Main Menu

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОБАКИ «ТАЙГАН»

В давние времена в одной речной долине в районе южных отрогов Алтайских гор проживало когда-то древнетюркское племя ашина, ведущее свою родословную от тотема (волчицы) и человека. Название племени ашина образовано из двух составляющих «а» — приставка; префикс уважения в китайском языке + корень «шоно» или «чино» — (монг.) волк = благородный волк.

И в этом племени жил одинокий охотник по имени Жаачы (кыр., ист. — лучник, вооружённый луком), который ежедневно ходил на охоту и обеспечивал питанием и себя, и своих сородичей. Он отличался своим опытом и хорошо знал все охотничьи угодья, где вьют свои гнёзда улары, пасутся козы и архары. Как участник многих боёв и сражений с разными завоевателями был он храбрым и смелым человеком и не раз спасал местных жителей от различных неприятностей и происшествий. И вот однажды утром, едва лишь рассвело, пошёл Жаачы на охоту, по крутой тропинке поднимаясь на верх горы. Вдруг из кустарниковых зарослей на её склоне раздался жалобный писк. Пробравшись через густые заросли, он увидел убитую волчицу.

 

Она лежала в зарослях полыни,

Откинув лапы и оскалив пасть.

А рядом с ней лежали два волчонка,

Густую кровь сосали словно сласть.

Кто мог убить волчицу, неизвестно,

Никто не может точно рассказать.

Сиротами остались два волчонка,

И некому теперь их защищать.

Но Жаачы был опытный охотник,

Своё происхождение он знал.

И никогда бы он волчат не бросил

Наоборот, всегда бы их спасал.

(О. Сулейманов «Волчата»).

 

Он положил волчат в вещевой мешок и принёс в свой айыл. Время летело, волчата росли и стали ручными и послушными. Они везде сопровождали своего хозяина и во время охоты помогали ему добывать дичь. Так или иначе, но постепенно у человека появился «добрый» вид волка. Живущие с человеком «волки-добряки» стали приносить ещё более дружески настроенное к человеку потомство. Добавив к этому селекцию (лат.) selection — отбор, выведение новых пород животных и инбридинг (анг.) inbreeding — система разведения новых пород животных, при которой регулярно используется спаривание родственных особей, на свет появлялись уже не волки, а собаки. Так постепенно из поколения в поколение волки превращались в собак и появились тайганы.

И хоть есть несколько гипотез происхождения собаки, наиболее вероятными её предками всё-таки считаются волки. На современном этапе научных исследователей на этот фактор указывают комплексные результаты сравнительного анализа хромосом, поведения, морфологии, вокализации и результаты молекулярно-генетического анализа.

Так же, как и у других животных, существует множество пород собак (около 500 видов), которые значительно отличаются друг от друга и внешностью, и характером. Собаки, как особи семейства псовых, отличаются от волков преданностью хозяину, послушанием, верностью, привязанностью и являются верными спутниками человека. Они олицетворяют многие положительные качества, такие как образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование и др. Собаки помогают хозяину на охоте, охраняют его скот от хищников, а жилище — от воров, играют с детьми. Наши далёкие предки отводили собаке ритуальную роль, так как верили, что их уникальное обострённое чутьё, острые слух и обоняние позволяют им видеть злых духов, призраков и прочую нечисть и отгонять их. Также считалось, что собаки чуют подкрадывающуюся к человеку смерть и поэтому жалобно воют, что считалось плохой приметой.

C глубокой древности многие народы связывали собаку с высшей силой и обожествляли это неповторимое животное. «Умом собаки держится мир» — так говорится в «Авесте» — собрании текстов священных книг зороастризма, древнем религиозном и культурном памятнике Востока.

Древнеперсидский бог Ахурамазда гордился тем, что его собака самоодета, самообута, острозуба и хороший охранник.

В кыргызских мифах наиболее часто упоминается тайган — особая уникальная аборигенная реликтовая порода из древней группы сторожевых среднеазиатских борзых, сформировавшаяся и распространённая в экстремальных горных районах Кыргызстана, в основном в зоне Тянь-Шаня, например, Актайган — собака богатыря Семетея. По другим источникам, тайган — борзая. По словарю В. Даля, слово «борзый» означает «скорый, проворный, прыткий, быстрый, бойкий, рьяный». В простонаречии слово «тайган» означает «догони-убей». И это действительно точная характеристика. При этимологическом определении основного значения слова и более точном переводе «тай» — полуторагодовалый жеребёнок (самый что ни есть резвый и неугомонный) + ган, (кырг.) кан — кровь = кровь неугомонного жеребёнка. Ничего удивительного: пёс может гонять стадо козерогов вокруг горы часами, не уменьшая скорости и преодолевая каменные завалы. При этом развивает скорость при беге от 45 до 72 км/час.

Тайган, выведенный селекционерами для охоты на горных животных в экстремальных условиях на больших высотах от 2 до 4 тыс. м. над у. м., представляет собой крупную, сильную, выносливую борзую реликтовую собаку стройного и крепкого телосложения с развитой мускулатурой, высотой 60-70 см в холке. По скорости бега тайган уступает только гепарду — самому быстрому животному. Голова тайгана удлинённая, сухая, клинообразной формы; уши — длинные, висячие; спина — прямая; глаза орехового цвета с решительным выражением. Облик дополняет красиво изогнутая шея, пушистая шерсть с хорошо развитым подшёрстком, более длинная на хвосте, ушах, лапах и боках. Окрас чёрный, бурый, чубарый, серый, палевый, белый.

Тайган обладает манёвренностью, мастерством, резвостью, зоркостью, хорошим чутьём, злобой к зверю. Он силён и вынослив и может одолеть даже волка; независим, но привязан и предан своему хозяину. На протяжении веков тайган был помощником, охотником, защитником и верным другом чабанов и охотников, переживая вместе с ними печальные и радостные события.

Так у кыргызов тайганы прижились       

И с чабанами навечно сдружились.         

Они стали рьяно свой дом охранять,       

Волков отгонять и овец защищать.

Множиться стали отары овец,

Волчьему приволью наступил конец.     

О самой породе собак-тайганов на её родине ходит немало легенд — о ней упоминается в древних китайских и тибетских легендах, кыргызских эпосах как о бесстрашном друге кочевников, посланном богами. В большинстве древних мифов собака выступала посредником между людьми и потусторонним миром и выполняла функции либо проводников умерших, либо стражей ворот ада. При этом в зависимости от выполняемых функций она наделялась определённой внешностью. Во многих странах мира собакам за верность своим хозяевам установлены памятники.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий