Main Menu

Лошади — наша достопримечательность

Посещение Исхаком Раззаковым колхоза «Кенеш»

Исхак Раззаков, став председателем Совета министров Киргизии, осенью 1945 года посетил колхоз «Кенеш». Его особенно интересовало состояние дел в сельском хозяйстве, животноводческие хозяйства. Председатель колхоза «Кенеш» Исак Кочкорбаев к тому времени был опытным и прославленным, в 1937 году он имел орден Трудового Красного Знамени. В 1940-м колхоз «Кенеш» стал миллионером. Весной 1941-го М.  Калинин в Москве вручил И. Кочкорбаеву орден Ленина.

Исак Кочкорбаев и Иса Ахунбаев

Исхаку Раззакову показали овцеводческие и коневодческие фермы. Старший брат Исхака Сыдык Кочкорбаев — опытный животновод, рассказал ему о проблемах отгонного животноводства в Кенес-Анархае.

Ещё с конца 1930-х годов колхоз «Кенеш» во главе с заведующим конефермой Сыдыком Кочкорбаевым, с табунщиками Сумакматом Байзаковым и его супругой Саадаш, с заведующим овцефермой Темиром Осмоновым, чабанами Абдрахманом Тыныстановым, Белегеновым, ветеринарами Исмаилом Тыныстановым, Зарлыком Токбергеновым первыми заложили и начали зимовку на пастбище Кенес-Анархая. Его первыми открыли животноводы колхоза «Кенеш». Сыдык Кочкорбаев рассказал, как трудно сохранить овцепоголовье из-за глубоких снегов, крепких морозов, ветров, которые затрудняют посещение чабанских отар.

После этой встречи Исхак Раззаков обратился к председателю Совета министров Казахстана и Кенес-Анархай арендовали на десятки лет.

После посещения Исхаком Раззаковым колхоза «Кенеш» чабанским семьям Кенес-Анархая стали оказывать необходимую помощь. Сбрасывались с вертолётов продукты питания, тёплые вещи и корма для скота.

Осенью 1947 года Исхак Раззаков и Торобай Кулатов приехали прямо на поле колхоза «Кенеш». Исак Кочкорбаев познакомил их с бригадиром передовой бригады по растениеводству Султанкулом Рустанбековым и передовыми сборщиками свёклы: Жекманом Сыдлымбаевым, Осипой Элгондиевой, Акун Рустанбековой, Атыркуль Абировой и др., которые получали по 500 кг с гектара свёклы.

Сверху: первый слева Иса Ахунбаев, третий справа Исак Кочкорбаев, снизу: третья слева Кулуйпа Кондучалова, рядом Зууракан Кайназарова, второй справа Торобай Кулатов

За выдающиеся успехи в растениеводстве и в животноводстве Торобай Кулатов вручил передовикам колхоза «Кенеш» ордена и грамоты Верховного Совета Киргизской ССР. Исхаку Кочкорбаеву вручили третий орден Трудового Красного Знамени.

Весной 1948-го колхоз-миллионер «Кенеш» посетил маршал и председатель Верховного Совета Казахстана. Сопровождал высоких гостей Исхак Раззаков, председатель Совета Министров республики.

Очевидец Раат Исаков, сын Исака Кочкорбаева рассказывает: «Встречали высоких гостей около села Эпкин, ныне им. Токтоналиева, Иссык-Атинского района. Гости шли в направлении наших юрт, я с отцом в сопровождении актива колхоза вышли им навстречу. Я побежал к гостям и громко сказал: «Маршалу Советского Союза Будённому привет!» и вручил букет горных цветов. Будённый нежно поцеловал меня, погладил по голове, взял меня за руки, и мы продолжили путь. После встречи и знакомства гостей завели в юрту и посадили по-кыргызски на кыргызский ковёр.

Маршала Будённого и гостя из Казахстана, председателя Президиума Верховного Совета Кочкорбаев накрыл кыргызским чапаном. Как старшему аксакалу, по традиции Будённому дали голову барана. Он, зная наши обычаи, сначала отведал сам, поделился с Исхаком Раззаковым и другими гостями, а потом вручил голову барана башкарме И. Кочкорбаеву. Чтобы сказать тост-пожелание, маршал Будённый попросил налить всем в большие стаканы. Он горячо благодарил коневодов колхоза «Кенеш» за отправленных на фронт 450 кыргызских коней с полным кавалерийским снаряжением, которые вместе с его конной кавалерией дошли до Берлина и показали невероятную выносливость. Большой знаток коней тогда отметил, что в таких уникальных природных условиях Киргизии нужно выращивать не только выносливых кыргызских лошадей, но и резвых лошадей английской и донской пород.

Когда гости вышли из юрты на улицу, Семён Буденный увидел детей, вернулся в юрту и набрал в карманы конфет. Раздавая конфеты детям, сидящим на кыргызских лошадях, он говорил, чтобы они любили лошадей и крепко держали узду, передавая её своим детям и внукам.

После этого маршалу Будённому Исак Кочкорбаев вручил в подарок кыргызского скакуна, тулпара по кличке Кер-Тобол.

Рассказывают очевидцы этого исторического момента супруга Исака Кочкорбаева Ширин апа и сын Раат байке: «Сначала Исхак Раззаков садился на скакуна. Он левую ногу вставил в стремена и, держась левой рукой за седло, вскочил на коня. Конь мгновенно помчался галопом в сторону скопления лошадей. Узда опрокинулась через голову коня, но Исхак не растерялся, он показал, что хороший наездник, ведь родился и вырос в айыле. В таких случаях плохой наездник держался бы за головку седла, чтобы не упасть, но Исхак резко нагнулся влево, и все наблюдающие подумали, что он падает. Однако он на скаку достал узду и, резко остановив коня, развернулся, сделав один круг, вернулся с улыбкой, спешился и вручил скакуна Будённому. Маршал нежно потрепал коня за гриву и без стремян с лёгкостью вскочил в седло. Конь разгорячился, почуяв крепкого седока, и помчался галопом. Сделав большой круг, он на скаку спрыгнул с коня, как каскадёр, и, остановив тулпара уздой, нежно погладив, сказал: «Резвая и выносливая, но не крупная». Знаток коней маршал Будённый для укрупнения кыргызской породы подарил колхозу двух чистокровных жеребцов — Зефира и Жосира. Так здесь создавалась порода.

После этого в конце коневоды Джумакмат Байзаков, Курман Отогонов, Момбек Малашев, Турсункул Чекиров, Сман Белегенов, Джаманкулов и другие провели перед высокими гостями парад лошадей. Табуны кыргызских лошадей, более 3 500 коней, спускаясь с гор, промчались перед гостями. Это было незабываемое, великолепное зрелище, топот коней был слышен далеко».

По воспоминаниям Ширин апы, в начале 1940-х годов генерал И. Панфилов, будучи военкомом Киргизии, отбирая в колхозе «Кенеш» верховых лошадей для конной кавалерии Будённого, неоднократно отмечал выносливость именно кыргызских лошадей. В выходные дни И. Панфилов с женой Марией Ивановной и дочерью Валентиной часто приезжали на конеферму кататься на лошадях, затем были гостями Кочкорбаева.

Мне кажется, сближению Исхака Раззакова и Исака Кочкорбаева способствовало и то печальное обстоятельство, что оба были круглыми сиротами с детства, и того, и другого с детства звали Ысак — настоящее имя по-кыргызски. Обоих отличали редкая самодисциплина, стремление как можно лучше справляться с порученным делом, склонность к общественной работе. И самое главное, любовь к родной земле, к родине, а не родоплеменная рознь, трайбализм.

Исхак Раззаков всегда выступал против родоплеменного разделения. Сегодня мы живём в такое время, когда стали сильны не только националистические, но и родоплеменные чувства. Повсеместно наблюдаем, особенно в селе Кенеш, как какая-то невидимая сила разжигает не только националистическое, но и родоплеменное разделение, пережитки феодально-родового соперничества. Со слов наших историков, в китайских архивах есть записи, что в прошлом огромное государство кыргызов не могли удержать из-за родоплеменного разделения, розни.

Родоплеменное разделение снижает авторитет кыргызского народа, оно угрожает нашему национальному единству. По нашему мнению, если мы не можем мирно жить без этого, тогда это свойство, заложенное нашими предками тысячелетия назад, нужно применить на пользу народному хозяйству. Например, в сельском хозяйстве начать второй этап аграрной реформы с созданием родоплеменных кооперативов, чтобы между ними была здоровая конкуренция, дух соревнования. В рыночных условиях при конкуренции родоплеменных кооперативов выживут сильнейшие, они будут бороться за качество выращиваемой продукции, которая будет иметь сбыт.

Велосипед мы не изобретаем, это учитывал легендарный председатель колхоза-миллионера «Кенеш» Исак Кочкорбаев. Он сохранил как бригады мелкие родоплеменные кооперативы-артели — монолдор, тоймат, кудун, кыпчак, соединив их, образовал колхоз «Кенеш». Эти бригады соревновались между собой. Оптимальная концентрация объединённых в ассоциацию мелких родоплеменных кооперативов и соревнование, здоровая конкуренция между собой — в этом и был секрет того, что колхоз «Кенеш» был миллионером в течение 30 лет. Ошибкой было то, что Никита Сергеевич Хрущёв стал укрупнять колхозы. Так, например, в 1958 году к колхозу «Кенеш» присоединили колхозы «Будённовка» и «Социализм».

Исхак Раззаков был знатоком дипломатии и этикета. Последний визит Исака Кочкорбаева на приём к нему — яркое свидетельство искренности его отношений к людям, показатель подлинности его чувств, которая запомнилась ему. В январе 1957-го И. Кочкорбаев по настоянию старшей дочери (терапевта, доцента кандидата медицинских наук Сонунбубу Исаковой) и известного врача профессора Вольского обращается к Исхаку Раззакову с заявлением об освобождении его от работы в связи с болезнью и уходом на пенсию. Исхак Раззаков поднялся навстречу Исаку Кочкорбаеву, который пришёл к нему на приём, первым приветствовал, усадив его, только потом сел сам. «Взглянув на него, уже по одному только выражению моих глаз и лица он знал, о чём я буду говорить с ним», — вспоминал наш отец. Исхак расспрашивал его о житье-бытье, здоровье, работе, разных сторонах его личной жизни — и всё это не из любопытства и не отдавая дань условностям, он расспрашивал об этом, чтобы чем-то помочь.

Просьбу Исака Исхак очень деликатно и тактично отклонил, предложил аксакалу подождать до конца года. Он отметил его заслуги, что под его руководством колхоз Кенеш был трижды миллионером, и что ему будет стыдно отправить на пенсию труженика, человека труда просто так, не присвоив звания Героя Социалистического Труда, которое он должен был получить и в 1947-м, и 1953 году (когда общий доход колхоза исчислялся 3 млн. 249 тыс. рублей). В 1957 году осенью общий доход колхоза Кенеш достиг 8 млн. 20 тыс. руб., Торобай Кулатов вручил И. Кочкорбаеву высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, и он ушёл на персональную пенсию союзного значения.

Этот маленький эпизод свидетельствует о незаурядном внимании Исхака Раззакова к человеку труда. Именно в годы его руководства многие простые, скромные труженики, которые не рвались, не выпячивали себя, были заслуженно удостоены высоких государственных наград — звания Героя Социалистического Труда. Одним из таких людей при Исхаке Раззакове был Исак Кочкорбаев. Исхак Раззаков всегда был далёк от регионализма, местничества, кумовства, всегда выше этого. И умел увидеть в каждом человеке хорошее, его организаторский дар, что делало его полезным другим людям. Он был чуток и справедлив к каждому человеку.

После ухода И. Кочкорбаева на пенсию И. Раззаков не забывал его, всегда приглашал на праздники 1 мая и 7 ноября. Помню, мы стояли вместе с Исхаком Раззаковым на балконе на старой площади. А после торжества и демонстрации трудящихся мы с отцом и гостями отправлялись на ипподром на скачки с участием наших знаменитых скакунов.

В 1958 г. в урочище Иссык-Ата, в Туюке Раат байке поймал маленького испуганного оленёнка, заблудившегося в зарослях. Мы назвали его Спутником, а жил он в нашем саду в «Кенеше». В 1961 г. этого элика мы подарили на 50-летие Исхаку Раззакову

Иса Ахунбаев в гостях у Кочкорбаева

Супруга Исака Кочкорбаева Ширин апа рассказывала:

— Начиная с 1936 года мы с детьми с каждый год в мае стали ездить на курорт Иссык-Ата на лечение. Ставили юрту на возвышении Камыр или на берегу бурной тогда реки Иссык-Аты. В то время отдыхать на Иссык-Куль никто не ездил. Все высокопоставленные чиновники отдыхали и лечились в Иссык-Ате. Здесь мы познакомились со многими людьми. В нашу юрту приходили знакомые и незнакомые. Я всегда угощала их вкусным кумысом.

Летние пастбища колхоза «Кенеш» начинались от курорта Иссык-Ата до лесоохотничьих угодий Кегеты. Чабаны и табунщики каждый день доставляли нам баранину и чанан кумыса. Иногда отдыхающим негде было сварить барашка, и они просили меня поставить казан, я разжигала огонь, готовила им и угощала всех кумысом. Гости говорили «чон рахмат» и уходили, а мне некогда было даже принять лечебную ванну.

Исак приезжал в каждую субботу вечером на своём Курон жорго вместе с коллегами и старшим братом Сыдыком аке.

Однажды Исак, возвращаясь после лечебной процедуры в свою юрту,  встретился с Исой Коноевичем Ахунбаевым. Исак раньше много слышал про Кочкорбаева, но никогда его не видел. — Вы Исак Кочкорбаев? — Да, я, — ответил Исак, протянув ему руку. — Я хирург Иса Ахунбаев. Я много читал о вас в газетах и хотел с вами познакомиться. Он привёл Исака в свою комнату и познакомил с женой Бубукан. После угощения Иса с женой, прихватив привезённого родственниками Исы молодого чёрного курдючного барашка, пришли в нашу юрту. После знакомства Бубукан выложила на досторкон шампанское, коньяк, конфеты, печенье, индийский чай.

Пожелав мира и добра нашему дому, Иса зарезал барашка. Бубукан разделала его, а он сам разжёг огонь и вскипятил самовар. Меня посадили рядом с Исаком на почётное место. Сварив мясо, Иса раздал устуканы по-чуйски, голову и жамбаш Исаку, а мне жамбаш к куйру. Я тогда впервые отдыхала как почётный гость. Иса наливал нам коньяк и шампанское, мы пели песни. Так я на всю жизнь запомнила наше знакомство.

После этого они звали нас в гости к себе домой во Фрунзе. Проезжая мимо нашего дома в «Кенеше» на курорт Иссык-Ата или на Иссык-Куль, они всегда останавливались у нас, были почётными гостями. Так они стали друзьями нашей семьи.

Иса Коноевич при первой же встрече мне понравился своей глубокой человечностью, говорила Ширин апа. «Бросалось в глаза его глубокое уважение к тем, кто старше, независимо от должности или звания. Его простота и скромность чувствовались во внешности. Иса был коммуникабельным человеком, весёлым, умел тонко и по-доброму шутить, всегда находил общий язык с людьми. На наших праздниках — тоях он сам проявлял инициативу и был тамадой. Помню, когда Исак стал Героем Социалистического Труда, Иса произнёс первое пожелание и сказал перед всеми почётными гостями: «В том, что Исак стал Героем Социалистического Труда, 80% — заслуга жены Ширин, потому что она своим гостеприимством завоевала уважение людей, поэтому Исака избрали депутатом Союза ССР и республики».

Ещё один случай, связанный с Исой Коноевичем Ахунбаевым, мне рассказал Табалды Кочкорбаев, мой двоюродный брат.

Табылды байке 1947 года рождения, младший сын Сыдыка Кочкорбаева, учился в селе Кенеш, во Фрунзе и Москве. Был мастером спорта, капитаном юношеской сборной команды по волейболу Москвы и Киргизии.

Перед отъездом в Москву на игры в клинике Ахунбаева ему сделали операцию — аппендицит. В тот же день он попросил хирурга отпустить его в Москву. В палату пришёл Иса Ахунбаев. Узнав от Табылды байке, что он живёт в Кенеше и что он сын Сыдыка Кочкорбаева, Иса Коноевич сказал: «В этом году по пути на курорт Иссык-Ата он заехал в Кенеш к Исаку Кочкорбаеву. Там был его отец Сыдык, родной брат Исы Кочкорбаева. Мы вместе с аксакалами пообедали, когда вставали, Сыдык аксакал тихо застонал, прикрывая рукой живот. Я тут же осмотрел его. При падении с коня он сломал два ребра. Я настоятельно посоветовал срочно ехать на курорт лечиться.

Сыдык аксакал тогда сильно рассердился на меня и сказал: «Как же я буду лежать на курорте, когда колхозные

отары овец и лошадей нужно отправлять на пастбище Суусамыр?» И рано утром Сыдык аксакал лично возглавил переход по самому высокому, узкому, обледеневшему, очень опасному переходу.

Так вот, это сын того легендарного Сыдыка Кочкорбаева. Надо его отпустить, а не отпустим, он всё равно уйдёт самовольно. Пусть лучше защищает честь нашей республики и поднимет флаг страны высоко, как его отец». Вот так Иса Ахунбаев помог Табылды байке уехать в Москву играть в волейбол и вернуться с победой.

14 сентября 1965 года Исак Кочкорбаев умер, руководителем похоронной комиссии был первый секретарь ЦК КП Киргизии Турдакун Усубалиев.

По предложению Исы Коноевича Ахунбаева колхоз «Кенеш» стал носить имя Исака Кочкорбаева. Иса Ахунбаев часто бывал у нас. Однажды он заехал, возвращаясь с Иссык-Куля с женой Бубукан, дочкой и зятем, устав в долгой дороге. Их угостили казы карта, чучуком, свежим мясом, бешбармаком и налил коньяку всем, сказав зятю, что он тоже может выпить и отдохнуть с дороги, мой братишка Абдрасул хорошо водит машину — профессионал. Больше всего был рад Иса, что я так сказал и благодарил меня за гостеприимство, сказав, что наш аяш-жене заранее всё предвидит и живёт так же, как при Исаке.

…Иса Коноевич Ахунбаев с семьёй трагически погибли в аварии в соседнем селе Красная Речка, не доехав до нашего дома всего 1,5 км.

Раат ИСАКОВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана,

Мекен ИСАК, и. о. директора музея Исака Кочкорбаева.






Добавить комментарий