Main Menu

Очарованный странник

Год назад ушел от нас Альгис Видугирис

Он вдруг появлялся средь уличной  толчеи, лёгкий, стремительный, и, мельком кивнув, пролетал мимо или останавливался и, отведя на обочину тротуара, разражался вдохновенными тирадами на самые неожиданные темы. Видимо, подоспевало время  разрядиться, чтобы потом идти дальше и наполняться новыми смыслами. И эти тирады — выброс невзначай, подарок от души сожителю по планете.

Очарованный странник. Вечный юноша…
Разговор с Альгисом всегда обретал характер вольных импровизаций, в чём-то эклектичный, но привлекательный непредсказуемостью образов, рефлексий. Зная о его недюжинной эрудиции, можно было, конечно, направить русло беседы на какую-то определённую проблему, но опасаешься оборвать полёт его воображения и таким образом оборвать повествование, которое, даже если малопонятно, всегда захватывало.
А. Видугирис приехал в Кыргызстан в 1962 году после окончания ВГИКа. На три месяца, как думалось сначала, но остался навсегда. Творчество Видугириса стало неотъемлемой частью национальной культуры кыргызов. Оператор, сценарист, режиссёр, писатель, философ.
Приезд уроженца нежной Балтии в край суровых гор — осознанный выбор и, как утверждал Альгис, был предопределен свыше. Ещё в студенческие годы он сотрудничал с Институтом востоковедения и, снимая фильмы для конгрессов учёных, прошёл Среднюю Азию. Одна из экспедиций искала следы матриархата, цивилизации, быть может, более выcокой, чем нынешняя, организованной по стандартам воинствующего патриархата. По их предположениям, именно в проявлениях цивилизации матриархата может таиться формула гармонии, обрести которую жаждет человечество и которая пока недоступна грубым штампам мужских стереотипов.
— Следы нашли, — печалился Альгис, — но таких, по которым можно построить логику научной системы, не удалось. Быть может, искомая формула гармонии всё-таки не в пыли веков, а в глубине человека, которую не устаёт исследовать искусство и наиболее осязаемо — кинематограф.
Уже первые фильмы Видугириса «Обращенные к солнцу», «ПСП», «Вахта» принесли награды на кинофестивалях и привлекли внимание видных деятелей мирового кинематографа. Они свидетельствовали о режиссёре как о своеобразном художнике, счастливо сочетающем конкретность изображения с устремлённостью к философским обобщениям.
В фильме «Перекрытие» есть головокружительный кадр: человек, распластавшись по канату, рискуя каждую секунду сорваться вниз, пробирается над бушующим Нарыном. Этот человек — сам режиссёр А. Видугирис. Этот кадр — метафора творчества режиссёра, если попытаться кратко и объёмно оное определить. Всё на грани риска, на грани дозволенного. Ради чего? Ради убедительности героического труда людей, перекрывающих горную реку? Безусловно, и это предполагалось. Но идея фильма в другом: перекрытие своей косности, трусости, привычек ради непрерывности духовного развития. А бурная река, риск — это образ бесстрашия, которым человек должен обладать не для поступков напоказ, которые имеют статус героических, а для тихой незаметной работы по своему совершенствованию.
В 70-е годы прошлого столетия завершилось самое масштабное строительство за многовековую историю кыргызов — Токтогульской ГЭС. Видугирис как режиссёр-оператор снимает репортажи, на основе многолетнего сотрудничества смонтировал полнометражные документальные фильмы «Нарынский дневник», «Токтогульское море — день первый», «В год неспокойного солнца», которые завоевали множество наград на международных кинофестивалях и стали гордостью отечественного кинематографа. Безусловно, будь режиссёр порасторопнее, он на волне общественного подъёма, политического ажиотажа вокруг грандиозной стройки, летописцем которой  являлся, бросился бы «на глаза» власти и ходил бы, колесом выгнув грудь, на которой перезванивались бы награды. Но мы уж как-то привыкли к тому, что власть за толпой вымогателей и попрошаек наград почти не видит достойных.
Строители присвоили Видугирису звание почетного строителя Токтогульской ГЭС. Впрочем, Альгису фильмы не важны с точки зрения того, сколько наград они принесли, а насколько он вырос сам как мастер и насколько расширились горизонты его духовно-нравственных поисков и не пошел ли он на поводу социального заказа. Дилогия о Токтогульской ГЭС — это не только летопись стройки, а прежде всего  исповедь художника, художественное исследование человека, поиск гармонии между человеком и обществом в их движении к плодотворному сосуществованию. За размахом событий режиссёр никогда не забывает отдельного конкретного человека и не устаёт утверждать, что процессы, происходящие в нравственном мире этого конкретного человека, не менее значительны, чем великие стройки. Масштаб и конкретность, пафос и лиризм, народ и личность — соединение таких разнополюсных начал в цельное органическое повествование позволяет отнести документальные фильмы Видугириса к уникальным явлениям мирового кинематографа. Эти фильмы в качестве учебных пособий используются в программе ВГИКа и других творческих вузов стран ближнего и дальнего зарубежья.
Каждый истинный художник, расширяя диапазон творчества, стремится полнее запечатлеть свой образ мира. Видугирис в своей деятельности не раз обращался к игровому кино. Он снял короткометражные игровые фильмы «Очкарик», «Это не беда», «Замки на песке», «Сказ о колесе и чинаре», полнометражные игровые фильмы «Мужчины без женщин», «Катастрофу не разрешаю». Фильмы разные: знаменитые и незнаменитые, деловитые и праздничные, везучие и невезучие, но все — одухотворенные жаждой высоких смыслов, согретые жгучим интересом к человеку, обыкновенному гомо сапиенс с его достоинствами и пороками. Режиссёр не возводит многозначительных конструкций, своё видение, свой образ мира он раскрывает через самые заурядные, понятные всем истории. Например «Замки на песке» (кроме региональных призов, четыре международных, таких, как «Золотой дракон», «Золотая статуэтка») — фильм с очень простым сюжетом. Мальчик на берегу озера из мокрого песка возводит замки. Набегающая волна смывает их. Мальчик начинает сначала. Его одержимость захватывает зевак, и они начинают тоже возводить замки. Закрывая горизонт, приближается волна, светит солнце. Фильм — изящная притча, заражает своей искренностью и самым естественным образом выводит на многозначные поэтические и философские обобщения.
Новое время, когда многие классики кино со всех ног бросились ловить удачу в бизнесе, политике, не внесло существенных корректив в жизнеповедение Альгиса, ибо он всегда был сосредоточен на легализации своего внутреннего мира.  У него авторская программа «Забытые боги Евразии» на ЦТ в Москве. Круг исследований Видугириса — взаимодействие культур Востока и Запада, поиски их общих корней в древности. Когда программу закрыли — а это часто случается в наше неустойчивое на принципы время, — Альгис засел за романы, философские трактаты, как давно мечталось.
Какое счастье ни от кого не зависеть, сам себе режиссёр, сценарист, декоратор, костюмер, и не надо унизительных хлопот о финансировании, пролонгации и т.д. и т.п. Сиди себе и пиши, отправляйся в странствования по времени и пространству, и твоя путеводная звезда — не жалкие установки насквозь заклишированного мира, а зов собственного сердца, высота собственной мысли…
Видугирис — автор трёх романов: «Орда», «Гибель Прометея»,  «Овидий в ссылке», объёмного философского трактата «Создание и конструирование мифо-поэтических образов, или Химеристка». Они пока не изданы, хотя есть восторженные отзывы из признанных научных центров. Перед нами отрывок отзыва из МГУ имени Ломоносова из Москвы: «По-настоящему оригинальный, едва ли не беспрецедентный проект, в котором глубокая научная идея реализуется средствами высокого искусства. Известный тезис об обучении как творчестве обретает здесь буквальный смысл…».
Подобные отзывы ещё можно продолжать, но что толку, ведь сегодня всё решают не мыслители. Я не бог весть какой судья романам и научным трудам, но нисколько не удивлюсь, если, когда эти книги будут изданы, общественность заговорит о Видугирисе-писателе, философе, как когда-то говорили о феномене кинематографиста Видугириса.
Он умер, как жил. На лету. Осиротели семья, кыргызский кинематограф… И замыслы, воплотить которые смог бы только он.
Альгимантаса похоронили на склоне Чон-Таша, как он завещал. Его сердце и дух остались с нами. Литовец по рождению, по сути жизни он стал патриотом Кыргызстана. Его фильмы представили миру образ страны и народа и вошли в сокровищницу мирового искусства. Такое по плечу немногим.

Талип ИБРАИМОВ.






Добавить комментарий