Main Menu

Гора Коргон-Ата в Тонском районе Кыргызстана

Тонский район является административно-территориальной единицей Иссык-Кульской области с центром в селе Боконбаева. Он расположен между южным берегом озера Иссык-Куль и горным хребтом Тескей Ала-Тоо и имеет естественный выход на запад из котловины по Боомскому ущелью.

Манас на горе Коргон-ата

Снежные вершины хребта Тескей Ала-Тоо, кажется, нависают над озером, но, оказывается, перед ними вздымаются ещё несколько горных гряд, разделённых неширокими межгорными долинами.

Название района Тонский произошло от слова «тон», которое имеет несколько лингвистических значений, но более вероятными являются два: 1) тон — мерзлота, возможно, происходит от замерзающего зимой залива; 2) тон — широко распространённое название реки (дон, тон, дан), которое уходит в глубокую древность и на языках скифо-сарматских племён означает, не что иное, как «река» или «вода».

В географическом отношении территория Тонского района представляет собой горно-долинную местность. Над склонами гор, поросшими тянь-шаньскими елями, среди скалистых вершин доминирует гора Коргон-Ата высотой 3908 метров (кыр. коргон — крепость, твердыня, защита, оборонительное сооружение + ата — отец; при географических названиях указывает на святость названного места). (В некоторых источниках эта гора ошибочно названа Таштар-Ата, хотя гора с таким же названием существует в Аламудунском районе).

Святость горы Коргон-Ата подтверждена и кыргызским героическим эпосом «Манас», в котором приведены сведения о том, что сподвижники главного эпического богатыря Манаса — сорок его дружинников-воинов (в эпосе — чоро) построили на этой горе сторожевой наблюдательный пункт, откуда следили за продвижениями врага. Этому способствовали рельефные и природные особенности горы как дозорной вершины, с которой вся округа от села Оргочор Жети-Огузского района до Чолпон-Аты была видна как на ладони.

В Киргизско-русском словаре К. Юдахина слово «чоро» имеет два значения: в единственном числе так названы ближайшие сподвижники и товарищи главного эпического богатыря, дружинники, витязи; а во множественном числе — это воинский отряд, дружина, охрана хана. Слово «чор» («чоро») со значением «друг», «товарищ» имеются в древнем персидском и санскритском языках. В алтайском языке «чор» — богатырь, воинственный, а в современном кыргызском языке «жоро» — товарищ, друг, близкий друг.

Большинство дружинников Манаса были его друзьями с юных лет и позднее составляли самый надёжный воинский отряд (кыр. кырк чоро — сорок витязей).

На вершине горы до сих пор видны остатки построенного ими каменного строения в виде небольшой крепости (коргона). По существующей легенде, защитные стены этой крепости были сооружены дружинниками Манаса из сорока больших камней-валунов, которые они с большим трудом затащили от подножия на вершину горы.

Эта легенда была рассказана одним из сорока дружинников Манаса по имени Ырчы уулу Ыраман, который первым начал в своих прозаических рассказах слагать цикл героических поэм о подвигах народного богатыря. Эта история произошла в период борьбы кыргызского народа против кара-кытаев во главе с Жолоем — главным своим врагом.

Труды историков эпоса «Манас» показывают, что, к какому бы периоду истории кыргызского народа не относились корни тех или иных эпизодов, все они в какой-то мере являются отображением реальных событий.

В этой героической легенде рассказывается, как, спасаясь от преследования многочисленного отряда калмаков, Манас со своими дружинниками скакали по прибрежной полосе, тянувшейся по южному берегу озера Иссык-Куль (кыр. Ысык-Кёл — священное озеро) и вскоре выехали в узкую труднопроходимую речную долину, образованную рекой Тон. И тут неожиданно из-за одной из горных скал навстречу им вышел седобородый старик. Манас спешился перед ним, поклонился и сказал:

— Здравствуйте, многоува- жаемый святой отец.

Старик кивнул ему и ответил:

— Я знаю, кто вы, и хочу помочь вам. Видите, вон в дали видна очень высокая, крутая и труднодоступная гора. Никто не сможет подняться на её вершину, но я знаю тайную тропинку, по которой жители соседних селений не раз поднимались на эту гору и там спасались от набегов врагов. Я укажу эту тропу вам.

Старик подробно рассказал Манасу, где находится эта тропинка и как её найти.

— А как быть с лошадьми? — спросил Манас.

— И для лошадей есть тут потайный загон.

И старик провёл их к этому местечку, которое называлось Керген-Таш (кыр. кер — растягивать + ген — аффикс причастий прошедшего времени + таш — камень = вытянутые в ряд камни), расположенному в 28 километрах к востоку от села Боконбаева. Здесь на расстоянии десяти метров друг от друга возвышались четыре вертикально стоящих больших камня, которые можно было использовать в виде коновязи.

— А вот и тропинка на гору, — указал старик и исчез. (А это был горный дух (кыр. рух) Коргон ата, покровитель и хранитель этой горной местности. Являясь божественным существом, он обычно был невидим для людей, но, обладая магическими способностями, мог превращаться в человека.)

Дружинники привязали своих коней к этим камням и пошли по тропинке, указанной стариком и ведущей на гору. И впоследствии эта лощина и эти камни постоянно служили укрытием и местом коновязи воинской дружины Манаса.

Когда Манас вместе со своими дружинниками поднялись на вершину горы, то увидели, что по своим географическим особенностям (высота горы, форма рельефа и крутизна склонов) это очень удобное место как для сторожевого поста, так и для оборонительного укрытия. Но дополнительно по приказу Манаса они для своей защиты от стрел нападающих затащили сюда сорок больших камней-валунов и большую груду более мелких камней овальной формы для использования их как камнепадов при штурме сторожевого поста. Они превратили вершину горы в оборонительную крепость в случае возможного штурма.

С тех пор эта гора не раз спасала жизнь дружинников Манаса, когда им приходилось сражаться с врагами и неприятелями. Укрывшись под защитой каменных щитов, защитники сторожевого поста вначале отражали их атаки стрелами луков. Когда стрелы заканчивались, они устраивали камнепады и с их помощью частично увеличивали потери врага. И лишь в тех случаях, когда остатки врагов достигали вершины горы, они добивали их с помощью копий и мечей.

С тех пор на камнях остались следы былых сражений: царапины, зарубки, выбоины, углубления и отпечатки рук.

За свою неприступность для врагов и дружинников Манаса гора стала называться святой и получила название Коргон-Ата. Это единственная на территории Кыргызстана гора, которая получила это название не за религиозные и сакральные (в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей, понятий, явлений) деяния, а за боевые заслуги Манаса и его дружинников.

Кроме природных географических памятников Тонского района, здесь в окрестностях долин и берегов небольшой, но бурной речки Тон и её притоков имеется немало других археологических памятников в виде курганов и захоронений древних кочевников бронзовой эпохи — саков и усуней, а также развалины средневековых поселений и мусульманские захоронения с надмогильными камнями с арабскими надписями.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий