Main Menu

Шагая в ногу со временем

В прошлом номере в материале «Регионы — основа страны» мы вели разговор о двухлетнем периоде президентства Сооронбая Жээнбекова. Говорилось о развитии регионов, о том, что уже сделано. В продолжение этой темы хотелось бы поразмышлять о другом стратегическом направлении, определённом главой государства, — о цифровизации страны.

Цифровизация, как и развитие регионов, затрагивает многие сферы нашей жизни: управление государственной системой, усовершенствование оказания госуслуг, улучшение системы здравоохранения и образования, борьбу с коррупцией и контроль общества за подобными проявлениями. Это не просто переход на цифровые носители, процесс компьютеризации прошёл. В любом госучреждении уже давно пользуются подобным оборудованием. Страна подошла к более глобальной задаче — объединить все имеющиеся базы данных, внутриведомственные системы в единую сеть для того, чтобы использовать передовые цифровые технологии на всех уровнях жизни государства и общества.

О значении цифровизации говорил Президент на днях, выступая на телекоммуникационном форуме «Цифровой Кыргызстан: развитие регионов»:

— Перед нами стоит цель — вывести страну на передовое место в регионе по цифровизации. Это сложная проблема, требующая много сил и времени. Такой исторический шанс выпадает лишь раз. Если не сумеем добиться цели, то цифровой мир останется закрытым для нас. Цифровые технологии необходимы нам, как воздух и вода. Государственные служащие, предприниматели, общество должны в полной мере это осознать. Иначе страна не будет развиваться.

Многое за эти два года уже сделано в этом направлении. Разработана Концепция цифровой трансформации на 2019-2023 годы «Санарип Кыргызстан», в которой чётко определили цели, задачи и приоритетные направления. Один из важных элементов стратегии — система межведомственного электронного взаимодействия «Тїндїк», она признана одним из успешных проектов в 130 странах. С 1 сентября 2018 года разработано 75 первоочередных баз данных и 322 информационных сервиса государственных органов, к СМЭВ «Тїндїк» подключились 20 коммерческих организаций и 62 государственных органа. По состоянию на 19 июля этого года функционируют 37 госуслуг, которые подключены к порталу.

С 1 сентября 2018 года через эту сеть прошло более 7 млн. транзакций и 25 государственных органов уже обмениваются данными. С 1 июня 2019-го автоматизирована справка о налоговой задолженности при участии в государственных закупках. Только по этой справке было получено 200 000 автоматизированных ответов от Государственной налоговой службы. На данный момент уже производится автоматизированный обмен через «Тундук» по 11 справкам, до конца 2019 года будут автоматизированы ещё 7 справок. С 1 июля 2019-го запущен упрощённый процесс получения пособия «Балага суйунчу» путём обмена информации через систему «Тундук». Пособие выдаётся в течение 1-2 дней вместо нескольких месяцев. В августе 2019 года произведено подключение к этому порталу Интеграционного шлюза Евразийской экономической комиссии, что позволит обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС в автоматизированном режиме.

Как видно из этой информации, цифровизация намного упрощает общение граждан с госучреждениями в получении тех или иных документов, улучшает взаимосвязь самих государственных органов между собой, появляется больше открытости и прозрачности. Например, с 1 июля 2019 года запущена Национальная система мониторинга, которая позволяет в режиме реального времени отслеживают финансовые, экономические и социальные показатели государства. С 1 января 2019-го вступила в действие информационная система «Каталог», она ведёт автоматизированный учёт всех информационных систем государственных органов.

Один из больших и востребованных временем проектов — это цифровизация в рамках судебной реформы. Возможности, которые дают электронные технологии, усложняют жизнь коррупционерам и взяточникам. Так, введена система аудио-, видеофиксации и протоколирования судебных заседаний. Введены системы «Единый реестр преступлений и проступков» и «Единый реестр нарушений». Отделения милиции подключаются к интернету. Если продолжить речь о реформе, то надо заметить, что образована экспертная группа по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы. Её цели — выявить проблемные вопросы и определить пути решений, а также помочь в имплементации и гармонизации новых норм НПА. В рамках реформы из МВД передана функция формирования уголовно-правовой статистики в органы прокуратуры, которые участвуют на всех стадиях уголовного процесса — от возбуждения дела до вынесения решения суда. Внедрён принцип гуманизации законодательства, менее тяжкие правонарушения выведены из состава уголовных и переведены в проступки. Начала свою деятельность Дисциплинарная комиссия при Совете судей, её деятельность направлена на очистку судебной системы.

Ожидаемым обществом стал проект «Безопасный город». Страна приступает уже к реализации его второго этапа. Планируется охватить видеофиксацией всю территорию Кыргызстана: 7 областей, 2 города республиканского значения, 15 городов областного и районного значений, 73 населённых пункта. Системы автоматической записи нарушений ПДД дополнительно запустят на 44 перекрёстках в Бишкеке, 35 перекрёстках в Оше, на 12 перекрестках в Джалал-Абаде и других населённых пунктах страны и скоростных участках автомобильных дорог. В целом предполагается установить около 3 000 видеокамер различного типа. Главная цель проекта — снижение смертности на дорогах, количества ДТП. Участки видеопросмотра согласованы с ГУОБДД МВД и органами местного самоуправления, которые определялись с учётом статистической концентрации автоаварий.

Но многое ещё предстоит сделать, и здесь хочется снова вернуться к речи Сооронбая Жээнбекова, сказанной на форуме «Цифровой Кыргызстан: развитие регионов», её можно назвать программной, где коротко и чётко определены первостепенные задачи и сроки их исполнения:

— В ближайшем будущем развитие цифровой экономики Кыргызстана будет проводиться в трёх приоритетных направлениях. Первое: цифровая трансформация бизнес-процессов, производственных связей; внедрение инноваций в финансовый и банковский сектора; обеспечение компетентными специалистами и повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных компаний; развитие цифровой инфраструктуры и цифровых платформ в приоритетных секторах экономики. Второе: использование стратегий по развитию цифровой экономики стран-партнёров; использование «цифровой повестки дня ЕАЭС-2025»; восстановление цифрового Великого Шёлкового пути через программу «Один пояс — один путь» и поддержка других международных инициатив по развитию региональной цифровой инфраструктуры. Третье: снижение препятствий на пути развития и разработки цифровых технологий. Реализация обозначенных направлений позволит нам расширить рынки сбыта для частного сектора, создать новые виды товаров и услуг и принять участие в глобальной производственной связи.

Но не всё идёт гладко, и Президент обратил на это внимание:

— Переход к электронному предоставлению лицензий и разрешительных документов со стороны правительства, начавшийся ещё в 2015 году, никак не доходит до логического завершения. А проект «Энергетическая карта», внедряемый по предложению предпринимателей из сферы электроэнергии, так и не заработал в полную силу. Ввиду того что данная карта не обновлялась с 2017 года, появляются препятствия для предпринимателей при подключении к электричеству. Усложнено закрытие прекративших свою деятельность предприятий. Процедуры по использованию электронной цифровой подписи при предоставлении электронной налоговой отчётности неудобны. Использование различных стандартов при употреблении криптокодов приводит к неразберихе в программном обеспечении. Из-за отсутствия широкополосного интернета в сёлах для сельских жителей остаются недоступными возможности облегчения быта при помощи цифровых технологий. Цифровая инфраструктура должна стать предпосылкой для обеспечения полноценного предоставления трафика и развития интернета.

Президент призвал руководителей местных органов власти проявлять инициативу в вопросе продвижения цифровизации, сказав, что некоторые проекты на местах можно реализовать за счёт собственных средств малых городов и недотационных айыл окмоту. Сооронбай Жээнбеков предупредил, что оценивать работу акимов, мэров и глав айыл окмоту будут по тому, как они внедряют на местах цифровые инновации. Ведь главная цель всеобщей цифровизации не удобство делопроизводства, не скорость перемещения документов между ведомствами, а облегчение жизни людей. Например, к декабрю 2019 года должно завершиться внедрение автоматизированной системы управления Бишкекской службы скорой помощи. Этот проект начнёт работать в Оше и Караколе с 2020 года, впоследствии и в других городах начнут распространять эту систему. Преобразуется деятельность центров семейной медицины, они смогут круглосуточно обслуживать население. Для этого предполагается внедрить услуги по онлайн-консультированию через интернет и телефон, а также внедрить систему электронных очередей. Упомянул глава государства и об изменениях в сфере образования. По проекту «Умная школа» предстоит цифровизировать основные процессы в школах, вводится электронная очередь при приёме учеников в школу. Контроль над работой учителей и учебным процессом учащихся будет возможен через цифровые носители. Идёт процесс подключения школ к интернету, благодаря этому станут доступны на дистантной основе уроки по математике, информатике и иностранным языкам для региональных школ. А затем к Всемирной сети получат доступ все социально значимые учреждения республики.

Передовые технологии сегодня развиваются так быстро, что любое отставание от общемировых процессов сразу сказывается на развитии любого государства, негативно отражается на экономике, социальной жизни и многом другом. Год цифровизации, объявленный Президентом Кыргызстана, не только позволяет разрешать насущные проблемы, но и позволяет заложить потенциал на будущее, чтобы продолжать идти в ногу со всем миром, применять у себя все самые лучшие достижения цивилизации и оставаться равными партнёрами в международном сообществе.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий