Main Menu

Осторожно: финансовое мошенничество!

(Продолжение. Начало в номере от 14 февраля 2020 года).

Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды: одно и то же?

Так получилось, что в разуме многих оба понятия стали тождественны. Однако непременно ли сетевой маркетинг подразумевает пирамиду? Непременно ли первый является злом и участие в нём — тоже? Непременно ли финансовые пирамиды являются злом? И что вообще это такое?

Ирония нашей действительности в том, что хотя многие враждебно настроены и к сетевому маркетингу, и к финансовым пирамидам, не менее огромное число граждан, наоборот, слишком доверчивы и легко становятся жертвами мошенников, использующих пирамидальные схемы. Поэтому проведём ликбез.

Итак, сетевой маркетинг. Почему мы так враждебно настроены к этому виду… нет, не бизнеса, скажем так — деятельности? Из-за назойливости некоторых современных «коробейников»?.. Может, из-за порой настойчивых и даже манипулятивных методов продаж? Ведь стоит только чисто из вежливости позволить дистрибьютору (как красиво зовутся реализаторы) заговорить с тобой, как ты не успеваешь опомниться, а уже потратил деньги на какой-то чай для похудения, крем от загара, стиральный порошок или духи. И это в то время, когда ты только пообещал себе строго контролировать свои расходы!..

Может, из-за опыта своего участия в сетевом предпринимательстве? Твои вербовщики пообещали тебе золотые горы, а у тебя ничего не вышло: только потратил все свои сбережения на приобретение первого пакета продукции, а сбыть его не смог, не говоря уже о том, чтобы рекрутировать других в компанию и стать «платиновым» или «бриллиантовым» директором. Да и кто-нибудь видел ли вживую этих «бриллиантовых» и «платиновых»? А если да: он уверен, что это не нанятые актёры?..

Однако мы должны отделять домыслы и субъективное восприятие сетевого маркетинга от объективных обстоятельств: является ли он незаконным?..

Так вот ответ: сам по себе механизм прямых продаж — друзьям, родственникам, коллегам, соседям, всем жителям округи не запрещён. А вот приёмы, к которым могут прибегать при этом продавцы, вполне могут быть и мошенническими. Но это не значит, что все без исключения «сетевики» их применяют, скорее, наоборот. Все мы знаем своих подруг, соседей, знакомых, у которых нет-нет да и берём помаду или тушь, никакого подвоха!

Сетевой маркетинг (он же multilevel marketing или сокращённо MLM) — концепция реализации товаров и услуг, форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж. Пока вроде бы всё отлично. Я вырастила клубнику (или ладно, купила на рынке) и продала её самолично своим друзьям.

Но он не назывался бы «сетевым», если бы не подразумевал создание сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом привлечения партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами. Вот тут-то и начинается сходство с финансовыми пирамидами (но об этом позже).

(Сетевыми компаниями могут применяться и несколько иные схемы вознаграждения сбытовых агентов. Так, A—y в разных странах платит в зависимости от объёмов полученных розничных заказов на продукцию).

Именно из-за этого и множества вопросов о деятельности MLM-компаний некоторые государства ввели законодательное регулирование их деятельности. Так, в шести штатах США законодательно предусмотрено:

— право сбытовых агентов на разрыв соглашений с MLM-компаниями и обязательство последних принимать обратно непроданную продукцию по цене не ниже 90% от первоначальной;

— запрет на обещание вербуемым того или иного уровня дохода;

— на установление минимального количества продукции, которое сбытовой агент обязан приобрести у компании при заключении соглашения;

— запрет схем, предусматривающих оплату лишь деятельности по привлечению (рекрутингу) новых дистрибьюторов.

В других штатах запрещено создание и использование схем финансовых пирамид.

В Китае существовавший ранее полный запрет на прямые продажи в 2005 году из-за вступления в ВТО был снят, но остались ограничения, и лишь 14 из 200 компаний прямых продаж, действовавших в стране, смогли пройти лицензирование. Так, например, A—y отказалась от прямых продаж в пользу точек розничной торговли. Кстати, розница есть у этой корпорации также в Южной Корее и Японии, заявлено о планах открытия магазинов в России.

Анализируя те или иные MLM-компании, мы должны стараться выяснить:

— Продают ли они товар?

— Что это за товар, действительно ли он нужен людям (т. е. чтобы это не были бесполезные вещи вроде «кислородных коктейлей», давно известные предметы и препараты под новым названием и по завышенной цене)?

— Производят ли они его сами?

— Прошёл ли он сертификацию в стране продаж? Что говорят медики — проводились ли какие-то исследования товара внутри страны? Указаны ли на упаковке состав и срок годности, реквизиты производителя, номер горячей линии для жалоб, прилагается ли к нему описание, инструкция по применению, показания и противопоказания?

— Дают ли они гарантию на свой товар? Принимают ли они его обратно или готовы заменить в случае брака и негодности?

— Ну и самые главные вопросы: вообще, не запрещена ли эта компания в стране? Соблюдает ли местное законодательство (законы о рекламе, о защите прав потребителей, Трудовой, Уголовный, об административной ответственности и Налоговый кодексы)?..

Кстати, нередко сетевые компании реализуют населению биологически активные добавки (БАДы), т. е. витамины и минералы. Это не лекарства, они не лечат, а при бесконтрольном, без консультации с врачом приёме могут и навредить.

Почему люди подаются в сетевой бизнес?

Некоторые просто нуждаются в дополнительном заработке с гибким графиком трудовой деятельности — можно совмещать её с основной работой или учёбой. Возможно, они и не собираются делать подобную карьеру и оставаться сетевиками навсегда, но если им нужны деньги здесь и сейчас, то почему бы и нет?.. Возможно, мы неправильно расставляем акценты? Нужно смотреть на то, насколько честны с нами продавцы: дают ли они недостоверную или неполную информацию? Также насколько правдивы они с нами при рекрутировании?..

Знаете, ведь попытки заманить на демонстрацию и рекламу товара, преподнося это как встречу для вручения подарка, как бизнес-тренинг, бесплатную консультацию и косметические процедуры и т. д. — тоже являются манипулятивными приёмами.

То, что именно 1990-е годы стали периодом расцвета на постсоветском пространстве сетевого маркетинга, легко объяснить: дело новое, неизученное; люди, потерявшие работу или пытавшиеся выжить в условиях экономического кризиса, легко верили обещаниям трудоустройства с высокими доходами и гибким графиком.

Но именно сходство с финансовыми пирамидами заставляет государства ограничивать деятельность таких компаний. Мы должны понимать: люди получают тот доход, который им гарантировали вначале (такой объём работы равен такому-то заработку)? Или не получают ничего?

Кстати, в апреле прошлого года Духовное управление мусульман Кыргызстана издало фатву (религиозное предписание для мусульманской общины) о недопустимости занятия таким предпринимательством. «Ислам запрещает ростовщичество, которое присутствует в системе сетевого маркетинга. Удержание комиссионных, членские взносы, несоответствие качества рекламируемых товаров, выплаты за привлечение людей — всё перечисленное противоречит принципам ислама», — говорится в фатве.

Но, судя по тому, что кырнет по-прежнему заполнен рекламой якобы халяльной продукции компании «ИПАР», либо кыргызстанские правоверные фатву не получили, либо проигнорировали.

Так чем же отличаются финансовые пирамиды и сетевой маркетинг?

Очень трудно бывает отличить финансовую пирамиду от компании, использующей сетевой маркетинг для сбыта продукции или услуг. Как я уже писала выше, законно работающие MLM-компании получают и распределяют среди своих агентов доход, полученный от продажи конкретных товаров.

Однако это не означает, что незаконных организаций, использующих сетевую схему, нет. Например, признаком таких является плата за право стать агентом такой структуры: ты платишь только за членство, не за товар, предназначенный для продажи.

Но даже и законные компании часто обещают своим продавцам высокий доход, хотя, чтобы достичь его, нужно много и долго работать: часто люди так и не начинают получать такие деньги.

Итак, признаки недобросовестных MLM-компаний, являющихся на самом деле финансовыми пирамидами:

— неоправданно большой вступительный взнос;

— товар как таковой либо вообще отсутствует, либо не имеет рыночной ценности вне этой организации;

— нет документального подтверждения факта приёма денег и других надлежащих документов (накладная, договор, чеки и т.д.);

— вам говорят, что деньги вы будете получать от количества привлечённых участников, а не от товарооборота структуры;

— акцент на быстром заработке (товар — только прикрытие деятельности пирамиды).

Если этих признаков нет, можно выдохнуть. В конце концов известные мировые сетевые компании существуют на международном рынке давно.

Что делать, если вы попали в финансовую пирамиду?

— Подумайте, сможете ли вы безопасно вернуть ваши деньги назад, не заявляя в милицию, например, обратиться к человеку, через которого вы попали туда.

— Если деньги вам не отдают и тем более угрожают, жалуйтесь в правоохранительные органы и скажите об этом мошенникам. Обычно в этом случае шансы вернуть свои деньги намного выше.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото из интернета.

Продолжение следует.






Добавить комментарий