Main Menu

Родина там, где ты родился

Недавно прочла книгу Вернера Зукау «Унзере Хаймат вар Бергталь ин Чу-Таль» — «Нашей родиной был Бергталь в Чуйской долине».

Мой нелучший немецкий язык помог осилить более 300  страниц и узнать много интересного о немцах села, известного больше под названием Рот Фронт.
В. Зукау почти всю жизнь прожил тут и хорошо знает историю Рот Фронта и его жителей. В книге много имен, событий.
Предки чуйских немцев — менонитов (баптистов) — были выходцами из Восточной Пруссии. Они появились на территории России в конце ХVIII века, основав свои поселения в Поволжье и Украине. Но потом, когда после революции 1917 г. начались гонения, они стали переселяться в Казахстан и Среднюю Азию. В Киргизии появились сначала в Таласе в конце ХIX в., а в Чуйской долине  —  в 1925-1927 гг. В 70 км от столицы в живописной долине среди кыргызских гор немцы основали поселок Бергталь. Их привлекли необыкновенно красивая природа, добрый, приветливый народ, здесь свободно можно было общаться с братьями и сестрами-баптистами.
Роль немцев в развитии и оснащении хозяйства поселка огромна.
Сразу началось строительство больших каменных домов. В селе, где жили также и кыргызы, появились орудия труда, предметы обихода, изучались способы возделывания земли, ухода за скотом, обработки некоторых культур, улучшения пород скота, заработали пекарни, маслобойни…
Первыми переселенцами были Герман Янцен, Дитрих Гамм, семьи Зукау,  Мартенсов, Коопов, Тильманов. В 1929 году основали начальную школу, первым учителем стал Корней Петерс. А потом грянула коллективизация.
Бергталь и другие немецкие поселки несколько раз объединяли и разъединяли, особо «богатых»,  вернее — трудолюбивых, урезали в земельных участках и жилье, вместо красивых каменных зданий появились мазанки, длинные коровники и конюшни. Коллективизация одержала верх над эстетикой, красотой и хозяйственностью. Несколько раз меняли председателей.
В 1936 году председателем Рот Фронта (бывшего пос. Бергталь) был А. Кооп, а до этого — Генрих Зукау. Колхоз занимался в основном пчеловодством  и растениеводством. Выращивали люцерну, пшеницу, ячмень, кукурузу. В 1937 г. появились первые трактора.
В 1937-1938 гг. во время сталинских репрессий арестовали более 40 мужчин-немцев. 29 человек приговорили к расстрелу. Пришлось хлебнуть лиха немцам и в годы Великой Отечественной войны. Более 50 мужчин забрали в трудармию, живыми вернулись лишь 22.
В 1942-м  49 женщин мобилизовали на строительство БЧК (Большого Чуйского канала).
Времена были тяжелыми. Но именно в этот период крепилась дружба двух народов, появились интернациональные семьи. Трудности преодолевать легче вместе, да и глубоких противоречий никогда не было среди простого люда. Детишки — немцы, кыргызы, русские — босиком, в одних трусах бегали по улицам, играли на русских гармошках, немецких губных гармониках и кыргызских комузах «Катюшу». Женщины пекли в тандырах и печах лепешки из муки, смешанной с зеленой травяной массой, варили кукурузу, готовили общий чай. Предприимчивые немцы угощали всех своими кухами и гебеками (немецкими печеными изделиями), а иногда — даже припасенным кофе из цикория и желудей.
После войны было организовано объединенное крестьянское хозяйство — ОКХ «Рот Фронт», в создании и развитии которого большая роль принадлежит Рудольфу Коопу. Много было работы в хозяйстве. А по ночам немцы начали возводить свою «маленькую Германию». Снова  построили красивые дома, здания школы, больницы, столовой, клуба, детского сада. Тут была единственная в Киргизии школа с немецкими классами. Раскинул свои ветви огромный плодовый сад. Долгое время садовником работал Генрих Хольцер. Улицы в селе утопали в цветах и зелени и были заасфальтированы. Интересно, что свет на улицах Рот Фронта горел до утра. За это взяли на себя ответственность жители поселка. Они сами ремонтировали дороги и оборудование.
Нужно учесть, что баптисты получали финансовую помощь и духовную поддержку из Америки. Они умели работать на совесть, были религиозны. Вера запрещала пить, делать аборты, изменять супругам, нарушать общественный порядок, воровать, отлынивать от работы. Они соблюдали традиции предков, жили по библейским законам. А главное — никогда не изолировались, жили в согласии и дружбе с окружающими.
С 1994-го по 2005 год председателем был  Адам Васильевич Фальк.
Хозяйству принадлежали 650 га пахотной земли, 1 000 га пастбищ и много сельхозтехники. Оно считалось лучшим в республике. Здесь выращивали коров, овец, свиней, лошадей, птиц. Работали мельница, молочный цех, пасека.
У каждого жителя были свои участки, земли. Члены объединения продавали мед, пшеницу, вино, кумыс. Любопытно, что самый вкусный кумыс получался у братьев Адольфа и Рудольфа Кооп. Они пасли свои стада на лугах Суусамыра и изготовили оборудование для механизированного доения лошадей. Их кумыс всегда находил потребителя и в цистернах вывозился даже в столицу.
«Маленькая Германия» процветала благодаря трудолюбию, способностям ее жителей. Но поддержкой, конечно, были кредиты из ФРГ на развитие производства, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры.
И все же начиная с середины 70-х прошлого века численность немцев в селе Рот Фронт, да и во всем Кыргызстане стала постепенно уменьшаться.
Германия открыла свободный въезд для этнических немцев.
Ничего необычного нет в том, что многие устремились на землю своих предков. Далеко не все нашли там себя, и многих тянет на свою малую родину. Немцы, выехавшие из Рот Фронта, не продали свои дома. Почти каждое лето они приезжают сюда к родственникам и соседям — немцам, русским и кыргызам, да и сами частенько принимают гостей из Кыргызстана, присылают им посылки, переписываются и перезваниваются. Конечно, тяжело привыкают к новой жизни пожилые.
Они говорят: «В Кыргызстане мы жили беднее. Но жили одной семьей, дружно и в беде, и в радости. И знали, что придешь к соседу, и он всегда поможет и словом, и делом. А здесь мы живем изолированно».
Тем более сейчас, когда Германия переживает кризис, налицо массовая безработица, Берлин «закручивает гайки» по отношению к «советским  немцам», ужесточает требования к знанию языка, сокращает пособия, пенсии, льготы.
В Рот Фронте же, несмотря на прошедшую перестройку, приватизацию и прочие ноу-хау, дела идут неплохо. В 2006 г. председателем ОКХ избрали Омуралиева Улана Картанбаевича. Объединение преобразовано в сельскохозяйственный кооператив под тем же названием. СК «Рот Фронт» обрабатывает 298 га земли, добиваясь неплохих результатов в выращивании сельхозпродукции. Сохранились инфраструктура, больница, школа, аптека, пекарня. Действует дом молитвы. Пастором сейчас является Генрих Гамм. Дом молитвы посещают сельчане, а также жители соседних сел — немцы, русские, кыргызы, турки, корейцы и т. д. Всего прихожан — около 100 человек. Есть мельница, которая круглый год обслуживает кооператив и близлежащие села. Тут работает с давних пор В. Вегель. В планах — запуск маслосырзавода. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, птиц.
Отдельно хочется рассказать о школе им. Д. Мамашовой. Она организована в 1929 году. Здесь работали замечательные учителя, в основном немецкой национальности. Школа всегда славилась высоким уровнем знаний своих учеников-победителей многих спартакиад, конкурсов и фестивалей, здесь до сих пор хранят многочисленные республиканские и международные награды.
Поддерживаются международные связи в области образования, культуры и профориентации образовательными учреждениями Германии, Австрии, Бельгии, США, Турции, Кореи, России. Когда-то на базе школы был создан центр немецкой культуры, но сейчас его деятельность нуждается в поддержке и возобновлении.
Что касается немецкого населения, то из 227 немецких дворов осталось  27 — это около 70 человек. Живут еще в Рот Фронте представители династий Тильманов, Вегелей, Шмидтов, Гаммов, Паульсов, Гофманов. И они, и те немцы, которые уехали в Дойчланд, по-прежнему считают своей Родиной Кыргызстан —  землю, где они родились.

Лариса САПЕГО.

 






Добавить комментарий