Main Menu

Если «наезжает» криминал…

Решением последней коллегии МВД по итогам оперативно-служебной деятельности за 2019 год 30 руководителей структурных подразделений получили дисциплинарные взыскания, трое освобождены от занимаемых должностей. Такое в милицейских рядах происходит нечасто. Что послужило поводом для столь жёстких мер? За комментариями мы обратились к министру внутренних дел генерал-майору Кашкару ДЖУНУШАЛИЕВУ. Он охотно ответил и на другие наши вопросы.

— Кашкар Астаканович, в чём конкретно провинились милицейские начальники, за что получили выговоры, предупреждения и лишились должности?

— Прежде всего за формальное исполнение плана МВД по реализации Указа Президента Сооронбая Жээнбекова об объявлении 2019-го Годом развития регионов и цифровизации страны. Эту важную работу они пустили на самотёк. Кроме того, за низкую раскрываемость преступлений, недостаточную их профилактику и неэффективную организацию оперативно-служебной деятельности. Аналогичные и другие недостатки отмечены в службах внутренних расследований, криминальной милиции, по противодействию экстремизму и незаконной миграции, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, общественной безопасности центрального аппарата министерства и в других структурных подразделениях, в частности, в управлениях внутренних дел Иссык- Кульской, Нарынской, Таласской, Баткенской и Чуйской областей, а также в ОВД Жайыльского, Тонского и Джети-Огузского районов. На днях по заданию Сооронбая Жээнбекова я побывал в Ошской области, где провёл совещание с руководителями территориальных органов внутренних дел и оперативных служб всех южных регионов. Там в последнее время произошли криминальные происшествия, вызвавшие общественный резонанс, в адрес милиции звучит много критики за пассивность в противодействии организованной преступности и бюрократизм при рассмотрении обращений граждан о фактах запугивания со стороны ОПГ. Жёстко потребовал оперативно реагировать и проводить добросовестное расследование по каждому заявлению с обязательной его регистрацией в Едином реестре преступлений и проступков, принимать действенные меры по розыску и привлечению нарушителей закона к ответственности независимо от рангов и должностей. Отмечу, что руководителей подразделений, где были выявлены недостатки, мы вновь заслушаем на коллегии по итогам работы за 1-й квартал этого года. Дальнейшая их судьба будет зависеть от того, смогли они принять меры по их устранению или всё осталось по-прежнему. Руководители, которые не справляются со своими обязанностями и засиделись на месте, должны уйти, освободив место более профессиональным кадрам. У нас работы непочатый край, и такой кадровый балласт нам не нужен.

— Редко когда глава силового ведомства так открыто и подробно рассказывает об ошибках и упущениях в работе…

— Не вижу смысла держать их в секрете. Милиция всегда находилась под особым вниманием общественности и граждан, поэтому им хорошо известны недостатки в её деятельности, а их критичные замечания, если, конечно, они справедливые, нам только на пользу. В то же время не приемлю заведомо ложных и голословных обвинений так называемых друзей милиции, затрагивающих честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов.

— В своём выступлении на коллегии премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев отметил определённые положительные сдвиги и даже успехи в работе органов внутренних дел страны. В чём, по-вашему, они заключаются?

— По данным статистического комитета, по итогам второго полугодия 2019 года индекс доверия к милиции повысился с 1,3 до 23 баллов. Это свидетельствует о том, что в сознании стражей порядка произошёл перелом по оценке своего предназначения, а с населением удалось достичь взаимопонимания и установить конструктивный диалог. Для нас это самое главное и ценное. Мы твёрдо следовали «дорожной карте» по кардинальному реформированию правоохранительных органов, как этого требует от нас глава государства. Коротко расскажу о том, что удалось сделать.

Продолжаются структурная оптимизация системы управление министерства и укрепление территориальных подразделений внутренних дел. За счёт сокращения 262 штатных единиц в центральных аппаратах (в 2018-м — 625) усилили на местах институт участковых инспекторов, ИДН, дежурные части, а также городские и айыльные отделы-отделения милиции. Именно по этим службам оценивается работа сотрудников правопорядка и определяется, насколько им доверяет население. Глубоко убеждён, что порядок начинается с глубинки, поэтому она требует особого внимания в борьбе с преступностью, а точнее — усиления потенциала личного состава всех милицейских подразделений на местах. Вместе с тем в их работе есть много недостатков и нерешённых проблем. Я лично контролирую меры по их устранению.

Во всех регионах открыты и функционируют центры предоставления государственных услуг по принципу «Единого окна». Они способствуют искоренению коррупции и минимизируют прямые контакты граждан с должностными лицами в погонах. В столице запущен цифровизированный командный центр, задача которого — мониторинг общественной и дорожной безопасности, а также оперативное реагирование на сообщения и заявления граждан. Установленные в Бишкеке 60 камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц помогают раскрывать преступления по горячим следам. Ещё одно новшество — создание туристической милиции для обеспечения безопасности иностранных туристов. Отдельно коснусь патрульной службы милиции (ПСМ). Она уже существовала четыре года назад, но тогда провалилась реализация проекта «Безопасный город», под который она создавалась. Естественно, это сказалось на эффективности её работы. Сегодня, когда, наконец, дело сдвинулось с мёртвой точки, ПСМ довольно результативно выполняет свои задачи по охране общественного порядка и обеспечению безопасности на дорогах.

Без ложной скромности скажу, что отмеченные руководством страны позитивные изменения в деятельности органов внутренних дел — это в том числе результат грамотной и слаженной работы всех милицейских подразделений и заслуга каждого сотрудника ОВД. Весомым стимулом для достойного несения службы стало увеличение заработной платы милиционеров на 40% с 1 января текущего года, денежных компенсаций за наём (поднаём) жилья и социальных выплат.

Что касается криминогенной ситуации в стране. За 12 месяцев прошлого года по линии органов внутренних дел зарегистрировано 78 405 преступлений и 75 253 проступка. По сравнению с другими годами наблюдается их рост. Этому послужили две причины: вступление в силу новых кодексов, когда каждое преступление и нарушение регистрируется в ЕРПП и им даётся юридическая оценка, а также прекратилось укрывательство заявлений и обращений граждан. Вместе с тем сократилось количество преступлений на улицах, в общественных местах, тяжких и особо тяжких, что тоже можно записать в актив наших оперативных служб.

— Ежесуточные милицейские сводки пестрят сообщениями о задержании членов ОПГ. Настораживает, что от этого их меньше не становится, и во многом благодаря тому, что наша чрезмерно гуманная Фемида, мягко говоря, относится к опэгэшникам весьма снисходительно…

— Можно только догадаться, какие чувства испытывают оперативники, когда задержанные ими, зачастую с риском для жизни, члены ОПГ вновь оказываются на свободе, отделываясь в судах номинальными, а на мой взгляд, смешными наказаниями, что вызывает негативную реакцию законопослушных граждан. Борьба с организованной преступностью — одно из стратегических направлений деятельности органов правопорядка. Опыт прошлых лет показывает, что разовые кампании по противодействию ей положительных результатов не принесут. Бороться с обладателями всех мастей воровской иерархии необходимо постоянно, и этому, как министр, я уделяю особое внимание. Так, уже в нынешнем году обезврежено несколько устойчивых преступных сообществ, занимавшихся грабежом, разбоем, вымогательством и мошенничеством. И эта работа продолжается. Сейчас разрабатываем законопроект об усилении борьбы с организованной преступностью, ужесточающий меры уголовной ответственности членов ОПГ и их лидеров. Пользуясь случаем, хочу дать совет соотечественникам, особенно бизнесменам: не пытайтесь сами разруливать ситуации, связанные с «наездами» криминала, а обращайтесь в правоохранительные органы, где вас услышат и обязательно помогут.

— Товарищ министр, очень злободневный вопрос. Как боретесь с оборотнями в погонах?

— Выявление «чужих среди своих», которые сводят на нет всю работу милиции, подрывают её авторитет в глазах общественности, а также укрепление служебной дисциплины — наши первостепенные задачи. Сегодня к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются особые требования, и в первую очередь — неукоснительное соблюдение закона, уважительное отношение к гражданам и высокий профессионализм. Большая их часть честно и добросовестно выполняет свои обязанности, но, к сожалению, есть и такие, кто, прикрываясь милицейскими погонами, занимается вымогательством, берёт взятки, злоупотребляет должностным положением, превышает должностные полномочия и совершает другие правонарушения. Мы решительно освобождаемся от таких кадров. В прошлом году в отношении сотрудников ОВД возбуждено 63 уголовных дела, в том числе по фактам коррупции, превышения должностных полномочий, мошенничества и другим противоправным деяниям. 167 сотрудников освобождены от занимаемых должностей, 57 уволены из органов по отрицательным мотивам. Подчеркну, что многие такие факты выявлены нашей службой внутренних расследований. Это ещё раз подтверждает твёрдую позицию МВД: без целенаправленной борьбы с коррупционерами, нарушителями законности в милицейских рядах реформы не дадут ожидаемых результатов.

— В будничной-то жизни люди с тревогой воспринимают сообщения о всякого рода митингах и протестных акциях, а тут не за горами выборы. Готовы ли правоохранительные органы обеспечить их безопасность?

— Уже сейчас идёт усиленная подготовка. У нас достаточно сил и средств, чтобы жёстко, в рамках закона, пресечь любые попытки спровоцировать хаос, массовые беспорядки, факты подкупа голосов и дать возможность народу в стабильной обстановке выразить своё волеизъявление.

Интервью взял Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий