Main Menu

Эхо несбывшегося марша

Во вторник в Бишкеке прошёл митинг граждан, возмущённых милицейским произволом и нападением на участников феминистского марша, который был запланирован, но не случился 8 марта.

Мирная акция состоялась в полдень у памятника «Борцам революции», а конкретно у статуи Уркуи Салиевой, на ней присутствовали, по оценкам милиции, 200-250 человек, включая журналистов, сотрудников силовых структур и наблюдателей. Стоит отметить, что накануне в социальных сетях активно распространялись дезинформация и угрозы — это могло напугать тех, кто собирался выразить свою гражданскую позицию.

Началось действо с исполнения собравшимися гимна Кыргызстана. Модерировали мероприятие молодые гражданские активисты Сайкал Жумалиева и Атай Самыйбек. Последний, причём, пришёл в калпаке, видимо, чтобы показать, что кыргызский головной убор не символ ультранационализма.

Они в рупор сообщили, что митинг организован потому, что произошло нарушение Конституции, говорили о необходимости её соблюдения. Затем озвучили требования к властям страны: привлечь к ответственности всех, кто атаковал участников марша, их заказчиков, а также руководство Свердловского РУВД;  расследовать инцидент 8 марта и обнародовать результаты; и к госСМИ — не освещать происходящее в стране, в том числе митинги, однобоко и не пропагандировать нетерпимость к инакомыслию (ну, окей, мы уже привыкли, что либералы и молодёжь нас не читают и клянут заочно).

Также они объявили, что слова никому не дадут, выступлений не будет, только речёвки. И что символики, плакатов, лозунгов и прочей пропаганды каких-либо политических, религиозных, социальных и иных групп не должно быть. И, кстати, её и не было. Хотя некоторые девушки (одна-две) ходили в фиолетовых жилетках, но, наверное, логично, что раз собрание в поддержку женщин, то феминистскую атрибутику использовать можно. Но в целом мероприятие не было феминистским именно по визуальным признакам, на нём даже почти (почти!) не встречалось тех, кого в воскресенье винтили милиционеры.

Затем модераторы стали на двух языках кричать лозунги, чтобы за ними повторяли участники: «Нет насилию!», «Нет морализаторству и нетерпимости», «Государство, знай и исполняй Конституцию!», «Мы за правовое государство!» Митинговавшие вяло повторяли эти слишком длинные кричалки: звук мегафона был плохо слышен; некоторым трудно давались фразы на кыргызском, так что окончание речёвок превращалось в невнятный гул. Лозунги в основном совпадали с теми, что участники написали на своих рукотворных плакатах: «Мирный митинг — моё право!», «Милиция, охраняй, не нападай!» и т. д.

Среди присутствовавших замечены экс-президент Роза Отунбаева (к слову, она или пришла с жёлтым тюльпаном, или ей успел его подарить Адиль Турдукулов; но цветок сразу напомнил о «тюльпановой революции»); экс-руководитель аппарата Президента Мира Карыбаева; экс-вице-премьер-министр Мира Джангарачева; гражданские активисты и правозащитники Ондуруш Токтонасыров, Улан Усойун (он, кстати, один из организаторов), Динара Ошурахунова, Атыр Абдрахматова, Эркина Убышева, Адиль Турдукулов с супругой Умай Арыковой, Алишер Мамасалиев, член ЦИК Гульнара Джурабаева, юрист Нурбек Токтакунов; члены движения «Умут-2020», в том числе Ширин Айтматова; учредители компании «Ололо» Данияр Аманалиев с супругой Айнурой Бакчиевой; бывший директор фонда «Сорос-Кыргызстан» Медет Тюлегенов; советник бывшего президента А. Атамбаева Кундуз Джолдубаева; а также простые граждане, в том числе студенты, кинематографисты, художники.

Находились на месте действия также и оппоненты митинговавших — рэпер-певец Тата-Улан, руководитель ОЭД «Ала-Тоо айымдары» Жыпаргуль Баргибаева (кстати, бывшая жена Курсана Асанова), председатель ОФ «Движение «Защита прав заёмщиков КР» Акылай Кенекеева, руководитель и члены ОО «Кырк чоро» Руслан Адылов, Замирбек Кочорбаев, Кубанычбек Дуйшеев. Но многочисленных толп провокаторов в калпаках обнаружить не удалось. Никто на собравшихся не нападал, всё прошло мирно и спокойно, если не считать того, что Жыпаргуль Баргибаева, одетая в кыргызскую национальную одежду, попыталась выступить, но модераторы ей не позволили, напомнив, что слова никому не предоставляют. Милиционеры увели женщину под крики толпы: «Уят!» Похоже, наконец, либералы стали понимать, что это слово можно использовать и так, не позволяя морализаторам его приватизировать.

После коллективного скандирования кричалок и благодарения то милиции, то всех прибывших, модераторы объявили митинг закрытым и попросили всех разойтись. Но не удовлетворённая столь быстрым завершением толпа ещё долго оставалась у памятника и на тротуаре, находя знакомых, здороваясь, общаясь. Сотрудники УВД Первомайского района во главе с начальником Акылбеком Казакеевым, которые дежурили на месте митинга, в этот раз (в отличие от своих коллег-свердловчан) никого не хватали и спокойно следили за порядком. Всё-таки в понедельник Бишкекский городской суд запрет на мирные собрания в городе отменил.

— Я считаю, что министр внутренних дел должен уйти в отставку, — заявила журналистам Роза Отунбаева. — Такие люди сами уходят в отставку, когда вся мировая пресса вышла с передовицами о Кыргызстане. Мы десятилетия столько делали для того, чтобы демократический имидж страны создать и удерживать, и вот так можно в один день выплеснуть из ведра всё, что сделано? Я думаю, ни страна, ни народ этого не позволят. У нас только одно это достояние и есть — демократический имидж. И что, сейчас мы позволим кому-то ноги вытирать об это? Нет, не позволим!

По её словам, она пришла на митинг потому, что поддерживает женщин и борьбу за их права, крайне отрицательно относится к случившемуся 8 марта:

— Это возмутительно! Уже чёрной сажей наше лицо покрыто. Наверное, нормальные люди идут, вытираются, умываются, делают выводы, и мы должны то же самое делать.

— Мне страшно, когда я думаю, что парни, бившие женщин, завтра станут мужьями подрастающих девочек. Они же их запинают до смерти! Это будущие свёкры наших девочек! — поделилась своей тревогой Мира Джангарачева.

Вот что думает о феминистском марше и последовавшем митинге бывшая супруга бывшего замминистра внутренних дел:

— Если бы эти женщины проехались по айыл окмоту, районам, областям, посмотрела бы я! С женскими советами, аксакалами, участковыми правоохранителями, районными акимами и главами сельсоветов работает наше движение.

Мы, «Ала-Тоо айымдары», десять лет как наши традиции, обычаи распространяем. Что происходит с исконными кыргызскими ценностями? У них, сегодняшних, оказывается, другое мнение. Мы не позволим уничтожить наши ценности! — заявила Жыпаргуль Баргибаева. По её словам, члены общественного экологического движения пришли потому, что «8 марта опозорили кыргызских женщин на весь мир».

Кубанычбек Дуйшеев рассказал, что «Кырк чоро» не имеет отношения к нападению на женщин 8 марта. На вопрос о том, за что милиция якобы оштрафовала членов ОО «Кырк чоро», если они пришли уже после беспорядков, новый лидер объединения Руслан Адылов сказал, что его тогда не было на месте, но, со слов Замирбека Кочорбаева, просто за то, что они там находились. УВД Свердловского района распространило в СМИ информацию, что 8 марта на площади Победы они оштрафовали не только участниц марша, а ещё и пятерых мужчин, «причастных к нарушению общественного порядка»: К. З., 1979 года рождения, Ш. Э., 1999 года рождения, А. М., 1998 года рождения, К. Б., 1993 года рождения, Д. К., 1963 года рождения. Надо полагать, «К. З.» — это и есть Замирбек Кочорбаев, а «Д. К.» — Кубанычбек Дуйшеев. Если верить чорошникам, получается, милиция в тот день вообще ни одного беспредельщика не поймала?!

А вот как прокомментировал юридическую сторону произошедшего в воскресенье адвокат, директор ОО «Партнёрская группа «Прецедент» Нурбек Токтакунов:

— Меня там не было, но по сообщениям узнал, что не пускали адвокатов.

— Ну, они же якобы не задержанные, а доставленные?

— Какая разница? Если человек не может уйти оттуда, то это означает ограничение свободы. Милиция, вместо того, чтобы выявлять и работать против провокаторов, отворачивалась — я видел видеосъёмку, — смотрела, как те чинят насилие, и потом похватала участников акции.

— А как вы смотрите на то, что милиционеры не делали предупреждения и не дали участникам возможности разойтись, а сразу стали их ловить?

— Здесь явные признаки совместных действий сотрудников Свердловского РУВД и провокаторов. Прокуратура должна заняться расследованием этого, выявить виновных и привлечь к ответственности.

— Также УВД сообщает, что они оштрафовали людей, а разве штрафы не суд назначает? Разве можно на месте штрафовать?

— Насколько я знаю, суда ещё не было. Они, видимо, заполнили протоколы, но от милиции зависит, направят ли они их в суд или нет. Может, они одумаются и не будут направлять.

Наша газета следит за ситуацией и продолжит тему в следующем номере.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий