Main Menu

Застоявшийся поезд реформ

Довести размер заработной платы семейных врачей до 70 тысяч сомов, а стипендию студентов-ординаторов, обучающихся по этой специальности, — до 15 тыс. сомов — такие предложения прозвучали от участников форума, посвящённого обсуждению проблем семейной медицины в Кыргызстане. Сами же собравшиеся на мероприятии встречали такие рекомендации недоверчивым смехом, но эти цифры возникали в ходе поиска ответов на вопрос: как улучшить это направление заботы о здоровье людей?

Зачем нужна семейная медицина?

Согласно американским исследованиям, из 1 000 взрослых человек 250 обращались к врачу системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) один или более раз в месяц, только 5 — за консультацией к специалисту узкого профиля, 9 поступили в больницы. Таким образом, потребность населения именно в профилактической и медицинской помощи первичного уровня составляет 98,5%.

Внедрение семейной медицины, в которой один врач широкого профиля заменяет нескольких специалистов узкого, позволяет пациентам экономить своё время и быстрее начинать лечиться, избежать осложнений и даже смерти. Так, к примеру, человек может долго ходить от нефролога к невропатологу, гастроэнтерологу и так далее, сдавать на многочисленные анализы кровь, проходить разные дорогостоящие обследования (МРТ например) прежде чем, наконец, доберётся до того специалиста, что сможет поставить ему верный диагноз и назначить правильное лечение. А если речь об онкологических заболеваниях?..

В конечном итоге если для самого больного это оборачивается потерей времени, денег, трудоспособности или даже смертью, то для государства — расходами на оплату больничных листов своих граждан, заработную плату врачам, медицинские препараты. Страна теряет экономически активных налогоплательщиков. Особенно важно внедрение общеврачебной практики (это то же, что и семейная медицина. — Прим. авт.) в регионах, сельских, отдалённых местностях, где трудно обеспечить работу нескольких узких специалистов. Там один медик должен уметь и в детских болезнях разобраться, и его родителей осмотреть, и роды принять, и сам УЗИ сделать или снять ЭКГ.

Словом, система ПМСП, ориентированная на специалистов узкого профиля (поликлиники), имеет, по сравнению с системой семейной медицины, такие отдалённые последствия, как возрастание стоимости медицинского обслуживания, снижение экономической эффективности здравоохранения, снижение квалификации как участковых врачей, так и узких специалистов, ухудшение качества медицинской помощи в целом, повышение смертности.

Разумеется, семейная медицина не отменяет узкие специальности вообще: просто врач общей практики может, если видит необходимость, направить занемогшего в клиники (центры кардиологии, онкологии и т. д.)

Этой отрасли в Кыргызстане уже больше 20 лет — она внедряется с 1995 года. Но проблемы существуют по сей день. Так, только 58% населения охвачены семейной медициной. На финансирование сферы первичной медико-санитарной помощи, под которой и подразумеваются ЦСМ, ГСВ, ФАПы, направляется 20% всех средств, предусмотренных на здравоохранение (80% — на вторичный и третичный — т. е. территориальные и областные, национальные больницы), а надо бы 50%.

Как говорилось на форуме, внедрению принципов СМ, реформам сопротивляются руководители организаций здравоохранения и сами медики — специалисты узких профилей (невропатологи, ларингооторинологи, хирурги, кардиологи и т. д.), которых в центрах семейной медицины более 3 000.

Половина из них, правда, переобучилась в специалистов широкого профиля. Так, центры обучения действуют во всех областях, а образование длится четыре месяца.

Свидетельство очевидца

Ширин Талапбек кызы, выпускница КГМА и ординатор, говорит, что столкнулась в своей работе в качестве врача общей практики с неинформированностью и недоверием населения. Так, пациенты по привычке предпочитают обращаться к кардиологам или ЛОРу, хотя девушка предлагает им снять электрокардиограмму или осмотреть органы слуха и дыхания: семейных врачей обучают таким навыкам. Есть и выше-

упомянутое сопротивление узких специалистов: «Даже коллеги не понимают, где заканчиваются компетенции врача общей практики и начинаются их». Пожаловалась девушка и на загруженность работой: если по нормативам она должна за три часа работы принять 9 пациентов (в среднем уделить каждому 20 минут), то в реальности ей приходится в это время успеть осмотреть 35 посетителей.

Форум

Проблемы первичной медико-санитарной помощи и пути их решения обсудили участники форума «Семейная медицина в Кыргызстане: опыт, вызовы и дальнейший путь», состоявшегося в Бишкеке. В нём участвовали заведующая отделом гражданского развития, религиозной и этнической политики аппарата Президента Назгуль Ташпаева, министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев, руководители и сотрудники структур сферы здравоохранения, медицинского страхования, образования, объединений медицинских работников, ординаторов, местных неправительственных и международных организаций, посольства Швейцарии и т. д.

Перед участниками с докладами выступили профессоры Нурлан Бримкулов, заведующий кафедрой семейной медицины последипломного образования КГМА им. И. Ахунбаева, Луи Лутон и Сигирия Эбишер Перон из университетских клиник Женевы.

Мероприятие организовали сотрудники проекта «Реформа медицинского образования в Кыргызской Республике», который финансируется правительством Швейцарии через Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC).

Семейная медицина в цифрах

В Кыргызстане 49 центров семейной медицины (ЦСМ), 29 центров общей врачебной практики (ЦОВП), 701 группа семейных врачей (ГСВ), 1 049 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов).

Среди 701 ГСВ 17 юридически самостоятельны (не входят в составы ЦСМ, финансирование получают не через ЦСМ, а напрямую от Фонда обязательного медицинского страхования).

На страже здоровья кыргызстанцев стоят около 1 700 семейных врачей и 6 144 семейные медсёсры. Учитывая, что проживает у нас почти 6 млн. 400 тыс. граждан, на каждого врача в среднем приходится почти 3 765 пациентов. А по нормативам Минздрава должно быть 1 500 — 1 700. Есть районы, где на одного врача приходится от 6 до 18 тыс. жителей.

В 72 ГСВ вообще нет (!) врачей, а в 281 — один вместо трёх-пяти, как положено. Таким образом, система первичной медико-санитарной помощи обеспечена таковыми на 50%, нужны ещё 2 000 семейных врачей. К тому же 80% работающих специалистов — пенсионного и предпенсионного возраста.

Средняя зарплата врачей в 2019 году составила 21-27 тыс. сомов, а медсестёр — 9 130 сомов. Тут следует учесть, что молодые работники получают меньше. В этом году эта сфера пополнилась 285 ординаторами первого и второго годов обучения.

Минздрав предпринимает усилия для пополнения «фронта» здравоохранения, ежегодно выделяя 150 бюджетных мест для ординаторов по направлению «Семейная медицина/врач общей практики». И эти меры дают следующие результаты: если в 2014 году выпустилось всего 6 ВОП, то в 2019-м — уже 144.

Проблемы ПМСП

Как вырисовалось из речей, произнесённых на мероприятии, цель не только в том, чтобы увеличить количество медиков или расширить доступ населения к СМ. Но и в том, чтобы сформировать эффективную модель оказания людям первичной медицинской помощи, а также мотивировать работников меняться и самим: например, избавляясь от коррупционных привычек и становясь эталоном здорового образа жизни. Словом, речь не только и не столько о количестве, сколько о качестве.

Слабая мотивация работников и непрестижность семейной медицины обуславливают её низкое качество и нежелание людей обращаться за услугами. На форуме говорилось и о слабом оснащении (или его отсутствии) ГСВ, бытовых неудобствах работников.

Одной из проблем является то, что в Кыргызстане семейная медицина не является научной отраслью, то есть не проводятся исследования, люди не могут защищать диссертации, получать научные степени. При этом в Кыргызской государственной медицинской академии и Кыргызско-Российском Славянском университете есть кафедры семейной медицины, но преподают там специалисты других профилей. К примеру, сам Нурлан Бримкулов — дерматолог. Соответственно, доценты, профессора, кандидаты и доктора наук у нас тоже представители других специальностей, не семейной медицины.

Что нужно сделать?

— Пересмотреть потенциал семейных врачей и медсестёр;

— повысить привлекательность семейной медицины для работников с помощью финансовых и институциональных стимулов; а для населения — через повышение качества услуг;

— укрепить автономию руководства;

— пересмотреть программы медицинского образования в целях создания компетентного кадрового ресурса.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото автора.






Добавить комментарий