Main Menu

Когда венгры летали над Токмоком…

Военно-транспортная авиация Венгрии рождалась в кыргызском небе

Недавний приезд в нашу страну большой делегации венгров под руководством министра иностранных дел Петера Сийярто побудил давнего друга нашей газеты Валимжана Танырыкова поделиться с редакцией уникальными снимками.

Валимжан Танырыков (в первом ряду четвёртый слева) с венгерскими курсантами)

— Валимжан Танырыкович, так какие воспоминания навеял вам визит венгерской делегации?

— Очень хотелось бы разыскать и встретиться с кем-нибудь из венгерских лётчиков, с кем судьба свела почти полвека назад…

— Расскажите, пожалуйста, об этой истории…

— В начале 1970-х годов Венгерская Народная Республика приступила к формированию военно-транспортной авиации, являющейся очень важным элементом военно-воздушных сил. Я тогда служил инструктором по политико-воспитательной работе токмокского гарнизона 5-х Центральных курсов ПУАК. Командовал курсами Павел Трофимович Эхтов — генерал-майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР, член ЦК Компартии Киргизии, депутат Верховного Совета Киргизской ССР.

Диало Фатимату Бинту из Гвинейской Республики училась летать на вертолётах во «Фрунзе-1». Справа от неё инструктор токмокского гарнизона капитан Валимжан Танырыков

Надо сказать, что венгры наряду с авиаторами из других стран соцлагеря (чехами, немцами, болгарами…) и раньше прилетали на курсы, но не в таком значительном количестве. А тут пришёл приказ принять целый полк — 83 офицера. Мы подготовили к их приезду старую гостиницу. Она считалась элитной в Токмоке: одно- и двухместные номера, туалеты, душ… Размещалась в очень красивом деревянном здании, которое, к сожалению, уже не сохранилось. Венгры прибыли, разместились там, и начались будни обучения: сначала теория, а потом практика под контролем советских пилотов-инструкторов. Учили их летать на советских Ан-12 и Ан-24. На первом этапе — по кругу: взлёт-посадка. Надо сказать, что венгерские ребята приехали уже хорошо подготовленными — понадобилось всего 5-6 взлётов-посадок. Затем приступили к полётам по пересечённой местности: через горы, лесопосадки, айылы…

— А в чём заключалась ваша работа как инструктора по политико-воспитательной работе?

— Я организовывал, как тогда говорили, культурно-массовые мероприятия для курсантов. Мы ездили во Фрунзе, знакомились с достопримечательностями: театром оперы и балета, зданием ЦК Компартии республики, парками… Посещали музеи: изобразительных искусств, имени генерала Панфилова, Центральных курсов ПУАК… Да-да, у наших курсов имелся замечательный музей, находившийся на территории штаба. И все большие люди из стран, для которых мы готовили авиаторов, прилетая в Бишкек, непременно посещали его: президент Мозамбика Самора Машел, вице-президент Зимбабве Джошуа Нкомо, министры обороны, главкомы ВВС… В музее было собрано огромное количество ценных подарков от них с именными надписями. Увы, после развала Советского Союза всё это растащили, сейчас музея нет — на его месте построена высотка…

Преподаватель и руководитель центра «Исламоведение» БГУ Валимжан Танырыков в молодости, с 1963-го по 1967 год, служил в составе советского военного контингента в Сирии. По возвращении был направлен во Фрунзе в распоряжение 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров дружественных стран. Владея арабским, английским и немецким языками, помогал осваивать полёты на советских истребителях, бомбардировщиках, транспортных самолётах и вертолётах военным из 36 государств

Президент Мозамбика Самора Машел на приёме у первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Т. Усубалиева

— Чем запомнился венгерский полк?

— Все курсанты после прибытия проходили 9-месячные курсы русского языка во Фрунзе и Токмоке, но венгры уже приехали с великолепным знанием русского. Это были высокообразованные, очень культурные люди, ценители классического искусства. Особенно часто мы бывали в театре оперы и балета. Администратором там работала знакомая, и достать билеты не составляло большого труда.

— Сколько, кстати, стоили билеты на балет? Сейчас большинству кыргызстанцев они не по карману.

— Вполне доступные цены: на спектакли наших артистов — полтора рубля, рубль 70 копеек, на концерты московских знаменитостей немного дороже. Мы побывали на спектаклях «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Чолпон», «Жизель»… Танцевали Бюбюсара Бейшеналиева, Айсулуу Токомбаева, Рейна Чокоева, Чолпонбек Базарбаев… Мне посчастливилось лично знать многих певцов и благодаря этому познакомить с ними и венгерских офицеров. Например, с народными артистами СССР Хусейном Мухтаровым, Артыком Мырзабаевым, Токтонали Сейталиевым. Приглашали артистов и в Токмок: у нас был отличный клуб, и там состоялись встречи с композиторами Мукашем Абдраевым, Таштаном Ерматовым, певицами Кайыргуль Сартбаевой, Салимой Бекмуратовой, а также с Айсулуу Токомбаевой и Чолпонбеком Базарбаевым.

Заместитель главкома ВВС СССР по вузам, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, кандидат исторических наук, генерал-полковник Григорий Дольников с монгольскими курсантами

— С кем из венгерских офицеров вы особенно сдружились?

— С командиром полка Йозефом, фамилию которого, к глубокому сожалению, не помню, и с его заместителем по политической части — жаль, что его имя тоже не осталось в памяти. Оба — замечательные люди.

— Можете вспомнить какую-то историю, связанную с ними?

— …Моей дочери, которая тогда училась в седьмом или восьмом классе, очень захотелось кофту-вышиванку. Мы с женой как раз поехали в санаторий «Ирпень» под Киевом. Выбравшись в Киев, обошли все магазины, но вышиванки там почему-то не нашлось. …Как-то в кругу венгерских друзей я упомянул об этом. А замполит и говорит: «Забудь ты об этой украинской вышиванке. Будет у твоей дочки то, чего она желает». И действительно, через неделю приезжает к нам в гарнизон его жена с супругой командира полка и привозит чудесную венгерскую вышиванку. Дочка сияла от счастья…

Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза космонавт №3 Андриян Николаев с руководителями 5-х Центральных курсов ПУАК . В своё время Андриян Николаев окончил Фрунзенское военное авиаучилище лётчиков, позже преобразованное в курсы ПУАК. Справа от него — начальник курсов генерал-майор авиации Павел Эхтов

— Это правда, что венгерские офицеры разыскали своего соотечественника в Орловке?

— Да, и эта история поразила меня тем, насколько венгры патриотичны. А дело было так. Однажды замполит спрашивает меня: можно ли съездить в Орловку, встретиться с земляком? Я ответил, что в Орловке добывают кремний, рабочая зона закрыта для посещений, но посёлок — открытый. Утром мы сели в автобус Токмок — Орловка, вышли в центре, разыскали общежитие для работников горно-металлургического комбината — оно оказалось недалеко от шахт, поднялись на второй этаж и постучали в нужную дверь. Никто не откликнулся. Женщина, жившая по соседству, рассказала, что в этой комнате действительно живёт венгр, но он с утра отправился в Токмок, сообщив, что приехали …его соотечественники. Вот те на! Мы вернулись в гарнизон, но, как выяснилось, венгр уже уехал обратно в Орловку. …Знаете, как поступил венгерский полк? Скинулся, собрал большую сумму денег, много вещей, и мы с замполитом с этими деньгами и подарками снова отправились в Токмок. Наш венгр оказался дома. Это был пожилой человек. Жил, судя по скудной обстановке в комнате, очень бедно. Как выяснилось, в молодости, будучи коммунистом, он по зову души и Коммунистического интернационала подался в СССР — помогал строить социализм. Но потом угодил под каток репрессий — его осудили, сослали в Сибирь. Оттуда венгр попал в Орловку, так и остался здесь. Они с моим замполитом очень обрадовались друг другу. Говорили на родном языке, но, чувствовалось, что после стольких лет оторванности от родины старику он давался уже с трудом…

Знаете ли вы, что…

…в Бишкеке на улице Киевской, рядом со знаменитым памятником советскому истребителю, в здании, где сейчас находится Нацгвардия,  в своё время располагался  штаб  5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров дружественных стран? У этих курсов (в военной кодировке — военчасть 15590) славная история.  Через пять месяцев после начала Великой Отечественной войны во Фрунзе эвакуировали Одесскую авиационную школу. Созданное на её базе Фрунзенское военно-техническое училище уже в феврале 1942 года  отправило на фронт своих первых выпускников. После войны училище пережило несколько переименований, в 1957-м оно приняло 15 первых иностранных курсантов, и среди них Хафеза Асада, будущего президента Сирии, а тогда просто офицера, командира эскадрильи ВВС Сирии, члена партии БААС. В 1959-м училище преобразовали в курсы (сокращённо ЦК ПУАК), с которых мы начали разговор, они просуществовали до развала Советского Союза и за это время подготовили  огромную армию иностранных военных авиаторов различных специальностей: лётчиков, инженеров, техников…

— А про Ласло Месароша замполит знал?

— Что удивительно, нет. После поездки в Орловку я ему сказал: «Слушай, а ведь с Кыргызстаном связана жизнь ещё одного венгра. Он основоположник скульптурного искусства нашей республики, его именем названа одна из улиц во Фрунзе…» Замполит, конечно, заинтересовался. Мы поехали на улицу Ласло Месароша, потом посмотрели его работы в музее ИЗО.

Командир венгерского военно-транспортного полка Йозеф и его заместитель по политической части с супругами во время приезда в Токмок

— Как долго пробыл у нас венгерский полк?

— Они закончили обучение за пять месяцев и улетели. Так сформировалась военно-транспортная авиация Венгрии. Советский Союз помог ей поставками самолётов… Между прочим многие из 83 венгерских офицеров женились здесь на русских, кыргызках и улетели вместе с ними. Они были красивыми ребятами, и военная форма очень шла им, поэтому они не могли не привлекать внимания девушек. Кстати, в отличие от нас, у венгров имелись три формы одежды: зимняя, весенне-осенняя и летняя. Так было и у немецких курсантов. А мы и в холод, и в жару ходили в одних и тех же башмаках.

— Имелся ли в СССР аналог 5-х Центральных курсов?

— Нет, наши были единственными. Многие, к слову, ошибочно полагают, что курсы дислоцировались во Фрунзе. Но во Фрунзе, повторюсь, располагались только штаб и учебная база «Фрунзе-1» (в обиходе — «Фрунзе-раз»), где летали на вертолётах Ми-8. Кроме этого, учёба осуществлялась на пяти базах: в Канте помогали осваивать реактивные учебно-тренировочные самолёты чешского производства Л-29; в Токмоке — бомбардировочную (Ил-28) и военно-транспортную авиацию (Ан-12 и Ан-24), в Казахстане, в селе Луговом — сверхзвуковые самолёты (истребители Су-7, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25).

— Из каких ещё стран, кроме названных вами, обучались курсанты?

— Почти со всей Африки — из Анголы, Мадагаскара, Уганды, Намибии, Конго, Алжира, Судана, Мозамбика, Танзании, а также из Ирака, Сирии, Египта, Ливии, Народной Демократической Республики Йемен, Индии, Камбоджи, Лаоса, Индонезии, Монголии, Афганистана, Кубы, Никарагуа… Советский Союз, как известно, ставил задачу расширять коммунистический блок и поэтому поддерживал создание военно-воздушных сил в странах социалистического лагеря и в получивших независимость государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

…Монгольские курсанты, кстати, были ушлыми, предприимчивыми. Особенно казахского происхождения. Они привозили на продажу дублёнки. Афганцы тоже торговали дублёнками, но те по качеству были хуже.

— Интересно, правительства зарубежных стран платили за подготовку их кадров?

— Платили (валютой) только Египет, Сирия, Ливия, Индия. Остальные обучались в долг. Например, долг Мозамбика достиг где-то $16 млрд., Кубы $14-15 млрд., Анголы — $14 млрд… Алжир выплатил небольшую сумму, но остался должен приблизительно $7 млрд. …Вопрос возврата долгов был поставлен российским руководством уже при Путине. Алжиру, насколько знаю, предложили купить на названную сумму российскую военную технику и вооружение.

— Сколько всего иностранных специалистов подготовили ваши курсы?

— Почти 22 тысячи. Последним начальником курсов служил Владимир Валерьянович Белоцкий, генерал-майор авиации. Невысокого роста, доброжелательный, очень милый человек.

— Вы пытались восстановить связь с венгерскими офицерами?

— Прошлой осенью корреспондент одного из бишкекских информагентств, узнав о моей дружбе с ними и имеющихся у меня уникальных снимках, показал фотографии коллегам из Венгрии на международной конференции в Минске. Те обещали опубликовать снимки у себя в стране. Не знаю, сделали они это или нет, но отклика никакого нет.

— Вернёмся к тому, с чего начали разговор, — к визиту венгерских бизнесменов во главе с г-ном Петером Сийяртом. Есть ли шанс, что они будут открывать здесь предприятия и вкладывать деньги в экономику Кыргызстана?

— Я хотел бы подчеркнуть, что именно Кыргызстан в советское время стал центром подготовки и усовершенствования военных авиаторов из огромного количества государств. В том числе из Венгрии. Связи между нашими странами существуют давно. Вспомним и Ласло Месароша, и того пожилого человека из Орловки, который помогал создавать промышленность республики, и, наконец, 5-е Центральные курсы… Есть все возможности возродить сотрудничество с Венгрией, включая деловое. Чтобы венгерские бизнесмены захотели вкладывать капиталы в создание здесь предприятий, совет нашим чиновникам очень простой: не вымогать у них «откатов» и не брать «шапок».

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото из архива собеседника.






Добавить комментарий