Main Menu

Выработать стратегию адаптации

В Бишкеке стартовала Неделя зелёной экономики, в обширную программу которой вошло множество мероприятий.

В частности, в столичном «Парк-отеле» прошёл международный семинар «Изменение климата в Кыргызстане и риски для частного сектора». Открывая семинар, заместитель министра экономики КР Султан Ахматов отметил, что первая неделя зелёной экономики прошла в Кыргызстане в 2018 году и хорошо, что она уже становится традицией. Кыргызстан также приверженец зелёной экономики. Уже разработан проект программы правительства по её развитию до 2023 года. В ближайшее время ожидается принятие этой программы, предусматривающей такие направления, как зелёное сельское хозяйство, зеленая промышленность, углеводородный и экологически чистый транспорт.

Заведующая отделом экологии климата Кыргызгидромета Зоя Кретова подробно рассказала участникам семинара об изменениях климата, происходящих в Кыргызстане. При этом она подчеркнула, что глобальные процессы, связанные с изменением климата, не всегда идентичны климатическим изменениям, которые случаются в республике. Это обусловлено географическим положением Кыргызстана, поскольку он находится в центре континента, вдали от влажных воздушных масс, которые и приносят климатические изменения погоды. Кроме того, мы расположены в трансграничных широтах, что обуславливает значительное количество солнечный дней.

Каждые 10 лет на земле происходит повышение температуры, и оно выше, чем предыдущее. На территорию Кыргызстана глобальное потепление пришло на 20 лет позже. Тем не менее если оценивать скорость потепления, то для нас она составляет 0,22 градуса за каждые 10 лет в периоды с 1976 года, а для земного шара цифра составляет 0,17 градуса. Наиболее широкие амплитуды температуры отмечаются в долинной зоне Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской областей, где каждые 10 лет она возрастает на 0,3-0,4 градуса. Если рассматривать температуру по сезонам, то картина пёстрая. Осенью она поднимается на 0,3-0,4 градуса, а зимой происходит аномальное повышение. К горячим точкам отнесятся Бишкек и долинная зона Чуйской области.

Зона климатов для месяцев ещё более разнообразная. «Мы привыкли считать, что у нас каждый месяц отмечается повышением температуры, однако, к примеру, в декабре, уже отмечается похолодание, а в феврале идёт значительный рост температуры. Выходит, что декабрь и февраль, превентируя друг друга, дают в зимний период температуру, которую все ощущают, то есть мы ощущаем повышение февральских и мартовских температур. И создаётся впечатление, что из зимы мы сразу переходим в лето. Что же касается летних месяцев, то в июле и августе в центральной части КР, преимущественно в горной зоне, вообще не ощущается роста температуры, а, наоборот, есть незначительная тенденция к похолоданию. Если говорить об осадках, то они являются весьма изменчивой величиной, то есть один год бывает переувлажнённым, а на другой мы можем испытывать дефицит выпадения осадков», — констатировала З. Кретова.

Из-за сложности рельефов в республике режим выпадения осадков очень изменчив. Тем не менее отмечается незначительная тенденция их повышения. Если же рассматривать внесезонные изменения, то наибольший рост осадков отмечается зимой, в зонах, где их и так много: на склонах Ферганского хребта и восточной части Прииссыккулья. Весной на территории Чуйской области и Центрального Кыргызстана отмечается тенденция сокращения осадков. Летом в восточной части Иссык-Куля сокращаются осадки, однако в западной части республики ощутим их рост. Осенью картина очень пёстрая: на какой-то территории страны идёт рост, а где-то — уменьшение.

Что касается месячной нормы осадков, то, по мнению З. Кретовой, стоит обратить внимание на совокупность климатических изменений, провоцирующих возникновение чрезвычайных ситуаций. К примеру, в весенние месяцы, в апреле-мае, намечается сокращение осадков и на фоне повышения температуры, а значит, дефицита осадков летом. Высокая температура увеличивает испарение с поверхности почвы, та иссыхает и требует большего полива. Те, кто трудится в аграрном секторе, ощущают это на протяжении длительного времени.

В этом году каждый из нас почувствовал происходящие климатические изменения на себе, когда в октябре осадки выпадали всего три раза. Хотя этот месяц является вторым по максимуму осадков в году. Важной характеристикой, отражающей климатические риски, являются волны жары. Это такие циклы, когда не менее трёх дней подряд отмечается аномально жаркая температура. По долинным зонам республики отмечается рост случаев с подобными волнами жары. Это чревато сильной нагрузкой на все живые организмы. Прежде всего страдает человек, поскольку его организм просто не успевает остыть. Если раньше мы ощущали жару, положим, 3 раза в месяц, то сейчас практически в течение всего месяца. Таким был, к примеру, июль этого года. Можно представить, какую нагрузку в такое время испытывает природа, когда усиливается испарение, сохнет земля и тают ледники.

Однако З. Кретова полагает, что на фоне всех отрицательных моментов есть и некий положительный аспект изменения климата. Это так называемая сумма активных температур, то есть накопленное тепло. Этот показатель помогает определить тот вид сельхозкультур, который можно выращивать на данной территории. К примеру, территория Чуйской области и долин Ошской и Джалал-Абадской областей отмечены на карте ярко-зелёным цветом, отмечается рост активных температур, что даёт возможности для выращивания новых сельхозкультур.

В целом по республике сокращаются дни с температурой ниже нуля и увеличивается количество дней с температурой не выше 25, 30-35 градусов. Интересным фактом является то, что растёт количество тропических ночей, когда температура выше 20 градусов. Увеличивается продолжительность вегетационного периода, а периоды снежного покрова, напротив, сокращаются. В частности, в марте из-за аномально высокого роста температуры снег просто не выпадает. Обычно идёт дождь, а в горных районах если и падает снег, то он тает гораздо быстрее, чем раньше. В долинных зонах уже не только в марте, но и в феврале вместо привычного снега у нас случается дождь.

