Main Menu

Искусство, соединяющее сердца

Одно из высших ценностей советских времён — дружественные и братские взаимоотношения народов и стран Союза, прежде всего их культурные и литературные взаимосвязи. Народы Советского Союза знакомились с богатым и многообразным творчеством писателей, поэтов и деятелей культуры друг друга, переводя книги и организовывая Дни культуры и литературы, и это действительно способствовало взаимному развитию, усовершенствованию и взаимообогащению всех республик.

Выход такого великого писателя, как Чингиз Айтматов, через советскую литературу в мировую, без сомнения, один из плодов тех ценностей.

Вспоминая Чингиза Айтматова, стоит высказать несколько слов о творческом сотрудничестве таджикских деятелей культуры и литературы со своими кыргызскими коллегами. В 1969 году известный таджикский театральный деятель и режиссёр, народный артист Таджикской Республики Хушназар Майбалиев поставил на сцене академического драматического театра им. Абулькасима Лахути драму известного кыргызского писателя Мара Байджиева «Дуэль», которая благодаря своему стилистическому и идейному новшесту, а также тонким психологическим оттенкам персонажей открыла новую страницу в истории таджикского театра.

В спектакле на первом плане оказались душевное состояние и внутренний мир героев. В одном из санаториев на прекрасном побережье горного озера Иссык-Куль волею судьбы встречаются Азиз и Нази. Несмотря на то что у неё есть свой избранник и суженый, Нази влюбляется в воспитанного, порядочного и начитанного Азиза. Действие драмы обостряется конфликтом душевных чувств и различий в характерах героев — Нази, Азиза и Искандера, душевные потрясения которых очень ярко выражались в игре актёров. Роль Азиза тогда очень интересно и запоминающе сыграл несравненный таджикский актёр, ярчайшая звезда национального театра и кино Махмуджон Вахидов. Его герой полюбился зрителям за добрые черты характера, человечность, особенно за верность и самопожертвование, доброе и отзывчивое сердце. Азиз жертвовал своей жизнью, здоровьем ради общества, людей. А эгоистичный и корыстолюбивый Искандер смысл жизни видел в достижении своих интересов и желаний. А образ этого персонажа очень ярко и интересно воплотил на сцене неповторимый артист таджикского театра и кино Ато Мухаммаджонов.

Роль Нази в исполнении известной и любимой театралами актрисы таджикской сцены Марьям Исаевой и Тамары Абдушукуровой стала воплощением высокой лирики, женского обаяния и красоты, чистой незапятнанной любви, которую до сих пор вспоминают многие из тех зрителей — театралов 1970-х годов.

Азиз, страдающий неизлечимой болезнью, приобретённой им из-за радиоактивных лучей во время спасения людей на атомном корабле, отвергает любовь Нази ради её счастливого будущего. Психологическая глубина и душевное потрясение героев в спектакле нашли свое отражение в яркой игре актёров.

Азиз, которого играл М. Вахидов, стал образцом самопожертвования и приверженности человеческим ценностям, и этот образ имел большое влияние на моральное и духовное воспитание молодёжи. Последнее послание Азиза, адресованное Нази, которое звучало бархатным и чувственным голосом Махмуджона Вахидова, заполняя собой сцену и зрительный зал, пробуждало у зрителей печальные и тревожные чувства и долго ещё звучало в их сердцах.

К слову, после трагической смерти М. Вахидова, в день его похорон во время официальной церемонии прощания с артистом в холле театра им. А. Лахути, где стоял гроб с его телом, воспроизвели аудиозапись того самого послания. Слушая его, даже самое каменное сердце растаяло и как будто заплакали стены и колонны театра.

Для труппы академического театра им. Лахути спектакль «Дуэль» по произведению талантливого драматурга М. Байджиева в оригинальной постановке мастера таджикской сцены режиссёра Х. Майбалиева стал новой творческой школой. Покойный А. Мухаммаджонов в своё время высказался об этой постановке, о творческой школе Х. Майбалиева и её значении для театра им. Лахути, как о новом этапе развития театра, назвав её «театром мысли», воплощением внутренного мира героев.

Очень естественным и искренним получился образ медсестры в исполнении Н. Мухаммаджановой и Д. Тилавовой. «Дуэль» М. Байджиева по своему содержанию и художественным качествам для новатора Х. Майбалиева оказалась наилучшей творческой находкой, ставшей первой ступенькой для перестройки и перехода творческой деятельности театра от надуманного стереотипа романтизма к жизненному реализму. Это благодаря ему театр им. А. Лахути с «театра актёра» постепенно превращался в «театр режиссёра», то есть с театра игривости, внешней выразительности и высокопарных изречений в театр мысли и умозаключений со сценами перевоплощения и вхождения во внутренний мир персонажей, что отвечало «Дуэли» М. Байджиева.

Оформлением сцены для представления занялся народный художник Таджикистана Михаил Мухин, снискавший этим высокую оценку искусствоведов, театралов и обычных зрителей театра. Красивые пейзажи иссык-кульского побережья и другие символические сценические решения художника вполне отвечали душевным состояниям героев драмы.

Запись данного спектакля хранится в «золотом фонде» таджикского Гостелерадио и считается ценным наследием великолепных артистов Х. Майбалиева, М. Вахидова, А. Мухаммаджонова, художника М. Мухина и других деятелей как жемчужина театрального искусства и символ дружбы и сотрудничества, братских связей таджикских и кыргызских творческих деятелей.

Другой спектакль, который удалось поставить в конце 70-х годов прошлого века на сцене театра им. Лахути, был по драме, написанной широко известным в мировой литературе великим писателем Чингизом Айтматовым в соавторстве с известным казахским драматургом, писателем и публицистом Колтаем Мухамеджановым «Восхождение на Фудзияму». Этот спектакль, поставленный известным таджикским режиссёром Валерием Ахадовым при сценическом оформлении известного художника П. Шанко, также отличался новой страницей в творчестве труппы театра им. Лахути.

События в пьесе происходят на некой горе, где группа одноклассников собирается отметить 20-летие окончания школы. Острота событий, порождённая разногласием, отличием взглядов, противоположностью характеров и привычек, уходящими корнями в детство и школьные годы, очень ярко отражены на сцене, а потому зритель незаметно втягивается в мир, полный противоречий, споров и противостояний мыслей и мировоззрений героев.

В процессе споров, выражения разных мыслей и точек зрения выясняется, каких высот достигли бывшие школьники. Споры и разногласия перерастают в выяснения отношений и драку и, как и прежде в школьные годы, возникает необходимость вмешательства учительницы. Спектакль и искренняя игра актёров в постановке В. Ахадова утверждают идею о том, насколько бы взрослее мы не становились, перед жизненными трудностями, на перепутьях судьбы мы остаёмся всё теми же детьми. Жизнь — это школа, в которой мы учимся жить, любить, бороться и достигать высот своей мечты, идеала, и при этом на каждом жизненном этапе нуждаемся в учителе.

Отличному ансамблю актёров, в который вошли такие талантливые деятели, как А. Мухаммаджонов, М. Исаева, М. Вахидов, М. Касимова, М. Тахири, Г. Сафаралиева, Ф. Гуламова, Х. Назарова, Н. Айматов, Х. Махмадзориров, М. Шамсиддинова, А. Гиёсов и другие, удалось воплотить образы героев пьесы в реалистичном и вызывающем неподдельный интерес ключе, сделав театральное представление ярким и запоминающимся. Спектакль «Восхождение на Фудзияму» в 1970-е годы стал одной из лучших постановок таджикской сцены, о которой говорили, писали и спорили как в широкой аудитории зрителей, так и в узких кругах литераторов и интеллигенции.

Лучшие образцы кыргызской драматургии и литературы ставились не только на сцене театра им. Лахути, но и в других театрах Таджикистана, которые посещали тысячи зрителей. Затем они становились предметом широкого обсуждения. Известный таджикский режиссёр Фаррух Касымов, у которого сложилось особое отношение к творчеству Ч. Айтматова, в своё время поставил два спектакля на сцене театра Лахути под названиями «Манкурт» и «Кыямат». Философско-социальное предназначение этих спектаклей тогдашние зрители приняли как Слово Дня.

Другой таджикский режиссёр Султон Усманов поставил очень интересное представление по роману Ч. Айтматова «День, который длится дольше века», в котором были заняты такие популярные артисты, как А. Шарифов, Е. Меликов, М. Ёрова, Сю Джанджолов, Б. Комилов и другие. Они играли самозабвенно, страясь передать идею произведения, его логику и философию, воспроизвести на сцене неоднозначные и противоречивые события эпохи сталинизма.

С. Усмонов также поставил спектакль по широко известной повести Ч. Айтматова «Белое облако над Чингисханом» на сцене Национального театра Республики Казахстан.

Новой страницей в рамках таджикско-кыргызского сотрудничества в сфере культуры стала постановка драмы «Юсуф Баласагуни» другого кыргызского драматурга Усманова таджикским режиссёром Давлатом Убайдуллаевым на сцене городского русского театра драмы им. Омаралиева.

Кыргызская литература нашла путь и в провинциальные театры Таджикистана. Примером может служить постановка спектакля «Плач потерянной души» по произведению Чынар Калыевой в театре им. С. Вализаде города Куляба. Этот спектакль рассказывает о судьбе молодой девушки, попавшей в круговорот судьбы и по своей неопытности потерявшейся там надолго. Играет её молодая таджикская актриса Рабиямох Шарифова.

Ортик КОДИР,

народный артист Республики Таджикистан.



« (Previous News)



Добавить комментарий