поредели их ряды за год?

— С каждым годом ветеранов войны в Ошской области, как и повсюду на Земле, становится всё меньше и меньше. Не удивительно. Ход времени не остановить. Если в 1941-1945 годах самым молодым бойцам было по 18 лет, то сейчас им от 93 до 98 лет. Я специально уточнил у ответственных лиц: юбилей Победы в этом году по всей Ошской области празднуют 28 участников войны, в городе Оше — 6, в самом большом районе страны Кара-Сууйском — 7, в Кара-Кульджинском — всего один. А в моём родном айыле Чалма никого в живых не осталось — празднуют лишь благодарные потомки. Вот такая неутешительная картина.

— Спасибо за весьма интересный рассказ.

Кифаят АСКЕРОВА.

Снимки предоставлены собеседником и взяты из интернета.






Добавить комментарий