Main Menu

Размышления на досуге

Ош — один из ярких, контрастных городов Центральной Азии. В нём этническое разнообразие народов напоминает цветы, выросшие на склонах Сулайман- горы, являющейся визитной карточкой города.

В Оше в то время, мне кажется, проживало около полумиллиона человек. Новое поколение кыргызов и узбеков, предки которых веками жили вместе в Кокандском ханстве, европейскую культуру опрометчиво не впитывает, как губка, ибо в жилах семи поколений живёт тот жестокий ислам, характерный одноглазому Кунанбаю, повесившему на бревне, горизонтально установленном на высоком горбу огромного верблюда, тестя и невестку. Если внимательно всмотреться в лица нынешнего поколения, легко можно угадать ту феодальную жилку, которая осталась от уклада жизни Кокандского ханства.

Я горжусь тем, что являюсь сыном Советского Союза, покорившего почти половину мира. Это огромное государство очерняют, коммунизм сравнивают с фашизмом и т. д. Эти нападки, ненависть, ложь и чёрная зависть наших недругов касаются и нашей страны, элита которой, по ряду объективных причин, не умеет управлять ею. Демонтаж памятника Ленину для кыргызов — это удар по собственной истории, доказательство того, что у историков короткая память. Кыргыз, лишившийся двух стремян, недавно служивших ему опорой, может выпасть из седла. В этом наш народ не виноват. Это отрицание самого себя и дурной пример тех некоторых депутатов, страдавших паранойей и либерализмом. Кто из кыргызов может забыть повесть К. Баялиева «Ажар» и тяжелейшую судьбу того поколения с кровоточащей раной, нанесённой ему царской Россией. Поколение бедной Ажар оказалось на перекрёстке смены одной власти другой. Демонтаж памятника Ленину наводит на мысль о националистической Украине, сегодня почти лишившейся 70-летней истории.

Спасибо ошанам, которые в смутные времена сохранили памятник Ленину и не дали тем нигилистам и либералам сдвинуть памятник с места, которые в Бишкеке стыдились памятника Ленину и слегка смущались, что 70 лет плохо жили и не видели демократии. Для кыргыза чем больше демократии, тем больше охлократии. Демократия для большинства кыргызов означает вседозволенность, когда речь идёт о митингах и пикетах.

Другой визитной карточкой родного мне Оша является река Ак-Буура, от её сверкающих волн исходит позитивная энергетика, благодаря которой ошанин становится благородным, не крикливым, задумчивым и немного лирическим. Пока живы имена Сулайман-Тоо и реки Ак-Буура, никто из туристов не может заблудиться и не случится всем известный конфуз, произошедший с героем фильма «Ирония судьбы».

Ак-Буура берёт начало в предгорьях Алая, богатых белоснежными ледниками. В верховье её построено водохранилище Папан,  благодаря которому обильно поливается благодатная долина Кара-Суу. Идея строительства водохранилища принадлежит золотой голове первого секретаря Ошского  обкома партии покойного Султана Ибраимова, который до конца своей жизни продолжал земельно-водную реформу, начатую ещё в 1926 году. Благородный руководитель, скромный сын кыргызского народа привёл степи в цветущее состояние. По воспоминаниям Шаршеке Элчибаева, заслуженного строителя Киргизской ССР, стихией С. Ибраимова была вода, обеспечение сухой земли поливом. Он ненавидел дороги с колдобинами и ухабами. Под руководством Шаршеке Элчибаева построен нынешний Токтогул. Его промышленная зона, социальная инфраструктура, десятки жилых домов города во время сильнейшего землетрясения 1992 года не подверглись разрушению. Талантливый и образованный строитель Ш. Элчибаев, не достроив наш город, по приказу первого секретаря ЦК компартии Киргизии Т. Усубалиева был направлен на строительство Папанского водохранилища. Оказывается, его, самого востребованного строителя-профессионала, запрашивал сам Султан Ибраимов.

Мой экскурс в прошлое был бы просто банальным воспоминанием, если бы я не озвучил свою идею назвать 2-й микрорайон города Токтогула именем Шаршеке Элчибаева, потому что в нём расположено здание районной госадминистрации и другие достопримечательности города, строительством которых он непосредственно руководил. Прочитав эту статью, старшее поколение, современники Ш. Элчибаева, уверен, скажут своё веское слово о нём и той идее, которая поднята мною. Сейчас молодёжь не знает, как строился наш посёлок, его историю. Мы шагаем по улицам родного города. Молодое поколение спросит: кто такой Ш. Элчибаев? Нам же приятно и радостно ходить по тем местам, где денно и нощно трудился Шаршеке-аке. А чьими именами городская мэрия называет улицы? Серых чиновников и тех, кто того не заслуживает.

Хорошо было бы, если Т. Сагынбаев — сотрудник Ш. Элчибаева поделился своими воспоминаниями о нём и о грандиозном строительстве под его руководством. На эту статью, думаю, могут откликнуться председатель районного Совета ветеранов труда М. Сарпашов, председатель Токтогульского городского Совета ветеранов труда С. Исмаилов и другие люди старшего поколения.

Нынешний мэр Токтогула Болот Болгонбеков, видимо, когда-то воспитывался в детском саду «Достук», который за всю историю выпустил тысячи детей, овладевших русским языком. Его строительством успешно руководил сам Ш. Элчибаев. Необходимо было сдать здание к новому учебному году, и мне, плотнику второго разряда, перед службой в Советской Армии пришлось работать на его строительстве днём и ночью в авральном режиме. Тогда времена были добрые, но суровые: необходимо было переселить один посёлок и 26 деревень на новые места. Деньги, выделенные Госпланом, вовремя не осваивались: не хватало рабочих рук и нужных строительных материалов. Необходимо было вывезти население из зоны затопления водохранилища, такова была жёсткая директива партии. Об этом отрезке деятельности Ш. Элчибаева бывший редактор районной газеты «Шамшыкал» И. Токтогулов написал значительную статью. Её можно найти в архиве. Болот Болгонбеков и наши уважаемые депутаты, наверняка, поддержат моё предложение.

В своих размышлениях я отошёл от святого Оша. Одна из его важных визитных карточек — кулинария, частью которой является мастава, готовая к раннему утру. Её слегка приправляют айраном. Лагман, тесто которого руками мастеров кулинарии растянуто на несколько метров, удивляет европейцев и японцев. Прежде чем приступить к еде, они фотографируют лагман. Это жест восхищения кулинарами, создавшими такой шедевр. С пловом, зелёным чаем и дешёвой горячей лепёшкой вмиг забываешь мелкие заботы о бренном мире, становишься добрым, мягким и отзывчивым. Огромный базар Оша почти не подвержен инфляции: об этом рассказал мне преподаватель пединститута Кахас агай, мой близкий товарищ, имя которого я забыл по истечении времени «благодаря» моему разгильдяйству. Будучи студентами пединститута, когда страдали от безденежья, мы обычно ходили на базар и становились «дегустаторами» овощей, фруктов и других продуктов. Отправляли их в рот немытыми прямо перед торговцем, пренебрегая правилами санитарии, таким образом демонстрируя торговцам, что проверяем спелость плода, и, если его качество понравится, купим. Иногда последствия таких наших «рейдов» заканчивались нехорошо.

Д. ТУРДУКОЖОЕВ, отличник государственной службы.






Добавить комментарий