Что касается климатических изменений, ожидаемых в ближайшем будущем, то, по мнению большинства учёных, они в большей степени зависят от вида экономики, который будет превалировать на земле. Если человечество будет развиваться на том уровне, что сегодня, то в текущем столетии температура воздуха повысится на 3-5 градусов. Можно представить последствия, если уже сегодня, когда температура в мире повысилась на 1 — 1,5 градуса, происходят катастрофические изменения: таяние ледников, повышение уровня океана, рост числа стихийных катаклизмов. Однако если даже человечество примет меры к сокращению выпуска парниковых газов, то потепление климата всё равно не изменить. Оно будет проходить медленными темпами, и человечество будет иметь возможность адаптироваться к этим негативным проявлениям.

Глобальные меры, которые разрабатываются учёными, в принципе согласуются с изменениями климата, которые ожидаются в Кыргызстане в ближайшие 30 лет. Любопытно, что в зимний и весенний периоды увеличатся осадки. Это грозит тем, что у нас вырастет число различных опасных процессов, весенних лавин, оползней, селей, паводков, а летом по одному сценарию ожидается сокращение осадков, а по другому — сплошная неопределённость. Тем не менее при любом раскладе это будет катастрофой. К примеру, сокращение осадков увеличит засухи, что весьма негативно для нашей аграрной республики, а повышение их количества летом и осенью может спровоцировать опасные природные процессы. В чрезвычайной ситуации окажутся также энергетический сектор и, разумеется, сектор здравоохранения, заключила ведущий специалист Кыргызгидромета.

О причинах, по которым средний и малый бизнес должен адаптироваться к изменениям климата и каким образом он может это сделать, рассказал в своём выступлении представитель Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Штефен Феликс. Он остановился на разнице между смягчением климата и адаптацией к климатическим переменам с точки зрения бизнеса. Мир говорит о сокращении выхлопов и выбросов газа в атмосферу, что сильно влияет на климат. Адаптация же — это противоположное, то, каким образом климат влияет на бизнес. Самое главное — научиться управлять прежде всего рисками и использовать все возможности, которые несёт в себе изменение климата. Надо не только говорить о защите окружающей среды, но гораздо больше об обеспечении гибкости, устойчивости с тем, чтобы бизнес продолжал функционировать, подчеркнул немецкий эксперт.

Также очень важно проводить различие между прямыми и косвенными воздействиями. Прямые природные воздействия — это те, которые напрямую влияют на какую-то компанию. Допустим, наводнение, которое разрушает помещения, здания. Это могут быть и волны жары, влияющие на производительность сотрудников компаний. Под косвенным воздействием имеют в виду влияние на экосистему, окружающую чей-то бизнес. Это, например, может быть физическая инфраструктура и дороги, которые ведут к производственным помещениям, в результате клиенты либо партнёры не смогут вовремя приехать в офисы.

Или же разрушена и оборвана линия электропередачи, и в здании нет электричества. Весьма важно контактировать и вести диалог с властями страны, с другими сторонами, которые могут конкретно помочь бизнесу.

Появляется возможность выращивать новые культуры. Например, в Турции температура водных бассейнов, окружающих страну, появились новые виды рыб, представляющих экономическую ценность. Можно разводить их и продавать, чего раньше не было», — сказал Ш. Феликс.

Далее он рассказал об одном опросе, проведённом несколько лет назад в развивающихся странах. Вопрос был такой: «Насколько изменение климата уже влияет на ваш бизнес?» 47% всех опрошенных подтвердили, что они уже наблюдают, как изменение климата влияет на их бизнес, на здоровье их подчинённых. И этот процент растёт в целом в мире, изменение климата уже оказывает влияние на предпринимателей. Говоря о будущем, 70% представителей малого и среднего бизнеса полагают, что климатические изменения подвергают долгосрочному риску их дело. И есть только 27% бизнесменов, которые реагируют на ситуацию и пытаются адаптироваться. Почему это происходит? Этому есть несколько причин: сложности ведения бизнеса, незнание его потенциала, а многие бизнесмены просто пытаются выжить от одного дня к следующему.

Для них, по словам Ш. Феликса, разрабатывается инструментарий, который поможет научиться думать по-новому, выявлять риски, которые несут с собой климатические перемены, и использовать возможности. Это программа называется «Четыре шага» она доступна онлайн. В заключение немецкий эксперт подробно сообщил, как оперативно познакомиться с отдельным каталогом всех адаптационных мер, рекомендуемых частному сектору. Он разбит на три основных раздела: «серые меры», носящие технический характер, мягкие «зелёные меры» (упредительного характера) и «красные меры» (чрезвычайного характера).

Затем состоялась панельная дискуссия на тему «Риски и возможности для частного сектора при изменении климата», в которой спикерами выступили фермеры С. Жуманазарова из Аксыйского и А. Эргешов из Ноокенского районов Джалал-Абадской области, представитель туристической индустрии Н. Турганбаева и эксперты А. Акелеев и Н. Абдырасулова поделились опытом собственной адаптации к работе при климатических изменениях. Они в течение трёх лет сотрудничают с компаниями Германии и поставляют фрукты и овощи в Европу, а также работают с некоторыми хозяйствами из России, чтобы поднять урожайность своей продукции. Туроператор рассказала о своей деятельности по привлечению туристов из арабских стран. Эксперты предложили ряд рекомендаций, которые помогут представителям малого и среднего бизнеса лучше адаптироваться в условиях климатических изменений.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.



(Next News) »



Добавить комментарий