Main Menu

Лица околофеминистского скандала

(Продолжение. Начало в номере от 27 марта 2020 г.)

Мы продолжаем рассказывать об идейных противниках кыргызстанских феминисток. В последующем, чтобы не быть однобокими, в чём часто обвиняют государственные СМИ, проанализируем и тех, кто выступил в защиту участниц сорванного мартовского марша.

«Жаны муун»

Бабакулов (3-й справа) на антифеминистском митинге

Оно же общественное объединение «Коалиция нового поколения». Его членами являются (или являлись), судя по материалам в СМИ, Мавлян Аскарбеков, Мелис Аспеков, Аманбол Бабакулов, Айбек Бузурманкулов (он же Айбек Мырза), Торохан Жунусбеков, Тимур Саралаев и Адиль Турдукулов. Согласно данным Минюста, руководителем является СаралИев Тимур Омурбекович. Ошибка это или настоящая фамилия Тимура пишется так?..

«Жаны муун» всегда отличалось высокой активностью, постоянным присутствием в информационном пространстве и эксцентричностью своих акций, которые нередко завершались доставлением участников в органы внутренних дел. Перечислять все деяния этой группы молодых людей — газетной площади не хватит. К тому же жанымууновцы и порознь умудрялись творить не меньше, чем сообща.

Жунусбеков и Бузурманкулов
у министра культуры

В июне 2014 года активисты пришли в Управление миграции Министерства труда, чтобы передать «бочку вазелина made in China». По их словам, мазь предназначалась для тех чиновников, что якобы закрывают глаза на рост числа иностранных трудовых мигрантов. Так ребята выразили недовольство присутствием в Кыргызстане рабочих из Китая.

Помните ли вы акцию «Тезекпром»? В том же июне 2014 года члены «Коалиции нового поколения» пришли к зданию Жогорку Кенеша с пакетиками с кизяком (сушёный навоз, используемый в качестве топлива; по-кыргызски называется «тезек»), которые собирались передать депутатам парламента, протестуя против передачи «Кыргызгаза» российскому «Газпрому».

В 2014-2015 годах «племя младое» периодически устраивало «энергетические» собрания разных форм на фоне ожиданий энергокризиса из-за низкого уровня воды в водохранилище Токтогульской гидроэлектростанции, отсутствия газа в Оше и близлежащих населённых пунктах, монополизации рынка горюче-смазочных материалов, повышения цен на бензин и разговоров о возможном росте тарифов на электричество. Причём не только в Бишкеке, но и регионах, например, Таласской области, уроженцами которой являются Турдукулов и Бабакулов.

Турдукулов, Аспеков и Саралаев

После одного из таких променадов Мелис Аспеков сказал в интервью Kloop.kg, что милиция «избивала» их, а «медперсонала или врачей не предоставили». Он, Адиль Турдукулов и Тимур Саралаев опубликовали в соцсетях фотографию, на которой запечатлены с повязками на разных частях тела.

Помните ли вы акцию «Сапог Шералы-хана»? Да, это снова они. В июле 2014 года собрались у памятника Исхаку Раззакову, что у Министерства культуры, требуя решить проблемы приграничья в Баткенской области, и заявили журналистам, что намерены передать президенту в дар «сапог Шералы» и коробку с надписью «Алмазбеку Атамбаеву от жителей Баткена». Как сообщили сотрудники милиции, в ней и в обуви были односомовая купюра и трава.

В тот же 2014 год члены «Жаны мууна» проводят масштабное собрание граждан. Как сообщил Мавлян Аскарбеков, их цель — обсудить вступление страны в Таможенный союз. Вот что тогда говорил в интервью газете «Ачык саясат плюс» Мелис Аспеков: «Всего-то мы считаем неправильным вступать в ТС по сегодняшним соглашениям и последним правилам…»

«Не насилуйте Конституцию!»

В 2015-2016 годах знакомые нам лица из «Жаны мууна» протестовали против изменения Основного закона страны. Например, как-то они пришли на пикет к «Белому дому». А с ними депутат парламента Равшан Жээнбеков, директор общественного объединения «Партнёрская группа Прецедент» Нурбек Токтакунов и руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова и другие. Они повесили на забор портреты лидеров парламентских фракций «Ар-Намыс» Феликса Кулова и «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, руководителя аппарата Президента Данияра Нарымбаева и его бывшего заместителя Икрамжана Илмиянова с подписями: «Не насилуйте Конституцию!»

Акция “Известный маршрут”

Между тем, не сказать, что жанымууновцы являлись такими уж принципиальными врагами Кулова и Текебаева (кстати, в 2016 году последний уже сам выступал против поправок в Основной закон). В 2015-м — то есть в год парламентских выборов — «Коалиция нового поколения» заявила о подписании договора о стратегическом сотрудничестве с «Ата Мекеном». Аскарбеков участвовал в агитационной кампании политобъединения, в межпартийных видеодебатах. Предвыборный штаб распространил и оплатил публикацию в СМИ похвалы из уст молодого политика в адрес Мелиса Мырзакматова, произнесённой на встрече атамекеновцев с жителями села Папан. Депутатами или чиновниками никто из новопоколенцев не стал, но в декабре того же года эта партия выдвигала Мавляна Аскарбекова кандидатом на пост омбудсмена. Однако джигит взял самоотвод в пользу другого претендента — Риты Карасартовой. В 2017 году во время ареста Омурбека Текебаева по подозрению в получении взятки от Леонида Маевского жанымууновцы выступали в его защиту.

Они пересекались и с зампредседателя партии «Ар-Намыс» Эрнестом Карыбековым, Жунусбеков вроде бы даже состоял в этом политобъединении. А Равшан Жээнбеков, исключённый из «Ата Мекена», в 2015 году шёл на парламентские выборы от «Ар-Намыса». К слову, газета Focus.kg назвала жанымууновцев проектом, созданным лидером «Национального оппозиционного движения» Равшаном Жээнбековым.

Как бы то ни было, с НОДом новопоколенцы сотрудничали, участвовали в организованных им митингах. А ещё взаимодействовали с Азимбеком Бекназаровым, отдельные члены выступали в защиту Садыра Жапарова… Кажется, что они были «за любой кипеж», лишь бы против Атамбаева.

23 июля 2015 года гражданские активисты собрались у здания Генпрокуратуры с требованием ареста подозревавшегося в тот момент в коррупции экс-главы аппарата Президента Данияра Нарымбаева и генпрокурора Индиры Жолдубаевой.

В 2017 году 29 октября в Таласской области прошёл митинг, участники которого настаивали на том, чтобы Алмазбек Атамбаев извинился перед жителями региона. Незадолго до этого глава государства, выступая 18 октября в Бишкеке на вручении стипендий студентам-отличникам, раскритиковал вышедших в Таласе на акцию протеста против итогов президентских выборов 16 октября сторонников Бабанова. Члены «Жаны мууна» не просто присутствовали на митинге, они активно «зажигали» на мирном собрании.

Участники акции 29 октября решили повторить 3 ноября и снова потребовать извинений от Алмазбека Шаршеновича. Госкомитет нацбезопасности вызвал двух активных организаторов митинга в Таласе из «Жаны мууна» — Айбека Бузурманкулова и Торохана Жунусбекова.

Пресс-служба Госкомитета нацбезопасности пояснила, что «для проведения следственных мероприятий в рамках ранее возбуждённых уголовных дел по массовым беспорядкам».

После 2017 года, то есть ухода Алмазбека Атамбаева с поста президента, всё изменилось. Кажется, что после поступления Аскарбекова на муниципальную службу и отъезда Саралаева в Москву каждый член «Жаны мууна» пошёл своей дорогой. Например, Адиля Турдукулова его тропинка привела к истокам: он снова стал сторонником своего бывшего шефа Атамбаева.

Женские марши и феминнале

8 марта прошлого года в Бишкеке состоялся ежегодный феминистский марш. Некоторые демонстранты несли флаги ЛГБТ. 11 и 13 марта в столице же прошли акции активистов (организатором выступило ОО «Кырк чоро»), недовольных такой манифестацией, которую они посчитали «гей-парадом». Среди разгневанных были и представители «Жаны мууна», включая Аманбола Бабакулова.

1 мая движение «8/365», в котором состоят представители феминистских, женских и ЛГБТ-организаций, собиралось провести в Бишкеке маёвку. Но на собравшихся напали неизвестные мужчины в национальных калпаках, закидывая их яйцами. Одного из нападавших пострадавшие сфотографировали. Это Аманбол Бабакулов.

Завершился 2019-й год протестом жанымууновцев против феминнале «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины», которая открылась 28 ноября в музее изоискусств. Мелис Аспеков, Аманбол Бабакулов, Айбек Бузурманкулов, Торохан Жунусбеков, а также лидер ОО «Кыргыз жолу» Кадыр Кошалиев, режиссёр Ырыс Окенова, экс-депутат Камила Талиева 2 декабря пришли к Министерству культуры. Их пригласили внутрь, на встречу с министром Азаматом Жаманкуловым. Активисты высказали своё возмущение содержанием выставки и обнажённым перфомансом датской гостьи Джули Сэйвери. Также жанымууновцы непосредственно посещали выставку и пикировались с её организаторами. В итоге скандала уволилась директор культурного учреждения Мира Джангарачева; а комиссия, созданная Минкультуры, запретила демонстрацию на выставке шести экспонатов. Однако феминнале продолжила свою работу — как и планировалось, она продлилась 17 дней.

9 декабря в городе прошла акция «Белгилїї маршрут. Укуктан биринчи улут турат» («Известный маршрут. Нация выше прав». — Перевод редакции). Десятки женщин в национальных костюмах проехались по городу в автобусе с надписями вроде «Чечинбе, уят!» («Не обнажайся, стыдно!»). Автобус начал свой маршрут у кыргызского драмтеатра с напутствия министра культуры Азамата Жаманкулова. Организатором такой поездки выступили национал-патриоты страны, включая жанымууновцев.

В 2020 году после срыва 8 марта в Бишкеке милиционерами и неизвестными молодыми людьми феминистского марша около 250 возмущённых бишкекчан 10 марта собрались в столице на митинг против насилия. В нём участвовал Адиль Турдукулов.

* * *

История продолжается. Герои этого материала продолжают ходить на митинги: антиурановые, по проблемам кыргызско-таджикской границы, на Re’акции и т. д. А пока, оглядываясь на годы деятельности «Жаны мууна», можно заметить, что ребята, кажется, пробовали озвучивать разные проблемы, цели, требования и прибивались ко многим байкешкам-политикам и политическим партиям-тяжеловесам. Были и оппозиционерами, и провластными… Видимо, они таким образом искали способы попасть-таки в парламент или получить высокие чины. Но акулы политики их просто использовали и никак не вознаграждали. Более того, Мелис Аспеков постоянно страдал из-за своей привычки прибиваться к оппозиционерам — у него за плечами два тюремных срока. Совсем недавно удача улыбнулась только Мавляну Аскарбекову, который попал на муниципальную службу (ну, впрочем, не совсем удача, скорее это было логично, ведь юноша последовательно выступал против продажи городских земель). Кто знает, что будет на парламентских выборах этого года? Включат ли их в партийные списки?..

Что остаётся неизменным, так это неприятие новопоколенцами ЛГБТ, феминизма, китайцев и позиционирование себя как патриотов. Ещё бы — это же беспроигрышные карты! Хотя иногда они взаимодействовали с «прозападниками» и «либералами» вроде Равшана Жээнбекова, Нурбека Токтакунова, Риты Карасартовой, Сейтека Качкынбая: например, чтобы противостоять изменению Конституции в 2015-2016 годах или критиковать Атамбаева. Да что там, если самого Турдукулова некоторые СМИ периодически «уличают» в «работе» на ЦРУ!

Возможно, вообще деление на левых и правых в Кыргызстане относительно. Это на публику ньюсмейкеры могут озвучивать те или иные мнения, а в отсутствие репортёров пожимают руки на свадьбах и похоронах, да и вообще приходятся друг другу роднёй. Ведь в политике (как говорил Палмерстон, правда, про Англию) нет вечных друзей и врагов, неизменны только интересы.

Подготовлено по материалам www.

Фото из интернета.

Продолжение следует.



« (Previous News)



Добавить комментарий