Main Menu

Бишкекский олимпиец из третьего класса

Кто из родителей не хочет раскрыть талант своих детей, развить воображение и помочь лучше усваивать школьный материал?

В этом, несомненно, поможет набирающая популярность методика детского образования — ментальная арифметика, благодаря которой умственные способности ребёнка могут развиться настолько, что он сможет делать в уме сложнейшие вычисления и не только.

Когда нужно что-нибудь быстро сосчитать, мы прибегаем к помощи калькулятора, и он делает всё быстро и точно. Тысячи лет назад счётной машинки не было, и чтобы облегчить себе жизнь, люди придумали специальные счёты — абакус. Было это в Китае примерно 5 тысяч лет назад. Древнее устройство не потеряло актуальности и в наши дни. В основном в 90-е годы ХХ века в Азии была разработана новая обучающая программа — ментальная арифметика. Получившая активное развитие в Японии, Китае, Малайзии методика дала  невероятные результаты и стала стремительно распространяться по миру. Популярность её в том, что она может быть полезна для развития детей. За полгода занятий ребёнок, успешно занимающийся ментальной арифметикой, сможет складывать и вычитать в уме двух- и трёхзначные числа, а через год — делить и умножать их.

На фоне новой науки повысилась успеваемость в школе, улучшилась память, формируется образное мышление, легче даётся изучение иностранных языков — а в конечном итоге ребёнок разовьётся в гармоничную личность и сможет достичь желаемого результата в жизни. В современных программах по ментальной арифметике обучение разделено по уровням. Длительность каждого — около трёх месяцев, и уже скоро родители смогут увидеть прогресс в развитии своего чада. К примеру, на первом уровне дети учатся считать на абакусе, складывают и вычитают, передвигая косточки на спицах, развивая мелкую моторику. Ребятишкам это очень нравится, поскольку занятия проходят в игровой форме. На втором уровне они складывают и вычитают однозначные числа уже в уме (ментально), развивая фотографическую память. На последующем уровне они могут одновременно выполнять несколько задач — читать стихи и считать в уме.

В этом нет ничего невероятного, просто в отличие от традиционного обучения, направленного на развитие у детей левого полушария, отвечающего за логику, ментальная арифметика способствует развитию правого полушария, отвечающего за образное мышление. Говорят, что Эйнштейн, да Винчи, Архимед, Ньютон и Менделеев совершили свои открытия благодаря эвристическому мышлению, гениальным идеям, за возникновение которых отвечает именно правое полушарие. Чтобы достичь успеха, надо заниматься два часа в неделю в классе и ежедневно по 15 минут дома. Наиболее эффективным считается обучение детей в возрасте 5-13 лет, поскольку именно в этот период идёт активное развитие мозга. Сегодня ментальная арифметика быстро распространяется в мире, сейчас действует около 5 тысяч образовательных центров в 50 странах, в которых обучают устному счёту. Наиболее активными в этом плане стали школы Австрии, Австралии, Канады, Китая, США, Таиланда и стран Ближнего Востока. Подобные школы и центры открываются в России, Казахстане и в Кыргызстане. Наш юный герой учится как раз в одной из таких школ.

В ноябре бишкекский третьеклассник Артём Меркин вернулся из Сочи, где на Международных ментальных играх, будучи единственным представителем Кыргызстана, завоевал Кубок абсолютного чемпиона. Юный кыргызстанец принял участие в шоу талантов моментального счёта в числе представителей из 16 государств в возрасте от 6 до 16 лет. Артём выступал в национальном костюме и с успехом исполнил музыкальную композицию на кыргызском старинном барабане добулбас. При этом мальчик одновременно давал ответы на сложные задачи примерно такого типа: 1464-1159+2349+5508+1333. Артём думал несколько секунд и дал верный ответ — 5 567. Мальчик занимается в одной из столичных школ ментальной арифметики наряду с учёбой в школе-лицее №13 и Республиканской музыкальной школе имени П. Шубина. В его активе уже немало побед в крупных и престижных ристалищах по моментальному счёту.

В 2017 году он первенствовал в Международной олимпиаде в Алматы, где получил Кубок чемпиона и стал победителем-чемпионом (именно такой титул) в республиканской олимпиаде Кыргызстана. В 2018-м юный бишкекчанин выиграл Республиканскую олимпиаду, Международную олимпиаду в Алматы и мировую в Дубаях, а также занял первое место на мировом турнире в Малайзии (Куала-Лумпур). Не менее насыщенным на высокие международные награды стал для Артёма Меркина и нынешний год. В марте он победил на Международной олимпиаде по ментальной арифметике в Нур-Султане, где завоевал Кубок абсолютного чемпиона, а также стал абсолютным победителем I Международных ментальных игр в Сочи, и поскольку он один представлял республику, то был награждён дипломом победителя в командном зачёте. Там же 1 ноября он выиграл II Международные ментальные игры. Кстати, в Сочи Артёму, как абсолютному победителю Игр, предоставили право начать футбольный матч чемпионата России (нанести первый удар по мячу) на знаменитом стадионе «Фишт» между командами первой российской лиги «Тамбов» и «Сочи», в котором победили тамбовчане. В июне и августе одарённый школьник завоевал Кубок чемпиона на мировой олимпиаде в Анталии и Кубок чемпиона на Кубке Азии на Иссык-Куле. Совсем недавно он приехал из Сочи, где также стал обладателем Кубка суперчемпиона на Всероссийской олимпиаде «ИSМА плюс друзья». Артём на всех турнирах в Сочи единственный представлял родную страну. Сегодня он также единственный в Кыргызстане, кто сдал экзамен на получение международного сертификата по ментальной арифметике.

Сейчас у юного чемпиона уже есть предложение выступить на международных ментальных турнирах. Он получил сертификат-приглашение на бесплатное участие (право не оплачивать вступительный взнос, который составляет 200 евро) во Всемирной олимпиаде по ментальной арифметике 2020 года в Праге. Плюс к этому он покажет в Чехии на шоу талантов свою виртуозную игру на двух барабанах и при этом будет считать в уме. Пальцами он не пользуется, поскольку руки из процесса подсчёта выключены и заняты игрой. Всё решает воображение, в мире детей с такой способностью очень мало. Недавно международная компания Maind skills, на чьём портале занимаются ментальной арифметикой дети всех стран мира, премировала Артёма Меркина именным сертификатом на право бесплатного участия в Международной онлайн-олимпиаде в декабре. А самое приятное (по личному признанию мальчика) известие для Артёма — это приглашение на президентскую ёлку на Новый 2020 год. Всё-таки он ещё маленький мальчик.

Педагог Артёма Алина Владимировна Гунькина занимается с мальчиком 3 года и говорит, что он очень живой, способный, организованный, целеустремлённый и самый лучший ученик в школе. Всё на лету схватывает, легко обучаемый и сразу воспринимает полученную информацию. Отвечает быстро и чётко. Как рассказала его мама, Светлана Олеговна, сын научился читать ещё в раннем детстве и уже ребёнком любил что-то конструировать. Мы побеседовали с ментальным чемпионом в присутствии мамы.

— Артём, а когда ты занялся ментальной арифметикой?

— Я начал заниматься с шести лет, сейчас мне девять. В классе ментальной арифметики нас семеро, и мы все очень быстро считаем.

— Помогают ли тебе эти знания в жизненных ситуациях, например, при походе в магазин?

— Продавцы начинают считать, я уже им говорю сумму. Но они не верят, поскольку я маленький, и проверяют на калькуляторе. Один раз, когда покупал шоколадку, меня в магазине обманули. Видит, что, мол, обычный мальчик, ничего не знает, но я попросил назад 20 сомов сдачи. Продавец говорит: «А почему я её должна отдавать?», а я в ответ: «Ну проверьте». В итоге она сдачу отдала.

— Ты же ещё посещаешь музыкальную школу, как ты это сочетаешь: ментальную арифметику, обычную школу и занятия музыкой?

— Тут всё гармонично. Ментальная арифметика улучшает память, и музыка так же. Сначала я пошёл учиться ментальной арифметике, а уже потом в музыкальную школу. На струнных инструментах мне не хотелось заниматься, потому что трудно. Я знал, что на фортепиано придётся мучиться. И поступил на отделение духовых и ударных инструментов.

— В обычной школе какие предметы ты больше любишь?

— Я ровно и хорошо учусь по всем предметам, но мне нравится математика. Я быстро всё решаю. Раз, два, три — и всё готово. Музыку, когда поём в школе, тоже люблю.

 — А к спорту как относишься? Ты, говорят, занимаешься шахматами…

— Играю в футбол с друзьями, но редко, хочу пойти на самбо, но мама сказала, пусть исполнится 10 лет, тогда пойдёшь в секцию. В 6 лет увлёкся шахматами, я занимаюсь в секции при Шахматной академии под эгидой ФИДЕ. Мне уже официально присвоен спортивный разряд.

— Среди твоих увлечений, Артём, есть также ораторское искусство… Это тебе для чего?

— Это чтобы хорошо говорил, интересно излагал свои мысли. Я легко нахожу общий язык со сверстниками. Я уже прошёл два курса занятий по ораторскому искусству. Каждый из них длится до трёх месяцев. Также окончил третью программу по скорочтению, а всего их четыре (по возрастающей степени сложности). Эти программы я прошёл в школе ИSМА — отдельное направление в школьном обучении.

— Оказывается, ты ещё и робототехникой увлекаешься, а этот интерес когда у тебя возник?

— В раннем детстве я много конструировал из «Лего», собирал летательные аппараты, боевые самолёты. Недавно вот собрал катапульту.

В 8 лет стал заниматься робототехникой, мы там работаем на компьютерах. Строим из «Лего» по инструкции роботов, которые передвигаются по полу, а управляем через телефон. Схемы и инструкции находим в компьютерных программах. В будущем планирую участвовать также в олимпиадах по робототехнике.

— Мама говорит, что ты любишь читать, а что особенно — фантастику, сказки, приключения. Гарри Поттера?

— Всё читаю, любые книги, сказки в том числе, а нравятся исторические книги, про войны. Детские стихи люблю, особенно поэта Григория Остера. (Артём вообще очень быстро запоминает стихи и знает их много. — Прим. авт.).

 — Артём, ты состоишь в клубе настольных игр, где он работает?

— Этот клуб есть в Бишкеке, я увлекаюсь интеллектуальными настольными играми. Это у нас семейное увлечение, и мы участвуем в игротеках и соревнованиях, которые проводят в клубе. У нас дома много настольных игр, и мы устраиваем домашние чемпионаты.

 — А когда ты выступаешь в шоу талантов на ментальных олимпиадах, одновременно играя на барабанах и считая в уме, как это получается?

— У меня два барабана, мой педагог в музыкальной школе Р. Боромбаев написал для меня несколько композиций, которые я исполняю на кыргызском добулбасе и африканском барабане джемба. Всегда выступаю в национальных костюмах и под флагом Кыргызстана. Мне подобрали видеоклип про Кыргызстан, его показывают на экране, а на его фоне идёт моё выступление. Если играю на джембе, то показывают клип с африканскими танцами, а я этой композиции подыгрываю. Когда на интерактивном экране появляются числа и примеры, то я, продолжая игру на инструменте, одновременно считаю, а когда заканчиваю счёт, мне дают микрофон и называю ответ. До сих пор не ошибся.

— А как ты успеваешь всем этим заниматься? Ты что, таким суперорганизованным родился?

— Нет, мама помогает, следит за моими увлечениями и подсказывает, если это необходимо. Направляет, в общем.

— Ты выступал на олимпиадах в разных странах, где тебе больше всего понравилось?

— Наверное, во всех, везде есть что-то интересное и уникальное, что запоминается. Появляются друзья, с которыми переписываешься. У меня такой друг есть в Турции. Запомнился Дубай, где есть шикарные парки развлечений. В Малайзии, в Нур-Султане также было что посмотреть. Каждый город по-своему удивителен и красив. Вот Сочи запомнился ещё и потому, что там олимпиада проходила в три этапа и были самые сложные задания. Дома выступать легче, а в другой стране чувствуешь ответственность, не хочется никого подвести.

— Артём, а ты уже выбрал профессию, которой хотелось бы посвятить себя в будущем, когда станешь совсем взрослым?

— Наверное, буду инженером-конструктором, а что именно буду изобретать, ещё не решил, Пожалуй, легковые автомашины, на которых можно быстро ездить.

— Какая у тебя сейчас самая сокровенная мечта?

— Поступить учиться в школу «Газпрома», что в Бишкеке, потому что она крутая.

 Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий