Main Menu

Чокморовская осень, или Вернисаж памяти

В Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась республиканская осенняя выставка, посвящённая 80-летию народного художника КР и народного артиста СССР Суйменкула Чокморова.

Его многогранное творчество получило огромное признание в стране и за её пределами, особенно замечательны герои, сыгранные им на экране в знаменитых кинолентах «Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Джамиля», «Чрезвычайный комиссар», «Улан», «Красное яблоко», «Дерсу Узала», «Седьмая пуля». Чокморов — единственный из актёров советского кино, четырежды удостоенный Главного приза Всесоюзных кинофестивалей за лучшую мужскую роль. С 1987-го по 1991 год он руководил Союзом художников Киргизской ССР. Это были годы распада СССР, время коммерциализации изоискусства, однако Чокморов до конца оставался верен своим принципам, преданно отстаивая интересы культуры Кыргызстана.

На церемонии открытия выставки участников и зрителей тепло приветствовали известный государственный деятель, экс-премьер-министр Апас Джумагулов, председатель Союза художников КР Таалай Усубалиев и директор Национального музея изоискусств имени Г. Айтиева Мира Джангарачева. В обширных выставочных разделах широко представлены произведения живописи, графики, скульптуры, фотография и прикладное искусство. Экспозиция наглядно продемонстрировала уровень каждого участника выставки, наглядно дала ясную информацию о направлениях и характере развития художественного творчества в республике. Организаторами выставки выступили Министерство культуры, информации и туризма, Союз художников КР и Национальный музей. А участие в ней приняли практически все активно и плодотворно работающие художники страны. Свои произведения выставили маститые и молодые живописцы и графики, ваятели и прикладники.

Есть в залах выставки произведения, вдохновенно продолжающие традиции отечественной школы изобразительного искусства, а также экспериментальные разработки. Однако всех их объединяет одно качество — они, безусловно, значимы и талантливы. Сегодня творчество, увы, не приносит желанного и стабильного дохода, но всё же художники настроены оптимистично и продолжают самоотверженно трудиться. В целом осенняя выставка весьма разнообразна на темы и стили, а работы, представленные на ней, создают приятный настрой. И это всё вселяет в нас добрую надежду на то, что изобразительное искусство республики целеустремлённо находится на пути поисков и новых творческих открытий, поскольку разнообразие идей, замыслов и их воплощения и есть базовый фундамент культурного развития страны.

Надо отметить, что на выставке много разножанровых работ, посвящённых самому С. Чокморову. Вход в зал украшает портрет С. Чокморова «Кыргыз ону», созданный Орозбеком Молдобаевым. Автор, на наш взгляд, сумел тонко уловить в недюжинной человеческой натуре своего легендарного персонажа самое характерное и узнаваемое. Интересно и своеобразно представлен актёр и живописец Чокморов и в самобытных произведениях Бакыта Мусаева «Суйменкул», Доктурбека Кысамединова «Портрет С. Чокморова с Д. Камбаровой», работах художников и скульпторов Зайбетдин уулу Т., Настар Мамая, Ш. Анарбекова, А. Музарханова, Д. Жолчуева, Е. Мирау, А. Сыдыкова, А. Адрахманова, А. Мукамбаева.

Большая же часть произведений, написаны как бы на отвлечённую тему: они отражают дух, позицию, творческое кредо, философию художника и артиста. Эти полотна искренни и трепетны по глубине и накалу заложенных чувств, они не только притягивают внимание, но и заставляют по-доброму сопереживать вместе с их авторами и воспринимаются как цельные и поэтичные размышления на извечные для человеческой сути темы. Здесь можно назвать произведения В. Шестопала «Кочевник» и С. Токтобаевой «Узник времени», С. Бабаджанова «Осень на джайлоо», Т. Акунова «Курултай», триптих М. Кунакунова, Н. Даркунова «Долина предков», Е. Гуляевой «Иван» и «Мария», Д. Казакбаева «Новый жилмассив», З. Эсенканова «Посвящается всем матерям», В. Файзыева «Исход», А. Мамбетовой «Пустота», а также реалистичные полотна Б. Арыкова, Н. Турпанова, О. Жунузалиева, Б. Темирова, А. Каменского. М. Томилова. О. Абсаттарова.

В работах многих художников выстроены слои культурного пространства. Это заметно в пейзажных полотнах, натюрмортах, портретах и декоративно-прикладных произведениях. Общее пространство Кыргызстана отражено в сельских и городских пейзажах. В них авторы представляют и личный взгляд, и переживания, связанные с родным краем, его природой и людьми. Простота сюжета увлекает и притягивает внимание на картинах Р. Ханафеева «Мы из Фрунзе», Б. Синиярова «Мальчик с урюком», С. Абдыкеримова «Кочкорская долина», Т. Шаршеналиева «Беш-Кунгей», Э. Бигдаева «Воспоминания», У. Закирова «В горах», В. Руденко «В таласском лесу», Н. Карымбаевой «Легенда», А. Фель «Таш Мойнок», Р. Токтобаевой «Могила», С. Сатыркулова «Окраина Бишкека», Н. Орозалиева «Озеро», Тайырбек уулу Р. «Сумерки», Б. Усубалиева «Подруги», А. Ибраимова «Всадник», художественных фотоработах А. Жоробаева и Э. Болджурова.

Декоративно-прикладное искусство весьма достойно представлено в произведениях Р. Акматовой и Е. Лысогорова. В их работах чувствуется органичное существование самих авторов и их творений — это результат творческого дара, жизненного опыта, постоянного плодотворного усердия и самоотдачи. За годы творчества художники научились безупречно ощущать материал, а свой образ жизни и эмоции точно передают в созданных произведениях. Им удаётся, не утратив основ самобытного ремесла, наполнить его образной интерпретацией. В разделе графики на выставке показаны произведения таких самобытных художников, как Пётр Куринских, Аким Тургунбаев, Чингиз Шаршеналиев, Марат Заркунов, Лариса Николаева. Мы видим в их работах один Кыргызстан — один народ, одну историю, но в то же время — это общая история, состоящая из личных историй и индивидуальных переживаний.

На выставке зримо представлено и экспериментальное, модернистское направление. Здесь можно увидеть работы Константина Шкурпелы, Осмонбека Идирисова, Галины Серебряковой, Абдысадыра Турусбекова, Сансызбека Миррахимова, Дамира Касаболотова. Эти художники всегда ищут новые средства выражения, созвучные современному мышлению. Для них пространство холста — свежая возможность для импровизации, где впечатления передаются сжато и обобщённо, а основной смысловой доминантой всегда выступает цвет. В их полотнах мы видим целостный художественный мир, в котором теснятся тревога и боль, надежда и красота. Сложная и порой драматическая динамика жизни воспринимается авторами через призму освоенной ими культуры, посредством богатой творческой интуиции и образного мироощущения.

Глядя на работы художника, всегда думаешь: кто из мэтров был его художественным наставником в академии, институте? Замечательные преподаватели не только передали ученикам мастерство техник, но и удивительную любовь к Отечеству. Об этом говорит представленная в экспозиции художественная галерея образов, пейзажей, почти символичных персонажей. Из таких художественных фрагментов малой родины возникают и передаются традиции отечественного искусства. Возникает пространство — Родина! Кыргызстан в работах авторов республиканской выставки — реальное пространство, пространство Айтматова, Бейшеналиевой,  Молдобасанова, Океева, Рыскулова, Чуйкова, Чокморова. Оно полно различных взглядов, точек зрения, противоречий.

Картины, скульптуры, прикладные работы дают авторам необходимый творческий опыт. Мыслящий художник придумывает и разрабатывает разные тематические циклы с точки зрения художественных стилей и языков. Искусство же появляется тогда, когда художник говорит на языке, на котором объясняются в любви. Авторы осенней выставки в Бишкеке своим творческим поиском и обращением к человеческой душе, несомненно, найдут путь к сердцам зрительской аудитории.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий