Main Menu

Привет из Гибралтара

Продолжаем «путешествие» по страницам «Советской Киргизии». Листая газетные заметки, знакомясь с материалами, отражающими жизнь республики, события, настроения людей, невольно начинаешь сравнивать прошлое и настоящее.

Продолжаем «путешествие» по страницам «Советской Киргизии». Листая газетные заметки, знакомясь с материалами, отражающими жизнь республики, события, настроения людей, невольно начинаешь сравнивать прошлое и настоящее.

Сегодня мы живём в мультикультурном обществе.

В Кыргызстане мирно уживаются не только традиционные религии, но и появляются люди, исповедующие иные учения, например бахаи.  И если адепты нового не призывают к уничтожению инакомыслящих, к террору против органов светской власти, то общество вполне нормально и терпимо относится к этому. А ведь, в общем-то, совсем недавно мы жили в жёстко атеистическом государстве.

Достаточно много материалов в публикациях 60-х годов прошлого века, посвящённых атеизму, атеистическому воспитанию населения. Одна из подобных заметок рассказывает о работе Ошского городского дома атеиста.  Здесь читались  лекции: «Существует ли судьба»,  «О ракетах и спутниках». К работе дома атеиста в качестве лекторов  привлекались врачи, агрономы, учителя.   В Кызыл-Кийском дворце культуры шахтёров, сообщается в другой заметке, прошёл  антирелигиозный вечер на темы: «Деяния святых отцов», «В чём вред баптизма», «Знахарство», «О вреде уразы». А лекция преподавателя химии и биологии на тему «Чудеса религии» сопровождалась опытами. В Центральном лектории во Фрунзе была лекция «Медицинская наука в борьбе с суевериями и знахарством».

А в материале под броским заголовком «Святой» на скамье подсудимых» рассказывается о жителе Оша, выдававшем себя за святого. Доверчивые жители называли его шейхом. И вот этот человек оказался на скамье подсудимых совсем не по религиозным мотивам. Собирая деньги у верующих, он тут же их пропивал, говорится в материале. Однажды в состоянии опьянения нанёс телесные повреждения другому гражданину. Суд приговорил его к трём месяцам исправительно-трудовых работ.

Увы, «деяния» некоторых современных служителей культа самых разных конфессий и сегодня вызывают немало нареканий у людей.

Перелистывая страницы, встречаешь имена, которые входят в золотой фонд отечественной культуры и искусства. Народная артистка СССР Бюбюсара Бейшеналиева на страницах «Советской Киргизии»  рассказала о показе фильма-балета «Чолпон» на кинофестивале стран Азии и Африки в Объединённой Арабской Республике (это государство  существовало в 1958-1971 годах в Северной Африке и Передней Азии. В 1971-м было объявлено об образовании Федерации Арабских Республик — конфедерации Египта, Ливии и Сирии).

Балерина рассказала о путешествии в Александрию, о встречах с  творческими людьми Египта, о том, с каким почтением в странах Востока относились к посланцам Советского Союза.

Ольга Мануйлова — скульптор, художник, ещё одна легендарная личность кыргызского искусства в своей статье поделилась с читателями тем, как попала в Среднюю Азию. Эти строки отодвигают нас в ещё более раннюю историческую эпоху. В 1919 году Ольгу Мануйлову вместе с молодыми московскими художниками Наркомпрос направил в наш регион для агитационной и педагогической работы.

«Совсем непросто тогда было добраться из Москвы в Ташкент, — пишет О. Мануйлова в своих воспоминаниях. — Долгое время Туркестан, так называли тогда Среднюю Азию, был отрезан от столицы — шли бои на фронтах гражданской войны. Мне навсегда запомнились встречи на станциях и полустанках с агитпоездами. Вагоны этих поездов были ярко расписаны, разрисованы плакатами, призывами, карикатурами.  Здесь артисты, ехавшие в агитпоезде, давали концерты, выступали с короткими пьесами, читали стихи на самые животрепещущие темы.

Работали в дороге и мы, художники, — писали плакаты, расписывали знамёна к приближающемуся празднику 1 Мая, изготовляли таблицы по борьбе с холерой и чумой (поезд был военно-санитарный и ехал в Азию для борьбы с эпидемиями)…

…Население Средней Азии было в то время почти сплошь неграмотным, и на нас, художников, возлагалась довольно трудная, но почётная задача — стать понятными без слов. Художники нашей изодружины работали почти круглые сутки, особенно активно ночью, когда нам никто не мешал.  В помещении, приспособленном под нашу агитплакатную мастерскую, на лету сочинялись рисунки на темы боевых, задиристых частушек. Кого только не изображали мы — разжиревших, свирепых баев, купцов, ссохшихся от злости англичан-колонизаторов, мулл — обманщиков народа, деспотов, угнетавших закабалённых шариатом женщин Востока.

Ранним утром кипы плакатов отправлялись в самые отдалённые кишлаки, на пограничные заставы, где шла борьба, а мы, валясь от усталости, засыпали до начала занятий в укромных уголках здания художественного училища. Некоторые плакаты печатались. Мой плакат, посвящённый раскрепощению женщин Азии, был первым, напечатанным на эту тему».

После развала Советского Союза по-разному оценивалась как сама идея коммунизма, так и стиль управления компартии. Но знакомясь с такой информацией, понимаешь, какой путь прошли народ и страна, с какими трудностями пришлось справляться в самом начале становления советского государства. Пожалуй, кризис-менеджерам нынешнего поколения такое не под силу.

Вот информация о том, что в столице возводится Фрунзенский авторемонтный завод — крупнейший из подобных в те годы в регионе. При строительстве применяется сборный железобетон. С гордостью отмечается, что впервые на предприятиях города подача воды, топлива, пара, удаление вредных газов, регулирование работы котлов полностью автоматизируются.

Близ Таласского хребта экспедицией геологов нашей Академии наук и Министерства геологии и охраны недр СССР обнаружено крупнейшее в союзе Ак-Кульское месторождение халцедона. Этот полудрагоценный камень в основном использовался для ювелирных изделий и в часовой промышленности.

Пестрит газета сообщениями о спуске на воду и о путешествии по морям и океанам нового комфортабельного пассажирского теплохода «Киргизстан». Одна из радиограмм пришла с борта корабля, который в тот момент находился в Гибралтаре.

А Фрунзенский сельскохозяйственный техникум в 1960 году осуществил первый выпуск лесоводов. Молодые специалисты направлены в различные районы республики.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий