Main Menu

Ширдак: путешествие из прошлого в настоящее

На три дня Дом-музей М. Фрунзе превратился в мастерскую по изготовлению ширдаков и ала-кийизов. Здесь проходили мастер-классы для столичной детворы и посетителей музея. Мероприятие организовано Бюро ЮНЕСКО в Алматы и Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО в Кыргызстане.

— В 2018 году ЮНЕСКО совместно с ЕС запустила совместный проект «Коридоры наследия Шёлкового пути», он реализуется в странах Центральной Азии, Афганистане и Иране. Мастер-классы и тренинги направлены на сохранение и продвижение нематериального культурного наследия народов этих государств. В Кыргызстане программа рассчитана на изучение традиций изготовления войлочных ковров — ширдака и ала-кийиза. Тем более что они в 2012 году включены в репрезентативный список нематериального наследия человечества, находящегося под угрозой исчезновения, — рассказала Айжан Калимбетова, ассистент по коммуникациям Бюро ЮНЕСКО в Алматы. — Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО в Кыргызстане отобрала для мастер-классов самых лучших ремесленниц со всех областей страны.

Надо отдать должное коллективу Дома-музея М. Фрунзе, что они смогли обустроить помещение так, что на первом этаже здания предметы кочевой культуры кыргызов оказались представлены во всём своём многообразии и красе. Тут же на расстеленных войлочных коврах сидели сами мастерицы и занимались рукоделием. Свое-образная экспозиция действовала и под открытым небом, на улице перед музеем. Здесь посетители (в тот момент находилась большая группа туристов из Китая) и приглашённые школьники могли наблюдать все процессы изготовления ширдаков и ала-кийизов.

Координатор ассоциации ремесленников Нарынской области Замира Мусралиева провела для нас с нашим фотокорреспондентом Ириной Ковшовой небольшой мастер-класс, благо все материалы, инвентарь и образцы они привезли с собой. Способ изготовления войлочных ковров сохранился с древних времён. Самой сложной работой в изготовлении ширдаков и ала-кийизов, по словам мастерицы, является очистка и промывка шерсти. Кстати, выбор красок сегодня существует самый широкий. Есть и натуральные красители, и химические.

Выструганными палочками ремесленница стала сбивать приготовленную овечью шерсть так, чтобы она образовывала плотные и целостные куски. Сваляный кусок войлока заливают горячей водой, выкладывают на подстилку из чия, скатывают и снова начинают валять, только уже ногами. И уже в готовое полотно, используя всё ту же технику валяния, потом «вплетают» разноцветные узоры. На словах получается легко, но на практике это всё требует немалых усилий и терпения. «Процесс не столько тяжёлый, — говорит З. Мусралиева, — со временем привыкаешь, сколько трудоёмкий и занимает много времени». По словам моей собеседницы, около месяца уходит на то, чтобы создать войлочный ковёр. Как правило, занимаются этим в сёлах женщины. Девочек начинают приучать к работе, сначала поручая чистку и промывку шерсти. Потом, чем старше те становятся, им поручают более сложную и тяжёлую работу. Всё делается вручную, вплоть до изготовления ниток.

Как из шерсти сделать нить, З. Мусралиева тут же продемонстрировала. С помощью самодельного веретена умелые пальцы мастерицы стали скручивать из кусочков шерсти вьющуюся верёвочку. Всё отработано настолько, что ремесленница даже не следила глазами за тем, что делает.

— Пользуются ли ширдаки и ала-кийизы спросом? — поинтересовался я у З. Мусралиевой. По её словам, войлочные ковры охотно покупают кыргызстанцы, с удовольствием увозят их на родину иностранцы. Изделия из войлока — это бренд Кыргызстана наравне с озером Иссык-Куль и горными пиками.

— Войлок возвращается в повседневную жизнь, — поделилась своим мнением другая моя собеседница этнодизайнер Бурул Мамбетова. — Долгое время традиционные национальные изделия, используемые кыргызами в убранстве юрт, можно было видеть только в сёлах. Теперь они появляются и в квартирах горожан. Очень хорошо, что мастер-классы по изготовлению ширдаков и ала-кийизов проходят в столице. Сюда приводят школьников, и дети более подробно узнают о традиционной культуре народа.

Тема кочевого наследия не исчерпала себя проведением только мастер-классов. По их завершении состоялся круглый стол, во время которого мастерицы могли рассказать, какой помощи ждут от государства, и внесли свои предложения. Об этом читайте в следующем номере газеты.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Ирины КОВШОВОЙ.






Добавить комментарий