Main Menu

Длинные кредиты станут ещё длиннее

В ожидании спада в экономике от коронавируса Нацбанк повысил учётную ставку до 5%. Правильно это или нет? Чем это обернётся для рядового кыргызстанца и в целом для экономики страны?

— Султанбай Абдрашитович, прогнозируемо ли было повышение учётной ставки?

— На фоне информационной истерии вокруг коронавируса и традиционных приоритетов Нацбанка, как то сдерживание роста цен и контроля обменного курса национальной валюты, повышение учётной ставки было прогнозируемо и ожидаемо. Неожиданным стало повышение сразу на 0,75% с одновременным заявлением о возможном росте до 7% в текущем году, в противовес ранее проводимой политике последовательного, плавного понижения учётной ставки на 0,25% в течение последних нескольких лет. Такое поведение говорит о некоторых панических и перестраховочных настроениях в главном банке страны в связи с последними событиями вокруг коронавируса.

— Руководство банка объяснило на пресс-конференции повышение учётной ставки ростом цен на рынке. То есть получается, если человек в состоянии покупать товары по более высоким ценам, то, значит, и кредиты по более высоким ставкам ему по плечу? Так, что ли? Какую логику вы усматриваете в действиях банка?

— Логика его действий исходит из цели деятельности и основной задачи, предусмотренных Конституцией и законом о Национальном банке КР. Целью деятельности является достижение и поддержание стабильности цен, а основной задачей, способствующей достижению этого, — поддержание покупательской способности национальной валюты, которую можно измерить как обратную величину общему уровню цен в стране. Иными словами, рост цен подрывает покупательскую способность национальной валюты, что в свою очередь подрывает достижение цели деятельности НБКР.

Существует системный принцип рыночного ценового саморегулирования, заключающийся в том, что инфляция зависит от баланса спроса и предложения. В рамках ныне действующей в стране денежно-кредитной политики для снижения инфляции в этом балансе сокращается спрос. Что достигается путём сокращения либо замедления темпов роста денежной массы, и одним из инструментов является повышение учётной ставки Нацбанка. При этом сокращается и экономическое развитие. Таким образом, логическая цепочка замыкается, а действия НБКР становятся понятными.

— Давайте посмотрим, к каким событиям это приведёт в цепочках: а) зарубежный поставщик товаров — кыргызстанский оптовый покупатель — розничный покупатель; б) кыргызстанский фермер — оптовый покупатель — розничный покупатель.

— Давайте рассмотрим сначала торговлю в той последовательности, которую вы назвали. Как уже отмечено, повышение учётной ставки приведёт, с одной стороны, к сокращению либо замедлению темпов роста денежной массы в экономике и сокращению совокупного спроса, снижению темпов роста экономики и, следовательно, снижению доходов. С другой стороны, закрытие границ с Китаем, сокращение поступления китайских товаров, составляющих большую часть на потребительском рынке страны, приведёт к повышению цен на них, сделав ещё более недоступными для розничного покупателя. А переориентация оптовых торговцев на товары других стран требует времени и значительных дополнительных затрат, что будет способствовать дальнейшему росту цен со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

А теперь о кыргызстанском фермере и далее. Повышение учётной ставки приведёт к повышению целой цепочки процентных ставок на рынке, в том числе процентов на кредит, что повысит их недоступность как для фермера, так и для оптового покупателя его продукции, сократится производство, и повысятся цены на сельхозпродукцию, а далее… не хочу расстраивать читателя.

— Поскольку Нацбанк представляет интересы государства, следовательно, любой его шаг должен приводить к положительным изменениям. Как отразится повышение учётной ставки в целом на экономической ситуации в стране?

— НБКР не скрывает, что основной причиной роста учётной ставки стал внешний фактор, точнее коронавирус. Также не скрывает, что это приведёт к замедлению темпов роста экономики. Если информационная истерия вокруг коронавируса вызвала ожидание замедления темпов роста экономики, то повышение учётной ставки служит «спусковым крючком» к их реальному замедлению.

Я уже не раз говорил, что одной из главных бед экономики Кыргызстана является хронический дефицит денег, обусловленный низким уровнем монетизации. В этой связи под влиянием глобальной тенденции снижения учётных ставок центральных банков наш Нацбанк в течение последних нескольких лет также проводил политику плавного снижения учётной ставки с целью повышения темпов роста денежной массы и оживления экономики страны. При этом опасения о возможном разворачивании инфляционных процессов оказались напрасными. Напротив, рост экономики ускорился, а темпы инфляции существенно снизились.

На фоне истерии вокруг коронавируса ожидания финансового кризиса и предстоящего общего замедления мировой экономики, когда глобальной тенденцией является снижение учётной ставки вплоть до её отрицательных значений в целях оживления экономики, скачкообразное повышение учётной ставки НБКР, снижающее и без того слабые темпы экономического роста страны, вызывает некоторое удивление.

Повышение учётной ставки на 0,75% вызовет рост процентов на кредит в среднем с 18 до 21%, а ставок процента на депозит — в среднем с 10 до 12% годовых. При средней рентабельности реального сектора экономики страны 8-12% данные кредиты станут абсолютно недоступны. Более того, они будут способствовать оттоку капитала из реального сектора в финансовый либо за рубеж. Потому что в таких условиях гораздо выгоднее положить деньги просто на депозит или вывезти в более благоприятные страны, чем вкладывать в производство в стране. А если произойдёт дальнейшее повышение учётной ставки, то это станет катастрофой.

В этой связи поручение правительства Министерству экономики разработать меры предупреждения возможного негативного влияния эпидемии коронавируса на экономику страны, на мой взгляд, абсолютно бесполезно. Ибо без соответствующей денежно-кредитной политики НБКР такая задача невыполнима. Для снижения инфляции в системе баланса спроса и предложения совсем необязательно сокращать денежную массу и совокупный спрос, сокращая при этом и экономическое развитие. Можно добиваться стабильности цен и путём наращивания предложения и инвестиций. При этом решаются ещё и задачи экономического развития, роста ВВП, занятости и доходов населения, т. е. всего спектра неотъемлемых задач государства. Опыт преуспевающих государств служит тому подтверждением.

Вместо того чтобы стимулировать производителя, у нас его бьют под дых

— Интересно было бы знать, выиграет ли кто-нибудь от повышения учётной ставки?

— Если сказать прямо, выиграют только НБКР и финансовые спекулянты, а все остальные — население, бизнес и в целом государство окажутся в проигрыше.

Можем ли мы обвинять руководство НБКР в этом? Думаю, что нет. Потому что оно действует в рамках деятельности, предусмотренной нашим законодательством. Существующая ситуация говорит, скорее всего, о том, что в законах что-то не так.

По сравнению с центральными банками развитых стран функции нашего Нацбанка существенно заужены. Во-первых, он практически не осуществляет макроэкономические функции по обеспечению долгосрочного устойчивого экономического роста. Его роль сводится исключительно к разработке краткосрочной денежно-кредитной политики, обеспечению стабильности сома, валютному регулированию и  контролю, а также банковскому надзору. Это объясняется тем, что его макроэкономические функции в законодательстве прописаны недостаточно ясно. Вот он и делает только то, что обозначено относительно конкретно, самоустранившись от участия в обеспечении долгосрочного экономического роста. Поэтому в первую очередь необходимо чётко закрепить за ним эту функцию.

Во-вторых, НБКР фактически не занимается рефинансированием национальной банковской системы. В результате та не может работать в полную силу, не действуют механизмы банковской кредитной мультипликации. Коэффициент кредитной мультипликации составляет 1,3-1,35, в то время как в банковской системе развитых странах он превышает 5.

Перечисленные шаги не требуют от государства никаких финансовых затрат. Нужны только политическая воля и компетентность. Их роль в создании благоприятного делового и инвестиционного климата в стране трудно переоценить.

С экспертом беседовала Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий