Main Menu

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Приближается День медицинского работника,  и поэтому мне хотелось бы в этот день поздравить и вспомнить добрым словом своих учителей, которые в свое время дали мне путевку в мир медицины. Я очень при-знателен своей судьбе, что учился у таких корифеев медицины, как академики
И. К. Ахунбаев,
К. Р. Рыскулова,
С. Б. Данияров,
М. М. Миррахимов,
А. М. Мурзалиев,
М. М. Мамакеев, профессора
А. А. Лейтес,
А. Ю. Тилис,
В. Т. Лямцев,
М. Т. Нанаева, доценты К. М. Акылбеков,
М. Х. Ибрагимов и многие другие.


Однако самое большое влияние на мое становление как специалиста в области внутренних болезней оказал выдающийся клиницист, педагог и ученый, академик Мирсаид Мирхамидович Миррахимов. Более 35 лет назад, будучи студентом 4-го курса мединститута, я впервые услышал его удивительные лекции. На кафедре факультетской терапии, которой руководил Мирсаид Мирхамидович, постоянно внедрялись новые методы диагностики и лечения пациентов. И к этой деятельности активно привлекались студенты. Академик М. М. Миррахимов собрал вокруг себя коллектив талантливых, увлеченных сотрудников, прекрасных педагогов, таких, как доценты А. Д. Джайлобаев, Б. Я. Гринштейн, З. М. Кудайбердиев, Ж. С. Рафибекова, Р. И. Руденко. Именно в те годы, записавшись в студенческий кружок, я принял участие в научных исследо-ваниях и написал первую, еще студенческую научную работу. По рекомендации Мирсаида Мирхамидовича, который тогда выполнял обязанности проректора по научной работе, я был избран председателем научного студенческого общества мединститута, а после его окончания  поступил в клиническую ординатуру на кафедру, которой он заведовал.
Наряду с большой учебной и лечебной работой под руководством Мирсаида Мирхамидовича на кафедре велась обширная научно-исследовательская деятельность. Он был человеком очень разносторонним, но, вероятно, наиболее велик его вклад в развитие высокогорной физиологии и медицины, получившей мировое признание. Его увлечение высокогорьем передалось и мне. Особенно хорошо помню экспедиции на перевал Туя-Ашу, где по инициативе академика Миррахимова впервые стали использовать высокогорный климат для лечебных целей. Именно там под его руководством мной были проведены исследования лечебного эффекта высокогорья у пациентов с бронхиальной астмой, которые легли в основу докторской диссертации. Впоследствии высокогорные исследования заняли в моей научной деятельности ведущее место.
Под руководством Мирсаида Мирхамидовича мне выпала возможность разрабатывать многие вопросы адаптации человека к высокогорью, результаты этих исследований оказались полезны для Министерства обороны СССР, использованы медицинской службой “Кумтора”. Я горжусь, что в 1996 году в составе группы ученых под руководством академиков  М. М. Миррахимова и  С. Б. Даниярова за исследования по высокогорной медицине нам присуждена Государственная премия в области науки и техники.
Академик М. М. Миррахимов внес большой вклад как в организацию научных исследований, так и в организацию здравоохранения. Многие годы он являлся проректором по научной работе Киргосмединститута и на этом посту внес неоценимый вклад в развитие всей медицинской науки Кыргызстана. Из организованной им в 1967 году в мединституте проблемной лаборатории «Физиология и патология организма человека в условиях высокогорья» вырос Национальный центр кардиологии и терапии, который сегодня  является одним из флагманов здравоохранения национального.
И сегодня в нашей медицинской академии мы продолжаем научные традиции академика М. М. Миррахимова: на многих кафедрах, несмотря на ограниченность финансовых средств, проводятся серьезные научные ис-следования,  семинары и конференции. Так, например, 21-22 апреля 2011 года на базе КГМА имени И.К. Ахунбаева успешно прошел 5-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания, 11-12 мая состоялась XVII Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов, а совсем недавно сотрудники медакадемии приняли активное участие в проведении 4-го съезда терапевтов Кыргызстана.
То, что академик  М. М. Миррахимов уделял особое внимание образова-тельному процессу на кафедре, работе со студентами, свидетельствует о его прирожденном таланте педагога-клинициста. Эти традиции академика также продолжаются, и в настоящее время в медакадемии активно идет процесс реформирования медицинского образования. В его рамках в апреле этого года состоялся рабочий семинар «Повышение качества высшего медицинского и фармацевтического образования» с участием консультантов медицинского факультета Университета Женевы (МФУЖ) профессоров Ну Ву и Луи Лутана. На семинаре отмечено, что, несмотря на объективные препятствия, в академии внедряются новые образовательные технологии, разработан проект нового государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «лечебное дело», подготовлен проект квалификационной характеристики (Каталога компетенций) выпускника по специальности «лечебное дело», отвечающий новому стандарту.
Наглядным подтверждением образовательных реформ в академии является открытие 12 мая 2011 года Учебного центра по клиническим навыкам, оснащенного современными учебными фантомами, муляжами и тренажерами, соответствующей видео-,аудиоаппаратурой, необходимой для обучения студентов практическим навыкам. Учебный центр позволит решить и ряд этических проблем. Особенно это касается освоения некоторых сложных методов обследования и лечебных манипуляций у детей и женщин. Сегодня не каждая женщина согласится, чтобы студент на ней «отрабатывал до автоматизма» методику гинекологического обследования. Решение этой проблемы теперь стало возможным. Один из самых сложных компьютеризованных манекенов позволяет моделировать ряд состояний физиологической и патологической беременности, а студентам — отрабатывать практические навыки и тактику действий. Моделирование ситуаций, максимально приближенных к клиническим, неоднократное повторение действий для отработки практических навыков до автоматизма позволят резко поднять   профессиональный уровень будущих врачей.
Таким образом, идеи и наставления выдающегося клинициста, ученого и педагога, академика М. М. Миррахимова активно используются и помогают нам сегодня в повседневной работе. На днях состоится торжествен-ный ученый совет медакадемии, на котором путевку во врачебную деятельность получат 520 выпускников КГМА этого года. Хотелось бы, чтобы примером для них были жизнь и деятельность выдающегося клинициста, ученого и педагога, академика М. М. Миррахимова.
Пользуясь случаем, в преддверии Дня медицинского работника мне хотелось бы поздравить всех медицинских работников Кыргызстана с профессиональным праздником, пожелать коллегам крепкого здоровья, но-вых успехов в их нелегкой работе, любви и признания пациентов!

Н. Н. БРИМКУЛОВ, проректор Кыргызской государственной медицинской академии по клиническому обучению и научной работе, доктор медицинских наук, профессор.






Добавить комментарий