Main Menu

Куда завезёт нас «Тулпар»?

В Кыргызстане активно проходит цифровизация.

Цифровые технологии призваны облегчить жизнь людей, улучшить систему контроля. И хоть введённая безналичная оплата за проезд в столичных автобусах и троллейбусах проводится не в рамках этой программы, но доверия к инновациям вряд ли добавят. Увы, введение в Бишкеке безналичной электронной оплаты проезда в общественном транспорте вызвало шквал нареканий у горожан. Почему же так получилось? Попробуем разобраться.

Нельзя сказать, что переход на новую форму расчёта стал неожиданностью. Информация об установке валидаторов в троллейбусах и автобусах давалась на всех этапах этой, если можно так выразиться, реформы. И вот с 1 марта пассажиры на собственном опыте испытали все прелести пользования карточками «Тулпар». Первая негативно-яростная реакция сразу же появилась в социальных сетях.

Надо отметить информационный провал всей кампании на самом завершающем этапе. К моменту запуска проекта подавляющее число пользователей муниципального транспорта и по отзывам в соцсетях, и по моему личному общению со знакомыми не знали, где можно приобрести карты оплаты, как пополнять их. Мало информированы оказались даже пенсионеры, люди, которые знают практически всё. Мест выдачи карт для пожилых бишкекчан оказалось так мало, что там все эти дни скапливались большие очереди. Но, так или иначе, это дело поправимое. СМИ, реагируя на возмущение населения, в первые же дни по собственной инициативе, а не стараниями мэрии и компании, выступающей партнёром муниципалитета в этом проекте, смогли разместить информацию о том, где и как могут получить карточки пенсионеры и школьники, что карточки для взрослых приобретаются у водителей и на почте. И дали список операторов связи и терминалов платёжной системы, через которые можно пополнить баланс. На сайте компании www.tulpar-card.kg/about/pay/, отвечающей за установку валидаторов, предложены точки, где можно загрузить деньги на карту «Тулпар», и цена комиссии:

  • в терминалах платёжной системы PAY24 — в части терминалов без комиссии, в части — 5 сомов;
  • в терминалах мобильного оператора O! — в части терминалов без комиссии, в части — 5 сомов ;
  • в терминалах платёжной системы UMAI — комиссия 5 сомов при пополнении до 200 сомов, комиссия 10 сомов при пополнении от 201 сома;
  • в приложении ЭЛСОМ — комиссия 5 сомов;
  • в приложении Мой О! — комиссия 3%;
  • в приложении Balance.KG — без комиссии;
  • в приложении MegaPay — без комиссии;
  • в приложении MBankOnline — комиссия 1 сом;
  • в приложении Элкарт Мобайл — без комиссии;
  • в почтовых отделениях «Кыргыз почтасы» — комиссия 15 сомов.

Самым сильным раздражающим фактором стало отсутствие выбора у пассажира, как ему оплачивать проезд: наличными или через платёжную карту. Правда, мэрия пока ввела временное положение, и люди могут по-прежнему расплачиваться деньгами. Но это временно.

Сейчас, когда прошло достаточно времени после введения системы «Тулпар», можно сделать неутешительный вывод: она крайне неудобна для пассажира. Вывод этот основан на постах в соцсетях, общении с людьми и на собственном опыте. Раньше человек при выходе отдавал свои 8 сомов и голова у него ни о чём не болела. Теперь же только за саму карточку «Тулпар» он просто так платит 50 сомов. Много это или мало, а из своего кошелька ты должен выложить свои кровные. А если в семье есть ещё дети и взрослые не пенсионеры, то затраты только увеличиваются. Потом человек должен следить за пополнением денег на карточке, не говоря уже о том, что её не следует терять или забывать при выходе из дома. А если вдруг забыл пополнить и уже на выходе из автобуса, приложив карту к валидатору, выяснит, что на ней нет средств, что, платить штраф?

Но вернёмся к пополнению баланса. Самое удобное — скачать приложения Balance.KG, MegaPay, Элкарт Мобайл и закидывать средства без комиссии. Но не у всех есть смартфоны или к ним не подключён интернет. Или человек не хочет устанавливать лишнее приложение, такое тоже бывает. Значит, он должен загружать баланс через терминалы. И тут снова ждут дополнительные расходы. Комиссия за такие услуги, судя по размещённой информации, составляет от 3 сомов, стандартных 5 сомов и до 15 сомов в отделениях «Кыргыз почтасы». А самое главное — пассажир с выпученными глазами должен бегать по городу и искать терминал, чтобы доехать до места и не опоздать к назначенному времени. А до этого, повторюсь, он при выходе просто платил 8 сомов и всё. Сейчас люди пишут в соцсетях, что у кого-то техника снимала не 8 сомов, а всю сумму, хранящуюся на карте. К сожалению, разъяснений о том, что делать в этом случае, ни на сайте мэрии, ни на сайте компании, выступающей партнёром муниципалитета, нет. Состояние беспомощности и того, что тебе создали проблемы, а ты должен это расхлёбывать, очень раздражает и не прибавляет популярности системе «Тулпар».

Возникают проблемы и у гостей столицы. Приехал, скажем, гражданин из Сокулука или Аравана по неотложным делам в Бишкек, решил воспользоваться муниципальным транспортом, который нужен-то на две-три поездки. Ему-то зачем все эти мучения с действием системы «Тулпар»?! Он в Бишкеке, может, бывает раз в пять лет, а то и реже. Что, ему потом эту карту детям и внукам по завещанию передавать?

В общем, всё это жутко неудобно. Но удобство и не гарантировалось, основной целью, озвученной в первых сообщениях от мэрии о введении валидаторов, было желание взять под контроль средства, которые платят пассажиры за проезд в муниципальном транспорте. То есть муниципалитет, подозревая, что водители сдают не всю выручку, решил свои проблемы по администрированию субъекта возложить на плечи и кошельки горожан. Более того, привлёк к этому ещё и коммерческую фирму, и теперь часть доходов от работы автобусов и троллейбусов пойдёт в карман частникам, а не на развитие городского транспорта. Логично ли это? Мне кажется, нет.

Видя негативный отклик на новую систему оплаты в муниципальном транспорте, уже по прошествии недели после установки валидаторов прошёл брифинг, в котором приняли участие главы Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия, троллейбусного управления и руководитель швейцарской компании ВРС AG, внедряющей систему электронного билетирования в Бишкеке. По их данным, карты «Тулпар» охотно покупаются горожанами. Чтобы оправдать целесообразность нововведения, глава Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия пообещал, что при полном переходе на безналичную оплату водителям повысят зарплату на 85%. Сейчас, по его данным, средний оклад шофёра автобуса составляет 15 тысяч сомов. С одной стороны, пообещать — не значит выполнить. А с другой: не лучше ли изначально платить людям достойно, чтобы они держались за свои рабочие места и не шли на нарушения.

Намного дешевле было бы проводить контрольный «замер»: посадить с каждым водителем специалиста и проверить, какая сумма в среднем собирается за месяц. Даже если четыре раза в год проводить такую проверку, это дешевле, чем покупка валидаторов, их обслуживание. Хоть часть этих расходов на первом этапе несёт компания — партнёр муниципалитета, но за всё ими вложенное, плюс прибыль, придётся расплачиваться в итоге из кармана бишкекчан.

Есть и ещё один нюанс: если в муниципальном транспорте введут обязательное действие карт «Тулпар», то, с точки зрения антимонопольного законодательства, насколько это законно, когда клиентов заставляют заранее оплачивать неисполненные услуги? Мне кажется, самое лучшее — не вводить правило проезда в городском транспорте только по карточкам «Тулпар», а дать возможность горожанам самим решать, как им платить за проезд: через карту или деньгами. У потребителя всегда должен оставаться выбор.

Дмитрий ОЗЕРОВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий