Main Menu

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ТОНСКОГО РАЙОНА КЫРГЫЗСТАНА

Археология = (гр. archaios — древний + гр. lоgos — слово, учение): научная дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным находкам и памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищным, производственным, хозяйственным постройкам, оборонительным сооружениям и прочим вещественным принадлежностям человека, окружающим его во все периоды жизни), чаще всего обнаруженными при раскопках.

Въездной знак Тонского района

Наиболее много археологических памятников выявлено учёными на территории Иссык-Кульской котловины, в том числе в Тонском районе, который представляет собой административно-территориальную единицу с центром в селе Боконбаево Иссык-Кульской области. Он расположен в юго-западной части озера Иссык-Куль между южным берегом озера и хребтом Тескей Ала-Тоо и имеет естественный выход на запад из котловины по Боомскому ущелью.

Археологические памятники являются объектами материальной культуры, несущими в себе определённый объём информации о прошлом, и обычно представляют собой скрытые под землёй различные постройки, городища, древние кладбища, пещеры. Обычно они располагаются в предгорных районах и долинах рек от истоков до устья, в лощинах ущелий и других местах.

Наиболее многочисленными археологическими памятниками осёдлого земледельческого населения Тонского района являются городища и развалины средневековых городов и поселений, могильники, курганы, пещеры, каменные изваяния, наскальные рисунки.

Обследование этих археологических памятников проводилось в 1959-1985 годах историко-археологической экспедицией АН Киргизской ССР, руководимой археологом Д. Винником. При этих раскопках в разных частях территории района нашли остатки построек, различные предметы из глины, домашнюю утварь, древние монеты с изображением Будды, вазы с надписями, каменные и металлические предметы неизвестного предназначения, костяные пуговицы, украшения, черепицу, детали конного снаряжения и многое другое.

Карта Тонского района

Большое количество археологических памятников, представленных курганами ранних кочевников, расположено в верхнем и среднем течении реки Туура-Суу в её долинной части. Здесь расположены памятники древних тюрков, среди которых выделяются могильники с каменными изваяниями в урочищах Семиз-Бел и Узун-Булак. Раскопки одного из таких могильников в местности Туура-Суу выявили разнообразные предметы, изготовленные из глины, железа, бронзы, золота и кости.

В нижнем течении реки около села Кара-Талаа обнаружены многочисленные развалины поселений X-XII веков.

Из археологических памятников наиболее древнейшими и многочисленными в этом районе являются захоронения кочевников бронзового века в бассейне реки Кекелик-Сай — саков и усуней. Это курганные могильники и наскальные изображения.

Наиболее крупнейшем городищем в Тонском районе, то есть местом, где ранее располагался древний город Тон, который существовал в этой местности в VIII-XII веках, является городище Кан-Дёбё (кыр. кан — хан, главный + дёбё — холм, бугор). Оно расположено у входа в Тонское ущелье, в широкой долине реки Туура-Суу, берущей начало с северного склона хребта Тескей Ала-Тоо, и имеет типовую архитектурно-строительную планировку, соответствующую многим древним укреплённым городам. В центре городища располагались цитадель и шахристан, к которому примыкала огромная площадь рабата. Цитадель (фр. сitadelie — маленький город) являлась главной хорошо укреплённой частью (крепостью) города и служила опорным пунктом местного гарнизона и последним убежищем при штурме. B цитадели располагались резиденции и жилые комплексы правителя и местной знати.

К цитадели примыкал шахристан (перс. shahr — город + тюрк. stаn — место), являющийся центральной частью города, но расположенной снаружи цитадели и обычно имеющей правильные геометрические очертания городских стен и планировку улиц. Остальную часть города составляли рабад (ар. рибат — укрепление, постоялый двор, укреплённая крепость, пограничный военный пост), который представлял собой пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана, и часть сельскохозяйственных угодий на приусадебных участках. Такая «аграризованность» городов и тесная связь города с земледелием были характерны для Чуйской и Таласской долин и Иссык-Кульской котловины. При этом соотношение застроенной части к незастроенной, которую составляли поля, сады и огороды приусадебных участков, составляло 1:5 и даже больше.

Проведённые раскопки показали, что город имел разветвлённую водопроводную систему.

По сведениям, приведённым в древних и средневековых литературных источниках, в глубокой древности (в VII-VIII веках) в этой местности существовали города Тон и Яр (Жар), в которых жило тюркское племя чигилей. Правителем Тона был тюрок Тексин. И однажды на город Тон напали войска соседнего племени и объявили:

— Если вы не сдадитесь в течение трёх дней, мы разрушим ваш город.

Но жители города дали им отпор и стали думать, как им избавиться от подобных бед в дальнейшем. Текин-хан собрал всенародное собрание и сказал:

— Тяжёлые времена наступили для нашего племени, и мы должны предпринять все усилия для отпора от внешних врагов. Самый на-дёжный способ защиты для нас — это строительство оборонительной крепостной стены, опоясывающей город с прилегающей территорией с двух сторон и способной преградить путь нашим врагам.

Все жители города поддержали это предложение и приступили к строительству не только крепостной стены, опоясывающей город с прилегающими сельскохозяйственными территориями, но и других оборонительных сооружений.

Они самостоятельно, и как позволяли им фортификационные знания того периода, построили длинную защитную и оборонительную крепостную глинобитную стену, состоящую из двух частей. Одна из таких стен (внешняя) проходила по самому краю левобережной террасы реки Тон, а вторая длиной 3 км — по центру долины и перерезала её от гор на юге до глинистого кряжа на севере, идущего параллельно берегу озера.

Более подробное описание этой стены дано советскими историками и археологами В. Бартольдом и А. Бернштамом, которые в своих научных трудах упоминают эту «глинобитную стену под названием Туура-Там (поперечная стена), протянувшуюся по направлению с юга на север и таким образом перерезывающую всю долину, от гор на юге до глинистого кряжа на севере, идущего параллельно берегу озера». Во всей стене обнаружены только одни входные ворота. Сама же стена сложена из больших сырцовых кирпичей; толщина её доходит до 1  саженей, высота – приблизительно до тех же пределов; длина – около трёх вёрст. Так как один сажень равен 213,36 см, то высота и ширина стены были около трёх метров.

При этом было бы целесообразным упомянуть, что наряду с назначением стены для оборонительных целей и защиты местного населения от истребления, разрушения их строений и уничтожения приусадебных участков эта стена длиной 3 км служила границей «между чигилями и халлухами, древними тюркскими племенами, жившими на территории Средней Азии в VIII-XV веках)» и упомянутыми в географическом трактате 982 года неизвестного персидского автора под названием «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» (Границы мира с востока на запад).

Сейчас между отрогом горы на севере и до южного подножия невысокой горы Боз-Бешик (Бешик-Тоо), отделяющим долину от берега озера Иссык-Куль, ничего не сохранилось, кроме названия местности — Туура-Там. Местные жители-старожилы помнят эту стену. Местный краевед О. Сагынбаев полагал, что эта длинная стена служила таможенным постом на трассе Великого Шёлкового пути. Другие старожилы в возрасте от 70 лет и старше могут показать и линию прохождения этой стены.

При строительстве крепостей, как правило, предусматривалось создание подземных сооружений: слуховых колодцев на случай осады, помещений для хранения боеприпасов и продовольствия, содержания пленников и др. Крепости имели обязательно «вылазы», чтобы можно было выйти из крепости в местах, до которых противнику трудно добраться, а также и «тайники», которые обеспечивали выход к воде.

Подобным строительно-оборонительным сооружением городища Кан-Дёбё была сеть подземных помещений в форме подземелий, туннелей, галерей и лабиринтов, которые в случае необходимости превращались для местного населения в неприступные укрытия и убежища. Своды туннелей имели необычную облицовку сырцовыми кирпичами. Весьма своеобразными были и сами кирпичи, длиной полметра, шириной 20 сантиметров. Причём их кладка осуществлена в соответствии со всеми нынешними требованиями строительного дела.

При строительстве подземных сооружений вход в них был замаскирован в виде обычных городских построек, и когда враги проникали на территорию шахристана, они удивлялись: куда девались его жители.

Об этом таинственном подземном городе на берегу озера Иссык-Куль и о его несметных сокровищах, охраняемых злыми духами мрачных подземелий и катакомб и призраками, отпугивающими непрошеных искателей приключений, среди местных жителей бытует немало легенд и сказок.

В одной из таких легенд говорится, что под руинами старинного городища Кан-Дёбё реально существовало огромное поселение предков, сокрытое в земной толще. Когда непрошенные кладоискатели пробовали спуститься в лаз, ведущий в неизведанные глубины, у них начинались приступы удушья, а через мгновение непреодолимый животный, панический страх охватывал всё тело.

Обычно в подземельях темно и сыро, там царят вечный мрак и холод, там капает с потолка вода и пахнет неизвестно чем. В подземельях живут змеи и летучие мыши. И, естественно, какой нормальный человек при плохом освещении факела или тусклого фонарика решится спуститься неизвестно куда и неизвестно зачем. И если всё-таки в этих подземельях спрятаны несметные сокровища, как говорится в народных легендах и сказках, лежать им там ещё много лет.

Джинн-ифрит

Стражами подземелья являются джинны-ифриты (турц. ifrit — cатана, глава злых духов, воплощение злого начала) — самые сильные и могущественные духи, созданные богом из чистого бездымного пламени.

Как-то вор сюда пришёл

Золотом разжиться,

В подземелье вход нашёл

И решил спуститься.

Там светильник он зажёг

И пошёл вдоль штрека.

Вдруг он видит огонёк

В форме человека.

Это был страшнейший джинн —

Стражник и охранник.

Всем сокровищам один

Был он здесь начальник.

Джинн был создан из огня

И во тьме светился.

Закричал вор: «Чур меня!»

И бежать пустился.

Но джинн вора не ловил,

Лишь пугнул немного.

Чтобы он сюда забыл

Навсегда дорогу.

 

И другим ворам сказал:

— Путь сюда закрытый,

Охраняют тот подвал

Страшные ифриты.

В этом же районе обнаружены и средневековые мусульманские захоронения с надмогильными камнями с арабскими надписями.

К археологическим памятникам Тонского района относятся и древние наскальные изображения (петроглифы) в местности Ден-Талаа. Они находятся на перевале и отдельно стоящей горе к северу от одноимённого села. Рисунки с изображениями одиночных и групповых животных выбиты на скалах. Преобладают изображения козлов, но встречаются и одиночные рисунки оленей, быков, кабанов и др. Незначительную группу составляют изображения людей и солярных знаков (символических культовых изображений солнца). Большинство изображений выполнено в манере скифо-сибирского звериного стиля и датируются VII-III веками до новой эры. Некоторые из этих рисунков могут быть отнесены к бронзовому веку. Открыты в 1959 году Д. Винником.

Петроглифы (гр. petra — камень, скала, утёс + gliphe — резьба = высеченные или нарисованные краской различные изображения) являются уникальными источниками информации для многих научных дисциплин — от антропологии до зоологии. С их помощью учёные больше узнают о культуре и быте наших предков и даже месте проживания и истории человечества.

Все эти археологические памятники свидетельствуют о том, что в Тонской долине постоянно существовала жизнь примерно в период начиная со II тысячелетия до новой эры (с бронзового века) и до позднего средневековья (ХII-IX вв. до н. э.). Первые письменные упоминания о наличии на берегах озера Иссык-Куль поселений, в том числе города Тона (городище Кан-Дёбё), приводятся в китайских дорожниках со второй половины VIII века.

Нашествие татаро-монгольских орд в XIII веке привело к упадку земледелия, разорению скотоводческих хозяйств и в итоге – к разрушению городов и других поселений Прииссыккулья.

Юрий БЕЛЯКОВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий