Main Menu

Зелёная экономика — это будущее!

Недавно в Кыргызстане прошла Неделя зелёной экономики. Кульминацией её стал Международный форум по зелёной экономике.

На нём участники обсуждали ключевые правительственные документы и предлагали рекомендации по переходу на зелёную экономику. В Кыргызстане концепции зелёной экономики включены во многие национальные стратегические документы, в том числе в долгосрочную Стратегию-2040 и среднесрочную правительственную программу «Единство. Доверие. Создание», нацеленные на оптимальное достижение устойчивого развития, улучшение социального благополучия, справедливого, эффективного использования ресурсов и широкое применение экологически чистых технологий и инноваций.

Зелёная экономика — это платформа для устойчивого экономического развития, и Кыргызстаном она рассматривается как перспективный ускоритель устойчивого развития с водными ресурсами. В центре этой модели инвестиционная политика перейдёт на принципы минимизации интенсивности природы. Этой актуальной теме и посвящена статья участницы форума, главы представительства ПРООН в Кыргызстане Луиз ЧЕМБЕРЛЕН, с которой газета сегодня знакомит читателей.

* * *

В размышлениях о том, как переход к инклюзивной зелёной экономике улучшит жизнь в Кыргызстане, мне вспомнился рассказ одной кыргызстанки Гулайым Айылчы. Она поведала нам свою нехитрую историю: «Я переехала в село недалеко от Бишкека по нескольким причинам. Моя мама много кашляла. Мы жили в самом центре города, постоянно чувствовали пыль и слышали непрекращающийся уличный шум. С ухудшением качества воздуха я решила переехать из Бишкека, чтобы обеспечить лучшее качество жизни моей матери и своей семьи. Теперь, когда я еду из своего нового места жительства в столицу, то вижу эту серую, а иногда и чёрную вуаль над Бишкеком», — с грустью рассказывала эта женщина. Постоянная завеса, которую видит Гулайым, — это смог, вызванной промышленным загрязнением, тысячами систем отопления жилых домов, работающих на угле, и крупными угольными электростанциями. Большая часть тепловой энергии в Бишкеке поступает от сжигания ископаемого топлива, что создаёт серьёзную опасность для здоровья людей из-за парниковых газов, образующихся в результате сжигания.

Сегодня Кыргызстан сталкивается с разными экологическими проблемами. Многие люди платят высокую цену за так называемый коричневый экономический рост, вызывающий побочные эффекты, включая деградацию природных ресурсов, возникающую из-за чрезмерной эксплуатации и неэффективного их использования, изменения климата, загрязнения воздуха и воды, плохого удаления отходов и неэффективности сельскохозяйственных, водных и энергетических систем. Недавняя глобальная оценка показала, что около 60% экосистемных услуг в мире, которые обеспечивают нас продовольствием, водой, топливом, жильём, лекарствами и поддерживают общество и экономику в целом, либо деградируют, либо используются нерационально. Меры по сохранению и рекультивации ещё не соответствуют неустойчивой экономической деятельности.

Эти факторы пагубно влияют на жизнь и средства к существованию людей и общин, особенно наиболее уязвимых групп населения. Экологические детерминанты здоровья оказывают значительное и усиливающееся воздействие на болезни и заболевания во многих странах. По данным глобальной оценки уровня здоровья, проведённой Всемирным банком, Кыргызстан занимает 101-е место из 145 стран планеты. Загрязнение воздуха и воды стало самой большой экологической угрозой здоровью людей. Согласно Плану действий в области здравоохранения и сохранения окружающей среды на 2019 год, загрязнение воздуха и воды ежегодно приводит к 4 500 преждевременным смертям, что составляет почти 14% от всех ежегодных смертей. Экономические затраты весьма значительны, что приводит к ежегодным потерям производительности, оцениваемым в $24-31 млн. Хроническая обструктивная болезнь лёгких, ишемическая болезнь сердца, острая болезнь нижних дыхательных путей и рак лёгких — все они в значительной степени вызваны загрязнением воздуха и воды.

Ухудшение состояния окружающей среды и её загрязнение могут также оказать негативное воздействие на экономическое развитие страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поскольку устойчивый рост в значительной степени зависит от методов управления природными ресурсами. Существует много причин, по которым нынешние модели экономического роста необходимо отделить от такой деградации окружающей среды. В Кыргызстане деградация земель в значительной степени является результатом неустойчивого использования и управления сельскохозяйственными угодьями, чрезмерного выпаса скота и неэффективных систем орошения и управления водными ресурсами. Сегодня около четверти всех пастбищ подверглись умеренной или серьёзной деградации. Ещё одной ключевой причиной утраты биологического разнообразия является вырубка леса. В республике наблюдается неуклонный рост поголовья крупно-и мелкорогатого скота в результате усилий по увеличению его поголовья. Однако нерегулируемый и бессистемный выпас скота привёл к разрушению пастбищных экосистем, которые составляют 40% всей территории и 85% всех сельскохозяйственных угодий Кыргызстана.

Ухудшение плодородия почв происходит в результате чрезмерного использования земель, недостаточного севооборота и малого количества восстановительных мероприятий. Более 160 000 гектаров, или почти 14% земель, подвергаются разной степени засоления, а около 714 000 гектаров, или 59,3% от общей площади пахотных земель, подвержены водной эрозии. Водным ресурсам угрожает химическое и органическое загрязнение, которое в основном связано с неправильным управлением свалками и отходами горнодобывающих предприятий. По сравнению с другими странами, загрязнение, вызываемое CO2 в производственном секторе Кыргызстана, а также потреблением материальных ресурсов, относительно высоко.

Загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах страны является острой проблемой. В 2017 году загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников составило 49 тысяч тонн, что на 36% больше, чем в 2011-м. Наибольший объём выбросов загрязняющих веществ приходится на тепловые электростанции (67%), обрабатывающую (27%) и горнодобывающую промышленность (6%). Эти три сектора в совокупности выбрасывают в атмосферу около 94,4% всех загрязняющих веществ. Основными источниками загрязнения воздуха в Бишкеке и Оше являются тепловые электростанции и транспортные системы.

Многие из этих экологических проблем усугубляются воздействием изменения климата в Кыргызстане и регионе. По мере повышения глобальной температуры Кыргызстан и его соседи столкнутся с более экстремальными погодными явлениями и изменением климата, которые могут затронуть все секторы экономики. По этим причинам необходимо также активизировать усилия по смягчению последствий выбросов вредных парниковых газов и адаптации к краткосрочным и долгосрочным изменениям, которые неизбежны. Поэтому для республики необходим новый путь к более широкому человеческому развитию и более инклюзивному, экологически устойчивому экономическому росту.

Этому помогут выверенные решения, важные для реагирования на эти экологические, социальные и экономические вызовы, они дают Кыргызстану возможность наметить более устойчивый путь развития, который принесёт пользу всем социальным группам и секторам экономики. Переход к более инклюзивной, зелёной экономике открывает возможность не только обратить вспять негативные экологические тенденции, он также может быть использован для создания новых рабочих мест, сокращения расходов домашних хозяйств и корпораций и стимулирования новых форм инвестиций и экологически устойчивых форм роста. Инклюзивные подходы к зелёной экономике призваны изменить политику и стимулы таким образом, чтобы перенаправить государственное и частное финансирование на экономическую деятельность, способствующую уменьшению деградации окружающей среды, смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним и обеспечению справедливого перехода для работников и предприятий, занимающихся «коричневой» экономической деятельностью. По этим причинам подходы, основанные на концепции зелёной экономики, имеют ключевое значение для достижения Целей устойчивого развития и Парижского соглашения.

Кыргызстан заявил о своей приверженности в использовании инклюзивных подходов к зелёной экономике для применения их в процессе реализации Национальной концепции устойчивого развития страны до 2040 года и в то же время ускорения прогресса в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Она уже стала лидером в Центральной Азии, создав прочную национальную политическую основу для перехода к инклюзивной зелёной экономике (ИЗЭ). В июне 2018 года Жогорку Кенеш принял концепцию «Кыргызстан — страна с зелёной экономикой». Данная концепция служит «дорожной картой» инклюзивной зелёной экономики для республики и закладывает основу для реформ и инноваций в нескольких важнейших секторах ИЗЭ. Они включают следующие приоритеты и сквозные темы: зелёное сельское хозяйство, зелёная промышленность, зелёная энергетика, низкоуглеродный и экологически чистый транспорт, устойчивый туризм, зелёные города, утилизация муниципальных отходов, устойчивое финансирование, налоговые стимулы и устойчивые государственные закупки.

Принципы инклюзивной зелёной экономики уже интегрированы в содержание и систему мониторинга долгосрочной национальной программы «Видение-2040». Только недавно Президент Кыргызстана подписал закон о ратификации Парижского соглашения в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Ожидается, что в ближайшее время будет утверждена национальная программа «Зелёная экономика». Успехи Кыргызстана в создании прочной политической базы стали возможны отчасти благодаря поддержке, оказанной ПРООН совместно с ЮНЕП, ЮНИДО, МОТ и ЮНИТАР в рамках Глобального партнёрства «Единая ООН» в интересах действий по созданию зелёной экономики (PAGE) и таких дополнительных программ, как инициатива ПРООН по финансированию биологического разнообразия.

Что же в первую очередь нужно, чтобы правильно осуществлять политику зелёных рабочих мест и региональное развитие в республике? Одним из основных ответов системы ООН на Конференцию Рио+20 является как раз PAGE, где содержится призыв к международному сообществу оказывать заинтересованным странам помощь в разработке, принятии и осуществлении политики и стратегий ИЗЭ. Эта инициатива призвана оказывать поддержку странам в преобразовании их экономики в целях искоренения нищеты, увеличения занятости и обеспечения социальной справедливости, повышения уровня жизни и рационального природопользования, а также поддержания роста в соответствии с национальными приоритетами, согласованными с ЦУР. К ним относятся 8-я цель устойчивого развития, которая затрагивает поступательный, всеохватный и устойчивый экономический рост, а также проблемы полной производительной занятости и достойной работы для всех, и 12-я цель устойчивого развития, касающаяся устойчивого потребления и производства.

При финансовой и технической поддержке Европейской комиссии, Германии, Финляндии, Норвегии, Южной Кореи, Швеции и Швейцарии PAGE тесно сотрудничает с правительством Кыргызстана и другими национальными и международными партнёрами с 2016 года. В дополнение к описанным выше рамкам политики инклюзивной зелёной экономики PAGE продолжает работать с такими институтами, как GIZ, ОЭСР, ОБСЕ, МФК, ВБ, и партнёрами по финансированию и укреплению таких приоритетов, как долгосрочное экономическое планирование посредством усовершенствованного моделирования ИЗЭ; инновационное устойчивое финансирование банковским сектором; зелёные рабочие места и стратегии зелёной промышленности; сельскохозяйственные субсидии; обучение и наращивание потенциала гражданского общества, государственного и частного секторов; обмен с экспертами ИЗЭ из Армении, Казахстана, Монголии и Китая.

Недавно Министерство экономики КР провело пятую ежегодную Неделю зелёной экономики для обсуждения достижений, вызовов, извлечённых уроков и новых возможностей для реализации приоритетов ИЗЭ страны с заключительным Международным форумом на тему «Зелёная экономика — сильные регионы — устойчивое развитие». Более 300 представителей, включая высокопоставленных должностных лиц и политиков, обсудили в формате её мероприятий политику и практику правительства в области инклюзивной зелёной экономики с ключевым акцентом на малые и средние предприятия и инициативы, направленные на укрепление инклюзивной зелёной экономики на региональном уровне.

В заключение позвольте мне поделиться цитатой из выступления Генерального секретаря ООН: «Зелёная экономика — это будущее. Она способствует процветанию, создаёт достойную работу, устраняет коренные причины конфликтов и способствует полному осуществлению всех прав человека». Благодаря коллективной поддержке, оказываемой Кыргызстану со стороны ПРООН, родственных агентств ООН и наших партнёров, мы работаем над тем, чтобы в полной мере использовать трансформационный потенциал подходов ИЗЭ, о которых рассказал генеральный секретарь. Работая вместе через такие инновационные партнёрства, как PAGE, мы помогаем всем, включая Гулайым, её мать и все семьи и сообщества в Кыргызстане, получить выгоду от перехода к подлинно зелёной экономике.

Луиз ЧЕМБЕРЛЕН, постоянный представитель ПРООН в КР.

Подготовил Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий