Main Menu

История Захры и Сайеда, или Как один фильм расскажет о целой нации

В Кыргызстане миновали Дни иранского кино, посвящённые Дню победы Исламской революции в Иране. Фильм «Золото и медь» режиссёра Х. Асадиана был показан во время торжественного открытия мероприятия.

Иранскому кинематографу насчитывается более ста лет. Это немного меньше, чем французскому, ведь, как известно, именно Франция и её братья Люмьер  дали рождение наизначительнейшему направлению искусства — кино. Иранцам удалось создать много высокопрофессиональных, утончённых картин, завоевать международные призы и награды, взрастить выдающихся режиссёров и актёров. Нужно отметить, что создают они именно что утончённые фильмы — такие же, как сами и их культура.

Дни иранского кино прошли в Бишкеке и Оше. В Национальной библиотеке им. Алыкула Осмонова показали уже вышеупомянутые «Золото и медь» режиссёра Х. Асадиана, «Просто так» Р. Миркарими и «Сезон нарциссов» режиссёра Н. Азербайджани.  На торжественном открытии присутствовали иранские дипломаты во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Саидом Харрази, который, к слову, приступил к своим обязанностям совсем недавно — с 2020 года.  Выступая перед пришедшей публикой, Харрази отметил: «…У двух народов,  кыргызского и иранского, в культурном плане существует очень много общего, и я надеюсь, что такого рода мероприятия послужат продвижению наших культурных взаимоотношений. …Я надеюсь, что сегодняшнее культурное мероприятие сможет ещё больше сблизить два народа». Посол также высказался по поводу того, что сегодня международный престиж Ирана подвергается целенаправленному очернению, и, комментируя данную ситуацию, рассказал о том, что у иранцев есть пословица: «Ложь от правды находится на расстоянии вытянутой ладони». То есть то, что мы видим глазами, гораздо ближе к истине, нежели то, что мы слышим. Так заключил господин Харрази и сказал, что на сегодня Иран —  динамично развивающееся государство, в котором процветают науки и искусство, в том числе кинематограф, творцами которого, к слову, после Исламской революции в Иране стали и 25 женщин-режиссёров, чего не было до революции.

После выступления официальных лиц состоялся показ фильма «Золото и медь» режиссёра Х. Асадиана. По сюжету, главный герой Сайед Реза приезжает в Тегеран, чтобы учиться в семинарии прославленного знатока и мастера религии. Полный надежд и воодушевления, он не ожидает, что совсем скоро судьба принесёт ему страшное известие: его любимая жена Захра Садат окажется больна рассеянным склерозом, не оставляющим надежду на выздоровление и грозящим молодой, красивой женщине параличом и инвалидностью. С этого момента жизнь Сайеда Резы превращается в изнурительную борьбу, в которой он пытается одновременно учиться, заботиться о своих маленьких детях и ткать ковры, поскольку для молодого семинариста это единственный способ раздобыть денег на лекарства для Захры Садат. О добродетельности последней следует упомянуть отдельно — это женщина в самом высоком её проявлении, добрая и прекрасная. Показателен момент, когда ещё не знающая о своём страшном диагнозе Захра Садат, приготовившая детям плов, видя в двери отражение соседки — девочки с синдромом Дауна, отворяет замок, чтобы она вошла и поела с ними. А позже она и вовсе станет водить эту девочку в школу, так как у родной матери не всегда есть настроение делать это самой. Не каждая отнесётся к постороннему больному ребёнку  так же человечно. Возможно, именно поэтому добродетельной Захре Садат дан столь же добродетельный муж, который поддерживает её во время всех страшных испытаний, которые ей придётся пережить. Сайеду Резе и самому доведётся пережить крайне болезненные моменты. К примеру, однажды из-за того, что его жена находится в больнице, ему придётся взять годовалого сына на занятия в семинарию, и, так как он опоздает, то сядет на каменном крыльце возле входа. Проходящий мимо важный религиозный сановник вместо того, чтобы, подобно великому Пророку Мухаммеду, умилиться малышу, начнёт стыдить Сайеда Резу, отпуская унизительные умозаключения: «Где твоя жена?! Этим должна заниматься она, а не ты! Что же за шайтан тебя попутал!»

Невероятно драматичный фильм имеет-таки оптимистичный конец: в финале Захра Садат с Сайедом Резой и их детьми, девочкой-соседкой с синдромом Дауна, её матерью, а также верным другом главного героя, подрабатывающим таксистом и выручающим всю семью во время безденежья, едут на пикник. Картина природы, покоя, мира и добра дополняется изящным жестом: Захра Садат, которой от лекарств стало лучше, достаёт из сумки флакон духов и брызгает на себя, а подошедший Сайед Реза вдыхает аромат, предвещающий запах перемен к лучшему.

В финале картины звучат слова о том, что только лишь «книги не могут научить любви».

После просмотра фильма «Золото и медь» поневоле можно согласиться с надписью на рекламном плакате-афише: «Иранские фильмы — это простые и в то же время невероятно глубокие истории, позволяющие взглянуть на мир другими глазами и начать ценить самые обыденные вещи. Иранское кино — это кино, полное красоты, добра и искренности. Кино, пропитанное любовью к жизни и её простыми ценностями».

Айжан САРЫГУЛОВА.






Добавить комментарий