Main Menu

Её величество интарсия

Каждый год в сентябре мировая общественность отмечает Международный день мира. Тема его празднования в 2019 году — «Борьба с изменением климата ради мира». Этот девиз подчёркивает важность борьбы с изменением климата как способа сохранения и поддержания мира на всей планете. В формате Международного дня мира Координационный совет российских соотечественников и Российский центр науки и культуры в Бишкеке инициировали проведение художественной декоративно-прикладной выставки.

В её экспозиции, открытие которой состоялось в Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева, представлены замечательные произведения заслуженного деятеля культуры КР Владимира Горового, создателя уникальной отечественной техники «интарсия», а также самобытные работы, выполненные в ней его творческими последователями и учениками: Саламат Алмазбековой, Бегаим Бойчубековой, Нуржамал Жолдош кызы, Айпери Еришевой, Жылдызбеком Токтогул уулу, Уларом Каиповым, Степаном Новиковым и Павлом Колодовым.

Картины Владимира Горового давно получили признание не только в родном Кыргызстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье, они представлены в различных музеях и частных коллекциях Германии, Бельгии, Великобритании, США, Китая, Южной Кореи, Украины и других государств. Сейчас его композиции украшают резиденцию «Ала-Арча» и стены кабинетов президентов Австрии, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана. Картины, поделки, мебель и прочие работы в технике «интарсия» создаются исключительно вручную и всегда считались предметом роскоши. Для изготовления работ в подобной технике подбирают разную по цвету древесину, которую нарезают на тончайшие ленты, предварительно удалив все дефекты, полоски склеивают до листов нужного размера, из которых вырезают детали для мозаики. Детали, образующие узор, плотно подгоняют друг к другу, склеивают и вставляют в рамку. Внешняя сторона набора тщательно полируется.

Увидев этот вид инкрустации деревом по дереву впервые, Владимир Романович Горовой мгновенно влюбился в него. Техника покоряет своей теплотой, богатством оттенков и текстуры, игрой света на обработанной поверхности. Проста в исполнении, но требует большой аккуратности, терпения, ведь для того, чтобы создать одну картину, можно затратить от двух недель до двух месяцев, всё зависит от сложности задуманного. Достаточно выполнить лишь несколько работ, чтобы привыкнуть к материалу, а дальше надо лишь продолжать путь к совершенству. Дерево — очень декоративный материал, позволяющий легко сплетать в узоры раздольные поля, ветер, холмы и горы, создавать орнаментальные композиции из множества деталей, словно прятать предметы в древесную плоскость картины. Как автор, Владимир Горовой стремился передать всю волшебную изменчивость мира природы — жар полуденного солнца, молчание камней, влажный воздух, пронизанные лучами рассвета горные отроги.

Для создания полотен нужно только дерево разных пород и воображение автора. Собственная техника Горового была придумана и выработана 15 лет назад, по признанию мастера, она рождалась шесть лет. Сейчас художник уже воспитал целую школу учеников. На открывшейся выставке его последователи уже представили собственные древесные панно и композиции. Горовой — самобытное явление в искусстве Кыргызстана. Всё его творчество синтетично, он декоратор, монументалист, дизайнер, мастер маркетри, бутафор, который способен всегда находить неординарное, нестандартное художественное решение. Кстати, Владимир Горовой является также художником-постановщиком художественного фильма народного артиста СССР Болота Шамшиева «Восхождение на Фудзияму».

Если обратиться к истории, то интарсия — вид декоративно-прикладного искусства, зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла весьма высокого уровня в Древней Греции и Риме. Древесные орнаменты делались из клёна, самшита, падуба, железного дерева и кизила. Сегодня в нашей стране интарсией занимается не очень много мастеров кисти, которых подвиг на это творческий пример Владимира Горового. Дерево — излюбленный материал художника, оно служит не только сюжетом для изображения, но и материалом декора при оформлении интерьеров, а также основой, на которой, как на полотне, создаётся целая картина. В своих художественных вещах автор творчески использует интарсию с элементами резьбы, комбинирует дерево с богатой текстурой с металлом и стеклом. Его неповторимые интерьеры вызывают восторг у ценителей искусства, вдохновенно воздействуют на публику и преображают зрителей. Художественные устремления автора позволяют ему создать образный язык также в произведениях монументально-декоративного характера.

Среди его прекрасных работ есть удивительные панно с изображением аята, который произносят, принимая ислам. Работа над ним принесла художнику истинное удовлетворение. Владимир Горовой однажды заметил, что не любит изображать людей: «Я пришёл к такому периоду в судьбе, что воплощаю в жизнь не желания людей, а то, чего требует моя душа. Мне приносит наслаждение, когда я изображаю природу, растения. Что есть у человека? Рот, два глаза, нос, а природа и растения имеют тысячи, миллионы деталей. Я погружаюсь в эти глубины и живу этим».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий