Main Menu

С чего начинается паника

Вот и дождались — теперь и в Кыргызстане появились первые заражённые коронавирусом. Мы все с напряжением наблюдали, как новый недуг прыжком из Китая помчался с бешеной скоростью по миру. Европа, США, Саудовская Аравия, Россия, Казахстан, Узбекистан — болезнь подбиралась к нашим границам, а мы всё ждали: когда? И вот, теперь и у нас. Сегодня информационные ленты напоминают сводки с фронта: закрыты границы, в Сузаке введено чрезвычайное положение, дорожают антисептики, очереди за мукой, туалетной бумагой.

Правительство призывает не паниковать, убеждает, что продуктов питания в стране достаточно. Кроме правительства, в этом вопросе, кажется, никто не проявляет оптимизма. В стране, слава Богу, нет паники, но есть тревога от неопределённости. А паника начинается не от того, что люди приобретают чуть больше продуктов, чем обычно, а от того, что продукты после этого перестают поступать на полки магазинов, от того, что оптовые поставщики придерживают их в ожидании повышения цен. Разговорился с девушкой — продавцом продуктового контейнера на Аламединском рынке. «Товар кончается, и поставщики, привозя новые партии, уже повышают цены, а все думают, что это мы поднимаем стоимость продуктов», — пожаловалась она.

Хозяйка небольшого магазинчика в одном из жилых районов столицы, где обычно покупаю хлеб, посетовала, что мука кончается, а когда она звонит на мукомольные предприятия, чтобы заказать ещё, ей отвечают: «Пока подождите».

Паника происходит от того, что слова, произнесённые с высоких трибун, о том, что наши службы готовы пресекать проникновение коронавируса, что действует карантинный режим, в реальности не совпадают с действительностью. Как объяснить тот факт, что вернувшийся из Саудовской Аравии кыргызстанец, вместо того, чтобы находиться на карантине, провёл той, подвергая возможной опасности не только здоровье, но и жизни людей! Получается, перемещения, действия людей, вернувшихся из страны, где зафиксированы случаи коронавируса, не всегда контролируются? Эта ситуация порождает много вопросов и сомнений в эффективности карантинного режима. А паломники продолжают возвращаться в страну, и непонятно, насколько хорошо действует система, их временного изолирования?

Паника начинается с того, что мы перестаём верить в контролируемый процесс за нынешней ситуацией. Яркий пример тому — резкое подорожание медицинских масок. С прежних трёх-пяти сомов они дошли до 50-60 сомов за штуку в розницу. Правда, на днях на брифинге министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев заявил, что предельная цена на маски установлена на уровне 10 сомов. При этом на руки будет выдаваться только по три маски по паспорту. С понедельника одна из отечественных компаний начала их производство. Заключён контракт на выпуск 500 тысяч масок. Поможет ли это сбить цену на рынке и удовлетворить спрос? Хотелось бы верить в хорошее. Но нужны и более жёсткие действия прокуратуры, финансовой полиции. Несмотря на то что поступает информация о проведённых рейдах, возбуждённых уголовных делах по фактам спекуляции и неоправданного повышения цен, всё же некоторые аптеки продолжают продавать маски по высокой стоимости. На сайте lalafo.kg большое число объявлений о продаже медицинских масок. Средняя цена, которую называют продавцы, составляет 25 сомов за штуку.

Или вот ситуация. приведённая информагентством 24.kg.: «Читательница пожаловалась на то, что водители междугородных такси, пользуясь положением, завышают цены на поездки в регионы Кыргызстана, — сообщается в издании. — До выявления коронавируса в стране стоимость поездки из Бишкека в Джалал-Абадскую область составляла максимум 600 сомов, сейчас — до 1,5-2 тысяч». Чтобы выяснить ситуацию, журналисты позвонили в Министерство транспорта и дорог, в ведомстве отметили, что водители легковых авто, занимающиеся частным извозом граждан в регионы Кыргызстана, не подчиняются министерству. «Мы на них повлиять никак не можем. А завышение цен в данный период на перевозки они объясняют тем, что, например, из Джалал-Абада сюда практически никто не едет, поэтому отсюда они берут больше денег с пассажиров», — сказали в пресс-службе. Реакция власти на такие случаи должна быть незамедлительной, независимо от того, кто нарушитель — частный перевозчик или владелец крупного мукомольного предприятия, утаивающий товар. Вопрос, как будут развиваться события в ближайшие дни, зависит только от решительности и оперативности всех органов государственной власти.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий