Main Menu

Шикарно, когда играют дети

Сегодня очень много говорится о важности духовного, культурного, нравственного обогащения детей, привития им патриотизма. О том, насколько важно помочь ребёнку найти себя и занять его полезным делом. Но слова без действий, как известно, не приносят плода. А вот те, кто действительно старается вкладывать все свои силы в эти цели, поддержки государства, увы, не находят. Речь о детском недооценённом театре «Республика ШКИД», аббревиатура которого расшифровывается — шикарно, когда играют дети.

 

 

Долгое время «Республика ШКИД» состояла при национальном центре детства и юношества «Сейтек». Одновременно она активно сотрудничала и с Русским драмтеатром. Таким образом, уникальный коллектив находился в тени двух великих организаций, представляясь их актёрами. Самостоятельно жить и творить ему не позволяли финансовые трудности. Но в конце концов «Республика ШКИД» решилась рискнуть и уйти в свободное плавание. Однако, увы, обрести свою сцену и заявить о себе в должной мере у неё пока не получилось. Но, несмотря на это, театр не сдаётся и готовится отметить своё пятилетие.

— Нет у нашего государства интереса к подобному искусству. А вот зрители, напротив, придя хотя бы один раз на наш спектакль, навсегда становятся верными поклонниками, — делится его режиссёр Бакыт Койкелов.

Часто театр выступает в школах, поднимая серьёзные и актуальные темы. Детям так нравятся его постановки, что после них они создают целые галереи рисунков, отражающих их мысли о той или иной сценке.

В целом на счету «ШКИД» 12 произведений искусства. Все авторские. В основном о важных социальных проблемах. К примеру, спектакль «Дорога в Париж» рассказывает подрастающему поколению, к каким страшным последствиям ведёт жестокость. Идея постановки «Стоп игра» — донести до детей, как им могут навредить долгое пребывание в социальных сетях и такие опасные для их жизни игры, как «Синий кит». «Мы стараемся заниматься профилактикой. Объяснить также и взрослым, что если они не отслеживают жизнь своего ребёнка, то он обезличивается и превращается в марионетку, — поясняет актёр театра Дмитрий Сушко. — В «Вишнёвом самурае» показан выбор между любовью и честью. Эксклюзивные постановки с глубоким смыслом и сильной актёрской игрой, от которой возникают мурашки по телу, настолько впечатляют зрителей, что они долго аплодируют стоя, иногда даже со слезами на глазах. Не существует больше на постсоветском пространстве подобного нам детского театра. Другие просто ставят знакомые всем сказки. Мы же поднимаем злободневные темы. Сейчас появилась идея затронуть проблему уничтожения экологии, а точнее, вырубки деревьев и исчезновения снежного барса».

Обычно детям неинтересно в театрах. Они балуются, не вникают в суть произведений. Но у «ШКИД» такого нет. Мальчики и девочки внимательно следят за непредсказуемым развитием событий, очень сопереживают главным героям и другим персонажам. «Наши спектакли называют очень атмосферными. Мы создаём эту захватывающую атмосферу музыкой, светом, декорациями и конечно же своей игрой. Человек, приходя на них, погружается в целый мир. В прошлом году, когда мы ставили «Блокаду Ленинграда», её посмотрели участники Ассоциации блокадников Ленинграда. После чего один из ветеранов сказал нам: «Я увидел не спектакль, я увидел Ленинград». То есть грань была стёрта», — вспоминает Бакыт Койкелов.

Вся беда театра в том, что хоть им и восхищаются даже за пределами страны, необходимой помощи, которую он многократно просил у властей в виде собственного помещения, нет. «Если вы увидите нашу костюмерную, то ужаснётесь — это сырой подвал. Сценические костюмы изношены до невозможности. Собираем их с миру по нитке. Тем более они хранятся в этих нечеловеческих условиях. Для репетиций мы иногда вынуждены арендовать на последние деньги школьные залы».

Все спектакли заканчиваются на позитиве.

«ШКИД» работает по системе Станиславского. В театр берут всех желающих, помогая каждому ребёнку раскрыться. Категория зрителей — от трёх лет.

Когда-то в составе «ШКИД» было 70 актёров. Сейчас же из этого числа остались только 30 человек, преданных идее. Родителям не нравятся условия занятий, когда нет нормального помещения. Ребёнок уже стал этим жить, а его отрывают. «Мы, по сути, держимся на энтузиазме», — устало говорит режиссёр.

К слову, покорив своим творчеством и оригинальными постановками ценителей и деятелей большого искусства, он получил множество приглашений на работу в Казахстане, России, Европе. «Я бы давно уехал. Дети ведь везде одинаковые. Но если я сделаю это, то предам свой уникальный коллектив. В одной Москве 171 театр. Несмотря на то что в них годами не меняют репертуар, люди всё равно приходят. Мы же вынуждены показывать свои произведения лишь раз в год — в день рождения театра, и то за свои деньги.

«Когда я учился в Москве в колледже имени Георгия Товстоногова, мне посчастливилось встретиться с гениальными режиссёром Никитой Михалковым и актёром Евгением Мироновым. Они проводили для нас урок в нашей театральной школе. Я воспользовался возможностью и показал творчество, которым занимаюсь в Кыргызстане, рассказал о нашем Бакыте Койкелове, дарованиях наших детей-подростков, действительно сегодня делающих театральную революцию в культуре и искусстве страны. И я видел слёзы на глазах мэтра Евгения Миронова. Это, наверное, стало для меня самой высочайшей наградой», — вспомнил Дмитрий Сушко.

«ШКИД» имеет собственный You Tube-канал, благодаря которому у театра появились поклонники за границей. К примеру, жительница Санкт-Петербурга написала комментарий под видео с постановкой: «В нашей культурной столице очень не хватает вашего театра». Также недавно к нему обратился с предложением профессор из университета округа Колумбия. «Он заинтересован, чтобы мы стали театром при них. Даже предложили жильё и работу. Но оставить не позволяет внутреннее понимание. Оставить тут всё — значит оказаться трусом, бояться смотреть проблеме в глаза и сдаться», — поделился Дмитрий Сушко.

«Люди хотят приехать посмотреть наши спектакли. Признание есть, а своего стационарного театра нет. Мы боремся за справедливость, но надолго ли нас хватит?» — также сказал о наболевшем Бакыт Койкелов.

Театр мог бы ездить на международные детские фестивали и прославлять Кыргызстан. Однако финансы не позволяют ему принимать в них участие. А недавняя история оказалась для «ШКИД» ну уж совсем до слёз обидной. Пришло приглашение от самого Сергея Безрукова выступить на театральном фестивале. «Но мы не смогли, поскольку нашего заработка не хватает на подобные поездки. Иногда я вынужден работать сантехником, ремонтировать ноутбуки, и все заработанные деньги пускаю на любимое дело. Наш театр способен зарабатывать миллионы, но при этом мы ничего не имеем», — продолжил Дмитрий.

Актёр также отметил, что в Кыргызстане нет организаций, которые бы волновали проблемы молодёжи. Окончил 11-й класс и иди, куда хочешь. Тебя бросают как спартанца на произвол судьбы, и ты вынужден крутиться сам. Тут же этим пользуются такие игры, как «Синий кит», движения, как «калумбайн», учащие жестоко мстить обидчикам. В итоге случаются мировые трагедии. «Мы не хотим этого. Именно поэтому и занимаемся творческим культурным строением молодёжи. Стараемся дать ей надежду на будущее. Именно через культуру и искусство видим дальнейшее развитие молодого поколения. Это важнейший вопрос, на который нельзя не обращать внимания. Ведь прошли те времена, когда Суйменкул Чокморов снимал фильмы по рассказам Чингиза Айтматова. Тот великий период, когда о нас знал весь мир. Мы хотим, чтобы о нас заговорили снова. А ведь у нас для этого есть всё. Чем мы хуже? Нам есть чем гордиться и что показать», — подчеркнул Дмитрий Сушко.

Аида ШИРИНОВА.

Фото из личного архива «Республики ШКИД».






Добавить комментарий