Main Menu

Вершина, покоренная первой

На стыке XIX и XX веков Европа узнала о существовании самого северного в Центральной Азии ледяного массива Тенгри-Таг, увенчанного величественной пирамидой Хан-Тенгри. Одна за другой здесь стали появляться научные экспедиции с целью изучения этой таинственной и совершенно неизученной территории. На китайской стороне в то время одно за другим происходили народные волнения, и потому менее опасным было продвижение со стороны России, которая уже укрепилась в Туркестане и даже построила железную дорогу до самого Ташкента.

24 июля 1900 года из города Пржевальска (так тогда назывался Каракол) в Центральный Тянь-Шань отправилась группа альпинистов во главе с итальянским князем Чезаре (Цезаря) Боргезе. Его сопровождали доктор Г. Броккерель и М. Цурбриггер. Матиас Цурбригген был не только известным альпийским проводником. Он первым еще в 1897 году покорил высочайшую вершину Анд-Аконкагуа (6959 м). На этот раз главной целью князя Боргезе и его спутников было намерение взойти на вершину Хан-Тенгри.
Альпинисты выехали на лошадях и долиной реки Тургень-Аксу стали подниматься в горы. Сегодня здесь проходит автомобильная дорога к поселку Энгильчек — центру недостроенного в советское время Сары-Джазского ГОКа. А тогда через высокие перевалы тянулась вьючная тропа.
Достигнув реки Сары-Джаз,  альпинисты поехали вверх к ее истокам, которые, согласно карте Семенова-Тян-Шанского, стекали со склонов Хан-Тенгри. Желая выяснить точное местоположение вершины, князь Боргезе со спутниками поднялся на водораздел хребта Терскей-Алатоо и увидел, что Хан-Тенгри от долины Сары-Джаза отделяется еще одним высоким хребтом. Проводники указали им на перевал Тюз в Сары-Джазском хребте, по которому можно было проникнуть в долину реки Иныльчек.
Ледники высокого перевала Тюз путешественники преодолели только благодаря искусству киргизских лошадей лазить по горам. С перевала им открылся прекрасный вид на могучий ледник Иныльчек, который был виден на всю свою длину. На следующий день альпинисты попытались провести свой караван по этому леднику к подножью Хан-Тенгри. Но вскоре убедились, что без большого числа носильщиков им не удастся преодолеть этот путь. Было решено обойти весь массив Тенгри-Таг с юга и подойти к желанной вершине  по китайской территории с восточной стороны. Двигаясь на юг, они перевалом Ат-Джайлоо пересекли Иныльчекский хребет, спустились в долину реки Каинды и к югу от нее вошли в ущелье Кою-Кап. Теперь-то мы знаем, что долина реки Кою-Кап в летнее время непроходима. Бешено мчащаяся в отвесных стенах река не оставляет для путника никакого пути. В этом убедились и итальянцы. Сделав несколько безуспешных попыток пройти вверх или вниз по реке, они вернулись в долину Каинды.
Здесь князь Боргезе, доктор Броккерель и Цурбриггер совершили восхождение на безымянную вершину в хребте Каинды-Катта к западу от перевала Уч-Чат и назвали ее  именем этого перевала. Они определили высоту пика Уч-Чат  в 4485 м.  Сегодня эта вершина обозначена на топографических картах высотой 4950 м.
С нее открывалась панорама всего Центрального  Тянь-Шаня. Но их взоры устремились в сторону недоступного Хан-Тенгри. Однако он был закрыт снежным куполом высотой 5784 м, расположенным в хребте Каинды-Катта, которую итальянцы назвали пиком Каинды. На другой день альпинисты поднялись по леднику Каинды и совершили восхождение на  седловину Ак-Мойнок (4 560 м) в Иныльчекском хребте. И отсюда они увидели обе ветви ледника Иныльчек и впервые установили истинное положение Хан-Тенгри на промежуточном хребте, разделяющем эти ветви.  К его подножью можно подойти только по Южному Иныльчеку, другого пути не было. Цель альпинистов — подняться на Хан-Тенгри — оказалась недостижимой.
Дальше итальянцы описывают «отвратительную» погоду, «скучные» пейзажи, еще одно восхождение на вершину Каракум (4150 м) в хребте Ишигарт…  И на этом их приключения в Центральном Тянь-Шане закончились.
Возвращаясь к восхождению князя Боргезе и его спутников  на пик Уч-Чат, следует сказать, что это было не только первовосхождение на эту вершину, но и вообще первое альпинистское восхождение в горах Тянь-Шаня.

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.






Добавить комментарий